Что им стоит их освоить?..

Почему муниципальные власти городов и районов Коми не в состоянии достроить важнейшие социальные объекты, несмотря на достаточное финансирование

Почему муниципальные власти городов и районов Коми не в состоянии достроить важнейшие социальные объекты, несмотря на достаточное финансирование

Жители посёлка Поинга в Коми могут замёрзнуть этой зимой. Просто потому, что не стали заготавливать дрова – им гарантировали, что уже осенью они переедут в специально для них возведённый квартал. Однако строительство далеко от завершения. Подобных примеров в республике можно набрать десятки. Кто-то скажет: всё понятно – строить начали, а деньги закончились. И ошибётся. Средства на многочисленные социальные объекты Сыктывкар выделил полностью, вот только местные власти не сумели их освоить. Почему так происходит, выяснял собкор «НВ».

На последнем заседании Совета руководителей советов Коми первый заместитель министра архитектуры, строительства и коммунального хозяйства РК Александр Можегов сообщил, что за последние годы объём инвестиций из республиканского бюджета в строительство объектов государственной и муниципальной собственности устойчиво растёт. Только в 2012 году по сравнению с 2011 годом он увеличился на 46 процентов.

А в этом году на строительство и реконструкцию объектов социальной сферы в республиканском бюджете предусмотрено более 2,5 миллиарда рублей. Однако процент освоения этих немалых сумм стал ещё ниже, чем был в прошлом году. Сейчас на некоторых объектах он не достигает и 50 процентов, а в целом по республике освоено 70 процентов выделенных средств.

Как, в частности, выяснили аудиторы Контрольно-счётной палаты Коми после проверки результативности использования средств на реализацию целевой республиканской программы «Модернизация дошкольного образования в Республике Коми (2012–2015 годы)», из шести детских садиков, ввод в строй которых был запланирован на 2012 год, возведён только один. Сроки ввода остальных перенесены на 2014–2015 годы.

Или другой пример. Как сообщил министр развития промышленности и транспорта Андрей Самоделкин, открытие регулярных авиарейсов в ряд районных центров пришлось перенести на следующий год только потому, что до сих пор не готовы взлётно-посадочные полосы.

***

Причина неосвоения миллиардных средств, выделенных на социальные объекты, кроется не только в нерасторопности районных властей. Проблема, например, и в удалённости многих из этих объектов. По словам Александра Можегова, довольно часто строительство откладывается из-за того, что не состоялся аукцион, а произошло это из-за отсутствия претендентов – попросту нет желающих строить в отдалённом районе и за небольшие деньги. Именно по этой причине в этом году не дождутся фельдшерско-акушерских пунктов 

(ФАПов) жители сёл в Ижемском, Троицко-Печорском и Усть-Цилемском районах.

Впрочем, никакой удалённостью нельзя объяснить затянувшееся строительство поликлиники в столице Коми (её строят уже почти шесть лет!). На её возведение республика выделила более 200 миллионов рублей, но властям не повезло с подрядчиком. Аукцион на проведение строительных работ выиграла одна петербургская фирма, но, по словам председателя совета Сыктывкара Николая Курсакова, со взятыми на себя обязательствами она не справилась. Договор с ней пришлось расторгнуть и искать другого исполнителя.

– Я уверен, что, расторгнув этот контракт, мы поступили правильно, – заявил при этом руководитель городского парламента. – Важно не то, что мы опаздываем, а то, с каким качеством будет построена поликлиника.

Трудно сказать, убедят ли сыктывкарцев, живущих в центре города, эти слова, учитывая, что они уже потеряли всякую надежду, что когда-то придут в современную поликлинику, где будут расположены все необходимые врачебные и процедурные кабинеты.

А властям Сыктывдинского района не повезло сразу с несколькими подрядчиками. Как сообщил председатель районного совета Александр Шкодник, дома для жителей Поинги возводят пять организаций. И поскольку в районе нет главного архитектора, их действия никем не согласовывались, каждая проводила планировку самостоятельно, в итоге теперь, например, непонятно, на каком уровне произведена закладка подземных сетей. При этом сроки выполнения контрактов постоянно нарушались. Вдобавок ко всему прочему весь квартал оказался без уличного освещения.

В этом же районе из-за нерасторопности подрядчика в селе Палевицы пришлось законсервировать недостроенный детский сад. А в селе Якша Троицко-Печорского района строители могут не успеть достроить и сдать до августа 2014 года школу, и тогда детям просто-напросто негде будет учиться.

– Несовершенство системы распределения подрядов при помощи электронных торгов, предполагающей безликость участников аукционов, приводит к тому, что мы получаем шаромыжников, – подчеркнул председатель совета Троицко-Печорского района Владимир Никольский.

***

Решения проблемы предлагаются разные. Председатель комитета Госсовета РК по природопользованию Александр Макаренко предложил наказывать недобросовестных подрядчиков рублём. Например, применять залоги при проведении конкурсных процедур.

Спикер республиканского парламента Игорь Ковзель и ряд депутатов недоумевали, почему местные проектировщики не занимаются разработкой типовых проектов. На этом хорошо зарабатывают их коллеги-кировчане, но муниципалитеты несут дополнительные расходы за привязку к местным условиям, порой такие проекты приходиться переделывать несколько раз, отчего их стоимость резко возрастает, а сроки сдачи откладываются.

Александр Можегов сообщил, что с нового года субсидирование на строительство и реконструкцию объектов будет производиться по отраслевому принципу. Например, средства на возведение детского сада или школы будут перечисляться через министерство образования, на строительство ФАПа или больницы – через минздрав. Тем самым повысится ответственность профильных министерств, которые будут отвечать за конечный результат. Но такой путь решения проблемы вызвал бурные возражения как некоторых муниципалов, так и депутатов Госсовета РК. В республиканских министерствах образования, культуры и здравоохранения, как выяснилось, нет соответствующих специалистов, а неспециалист не сможет профессионально оценить качество строительства.

Но, как бы то ни было, правительство Коми намерено решительно бороться с неосвоением средств на социальные объекты. По словам заместителя начальника отдела проверок и ревизий Контрольно-счётной палаты РК Натальи Каракчиевой, со следующего года если до 1 июля не будет готова документация и не заключены все необходимые контракты, то средства будут изыматься и направляться на другие объекты. А при удорожании строительства по причине допущенных нарушений и просчётов разница будет восполняться за счёт муниципального бюджета.

Мера жёсткая, но насколько она окажется эффективной, если учесть, что не всегда муниципальные власти виноваты в том, что не удалось вовремя сдать тот или иной важный объект? А бить рублём по муниципальному бюджету – это наказывать не только руководителей, но и жителей городов и районов, где не сдали в срок школу, детский сад или больницу…

 

прямая речь

Владимир Торлопов, член Совета Федерации РФ от Коми:

– Если не получается осваивать средства в полном объёме, то при таком подходе и на федеральные деньги также трудно будет рассчитывать. Я понимаю, что есть объективные причины, но на это стоит обратить пристальное внимание, потому что, затягивая сроки строительства, мы обманываем ожидания людей, которые ждут детский сад, школу или больницу.

Игорь Ковзель, председатель Государственного совета Коми:

– Недобросовестность подрядчиков выявляется, подаются иски в суды, начисляются штрафы, пени, аннулируются договора, но это не главное. Мы теряем время. 1 января 2014 года вступает в силу новый закон о федеральной контрактной системе, там уже будет более чётко прописано, как готовиться к конкурсам и как они будут проходить. Думаю, это поможет улучшить ситуацию.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.