Как в одном Департаменте с пьянством боролись
В Петербурге вступил в силу закон, ужесточающий ограничения на розничную торговлю алкоголем… Тем временем в Департаменте по борьбе со скверной состоялось совещание, посвящённое внедрению новых методов борьбы с пьянством
В Петербурге вступил в силу закон, ужесточающий ограничения на розничную торговлю алкоголем… Тем временем в Департаменте по борьбе со скверной состоялось совещание, посвящённое внедрению новых методов борьбы с пьянством
Тимофей Гарик, поэт
– Итак, господа… – откашлялся глава Департамента по борьбе со скверной. – Повестку сегодняшнего заседания нам диктует сама жизнь.
– А если точнее? – недоверчиво поинтересовался начальник Управления идеологического благообразия.
– А точнее – вот эта директива, спущенная к исполнению третьего дня, – глава Департамента бережно достал из красной кожаной папочки бумагу с гербовой печатью. – Зачитываю: «Заботы о здоровье граждан ради и удовлетворения народных чаяний токмо для считаем целесо-образным искоренить пьянство на местах». Вот так, господа… Иными словами, мочи больше у людей нет это безобразие терпеть. Придётся начинать борьбу с пьянством… На местах, так сказать.
– Ну, вы же понимаете, что это несерьёзно, – развёл руками начальник Управления идеологического благообразия.
– Да уж как не понять…
– А почему, собственно, «несерьёзно»? – подал голос уполномоченный представитель Возмущённой общественности.
Глава Департамента и начальник Управления переглянулись.
Уполномоченный представитель, следуя одной из свежеспущенных директив, должен был присутствовать на всех заседаниях Департамента. И хотя звали его для одной только проформы, он то и дело вмешивался и пытался торпедировать работу своими неуместными репликами.
– Молодой человек, – поправил очки начальник Управления идеологического благообразия. – Вам должно быть известно, что, согласно директиве от… – начальник Управления послюнявил было пальчик, чтобы полистать подшивку, но передумал. – Словом, согласно той самой директиве, наш народ является носителем высокой духовности, беспредельной душевности и необъятного радушия.
– Ну и?..
– А на чём зиждется сия духовность, вам неизвестно?
– А на чём?..
– То-то и оно, молодой человек!
Уполномоченный представитель попытался было возразить, однако его пыл вовремя охладил начальник Управления финансов:
– Слушай, ты вообще зарплату получать хочешь за то, что тут вот сидишь? А хочешь – так и помалкивай! Прикинь сначала, с каких таких налогов да акцизов тебе тут деньги платят.
Уполномоченный представитель прикинул – и предпочёл не возражать.
– Словом, задача поставлена, цели определены. Приступим, – постучал карандашом по графину глава Департамента по борьбе со скверной. – Итак, какие последуют предложения?
– Повысить цены на водку! – ляпнул начальник Управления финансов. – А то вон до чего дошли. Раньше поллитровка стоила как пять вёдер кваса, а теперь как две бутылки. А повысим цены на неё, родимую, – и бюджету прибыток будет, и пить, глядишь, поменьше станут.
В зале заседаний повисло неловкое молчание. Первым, как и положено руководителю, опомнился глава Департамента.
– Да в том-то и дело, – вздохнул он, – что не станут. Это как в том анекдоте: «Что, папа, теперь ты будешь меньше пить?» – «Нет, деточка, это ты будешь меньше есть».
– Да даже не в этом дело! – воскликнул начальник Управления идеологического благообразия. – Вы что, забыли, чем однажды подобные шуточки закончились?! Виноградники повырубали – и каюк всей стране!
– Да, этого мы не допустим! – решительно отчеканил глава Департамента. – Не для того мы тут работаем не покладая рук, чтобы, понимаешь…. Нам не с народом собственным бороться велено. А с пьянством!
– М-да… Задачка, однако…
– Для начала надо ответить на три главных вопроса: что? где? когда?
– Что «что-где-когда»?
– Что пьют, где пьют, когда пьют.
– Да вот пиво всё больше пьют в последнее время, – ловко извлёк из портфеля соответствующую справку начальник Управления алгебраических манипуляций.
– А вот это плохо, господа… Это – никуда не годится!
– Да не просто «плохо» – опасно! Этак мы всю национальную идентичность растеряем к чертям собачьим. Станем как какие-нибудь чехи или немцы.
– Как немцы?.. Чур тебя!
– Ну! Пьют себе пиво своё круглые сутки – и не спиваются, сволочи…
– Да, надо что-то срочно делать…
– А что, если приравнять пиво к водке? – неуверенно предложил начальник Управления финансов.
– Это как? – испугался начальник Управления идеологического благообразия. – Ты думаешь, что говоришь, вообще?! Где пиво и где водка! Водка – это… Это… Ну там космос, балет, матрёшки… И водка. Как это так – «приравнять»?!
– А вы не горячитесь. Я не о том. Но вот, например, нельзя водку рекламировать – и пиво пусть будет тоже нельзя. Нельзя водку где-нибудь распивать – и пиво пусть будет нельзя.
– Мысль…
– А главное, – продолжил начальник Управления финансов, – надо сделать так, чтобы бутылка пива стоила как бутылка водки!
– Правильно! – глава Департамента был в полном восторге. – А то развели, понимаешь, сопли. Что это за пиво вообще – три с половиной градуса! Этой мочой нормальному мужику и не набраться как следует даже!
– А вот в Европе… – выглянул откуда-то из-под стола уполномоченный представитель Возмущённой общественности. – Сухое вино и лёгкое пиво…
– Нет, ну вот паразит ты этакий! – не выдержал начальник Управления идеологического благообразия.
А начальник Управления финансов ничего не сказал. Только выразительно посмотрел на уполномоченного представителя – и того больше никто не слышал.
– Ладно – вопрос закрыт. Принято, – глава Департамента по борьбе со скверной сделал пометку в своём блокноте. – Теперь вопрос второй: «Где?»
– Да где попало! На лавочках пьют, в парках, на концертах всяких, на футболе…
– Запретить – к чёртовой матери!
– А ну как роптать начнут?..
– А мы на зарубежный опыт сошлёмся. Наш человек заграницу уважает…
– Но там вроде можно: и на скамейках, и на стадионах…
– Ну, тогда, скажем…. Скажем: мол, нечего нам на эту загнивающую заграницу равняться. Они нам – не указ.
– Хорошо бы ещё, конечно, и в ресторанах запретить…
– Это да… Это хорошо бы, конечно… Но не всё сразу.
– Ну, значит, решили. Остаётся последний вопрос: «Когда?» Пить с трёх, например, до пяти им не запретишь. К сожалению… А вот ограничить, так сказать, время продажи – это запросто.
– Илья Семёнович не одобрит, – покачал головой начальник Управления финансов.
– А мы ему – в качестве компенсации – запретим продажу во всяких там ларьках да маленьких магазинчиках.
– А что – идея! Илья Семёнович одобрит! А то он давно жалуется: этот малый бизнес, говорит, достал совсем – работать мешает.
– Значит, ограничим. Но как именно?
– Ну, например, запретим продавать с двух до шести. Или с девяти до часу.
– А почему именно с девяти? Почему до часу?
– А почему нет? Какая разница? Главное – ограничить. Бороться-то как-то надо с этим… с пьянством.
– А может, как раньше, – до обеда не продавать? Тогда опохмеляться не смогут. Запоев не будет…
– Опять «как раньше»?! Опять забыл, чем всё закончилось? Ты что, не понимаешь, что ли? Для нашего человека опохмелиться – это… Это – святое! Мужик принял с утра – и на работу. А не принял – кто знает, куда его занесёт…
– Ну, тогда запретим вечернюю торговлю…
– А вот это уже мудрее!
– Точно! И пить меньше не станут! Даже наоборот – больше.
– ???
– Ну, вот, представь. Идёт мужик с работы. Взял пару бутылок пива. Пришёл домой. Выпил. Ещё захотел. Спустился в магазин – ещё бутылку взял. А лень – так и спать пойдёт. А теперь как будет…
– Как?
– А теперь сразу пять брать будет – на всякий случай. И будь уверен – всё выпьет по-любому.
– Ну, ты – голова!..
– Что ж… Ещё какие предложения по борьбе с пьянством будут? – оглядел собравшихся глава Департамента по борьбе со скверной.
Постановление по итогам заседания Департамента по борьбе со скверной, посвящённого разработке мер по борьбе с пьянством на местах:
1. Запретить распитие в общественных местах, за исключением распивочных. (В перспективе – разработать стратегию запрета распития во всех общественных местах, включая распивочные.)
2. Юридически приравнять пиво к водке. (В перспективе: квас и кефир – к пиву.)
3. Направить в Центр предложение о поэтапной оптимизации (уравнивании) цен, вне зависимости от крепости напитка.
4. В целях повышения оборота продукции ограничить вечернюю торговлю.
5. Во избежание социального напряжения не ограничивать утреннюю торговлю.
6. Исключить из оборотного процесса представителей малого бизнеса.
7. Повысить активность в направлении усиления ощущения национальной идентичности.
(Все действующие лица и структуры – вымышлены. Все совпадения – случайны.)
тем временем…
Закон крепчал…В конце минувшей недели в Петербурге вступил в силу закон, ужесточающий правила продажи алкоголя (в том числе и пива): теперь алкоголь невозможно приобрести в розничной продаже с 22 часов вечера до 11 утра (прежнее ограничение действовало с 23 до 9 часов). Запрет не распространяется на рестораны, бары, кафе, ночные клубы и прочие заведения, имеющие лицензию на торговлю спиртным. Напомним, что федеральные власти делегировали полномочия определять сроки торговли спиртным региональным депутатам (единственное условие: алкоголь нельзя продавать позже 11 часов вечера и ранее 8 утра).
Этот закон – очередное звено антиалкогольной кампании, развернувшейся в последние годы. Так, в рамках этой кампании в начале 2011 года депутаты Госдумы приравняли пиво к крепким алкогольным напиткам. А в нынешнем году вступил в силу закон, запрещающий продавать не только крепкий алкоголь, но и пиво в небольших торговых павильонах. Кроме того, любителя выпить в парке или на скамейке во дворе сегодня могут оштрафовать на сумму до 300 рублей.
Впрочем, как показала практика, слепо скопированные (да ещё и ужесточённые) европейские антиалкогольные законы в России не действуют. Скажем, на распитие в «общественных местах» российские полицейские просто закрывают глаза.
Владимир Афанасьев
их нравыПроводя те или иные законодательные инициативы, в России любят ссылаться на международный опыт. Но как обстоят дела с «антиалкогольной политикой в Европе»?
Франция
Запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним вступил в силу во Франции только в 2008 году. И только в 2009-м возрастной порог был повышен с 16 до 18 лет.
Финляндия
В Финляндии действует государственная монополия на розничную продажу алкогольных напитков (исключая алкоголь крепостью менее 4,7 процента). На упаковку спиртного производители обязаны наносить предупреждения о возможных вредных последствиях его потребления.
Чехия
Министерство по правам человека обязало владельцев чешских точек общепита иметь в своём меню хотя бы один безалкогольный напиток дешевле пива. Ранее в местных кафе и барах бокал пива стоил дешевле безалкогольных напитков, поэтому молодые чехи предпочитали пиво.
Великобритания
С 2005 года питейные заведения, в которых регулярно нарушается общественный порядок, получают предупреждение. Если проблемы не решаются, то владельцам заведений приходится оплачивать расходы на полицейский патруль.
С 2001 года английские полицейские имеют право (на своё усмотрение) изымать спиртное, распиваемое в общественных местах, где присутствие пьяных может рассматриваться как нарушение общественного порядка. Штрафовать любителей выпить на улице «бобби» могут, только если нарушитель отказывается расстаться со спиртным.
наглядно Сколько бутылок пива можно купить вместо одной бутылки водки
Крепость водки, как известно, 40 градусов. Крепость пива (портеры и «ерши» в расчёт не берём) – 4–5 градусов. Таким образом, если говорить о крепости алкогольных напитков, то в одной бутылке водки содержится 8–10 бутылок пива. Стало быть, и соотношение цен на эти напитки теоретически должно быть примерно таким же. Однако цены на алкоголь во многом определяет государство. Государственная акцизная политика может подталкивать людей к распитию как крепкого спиртного, так и пива/вина. Если бутылка водки по стоимости будет равна 10–12 бутылкам пива (как это было в СССР или как в современной Германии), то люди едва ли станут пить много водки (не случайно в Союзе бутылочное пиво было в дефиците). А если только шести бутылкам (как сейчас в России), то пить качественное пиво вместо дешёвой водки могут позволить себе далеко не все.