Уборка улиц пойдёт с молотка
Контракты на уборку городских дорог выставлены на аукцион, в котором может победить… кто угодно
Контракты на уборку городских дорог выставлены на аукцион, в котором может победить… кто угодно
В будущем году петербургские улицы станут убирать подрядчики, выбранные по новой схеме – на аукционе без специальных квалификационных требований к участникам. Замысел очевиден: открытые торги и жёсткая конкурентная борьба претендентов позволят, дескать, сделать трассы опрятнее. Однако многие эксперты полагают, что новшество может привести к весьма плачевным последствиям: бюджетные деньги потратят, а город толком не очистят.
Как сообщила корреспонденту «НВ» официальный представитель комитета по благоустройству Елена Комарова, пока на открытые торги выставлены дороги только двух районов – Невского и Выборгского. Суммы госконтрактов составляют 523 и 552 миллиона рублей соответственно. За эти деньги компания-победитель возьмёт на себя обязательства чистить трассы и прилегающие к ним пешеходные дорожки от снега и грязи, содержать их в нормативном состоянии весь 2014 год.
– По остальным районам аналогичные конкурсы объявят уже в самое ближайшее время, – отметила Елена Комарова. – Это должно произойти до 15 декабря, после чего все городские территории получат компанию, ответственную за уборку.
Общая сумма, выделяемая из бюджета Петербурга на дорожную уборку на следующий год, – около 7,4 миллиарда рублей (правда, окончательно бюджет ещё не принят депутатами, но эта цифра едва ли сильно изменится). Деньги весьма немалые, и несложно предсказать, что желание освоить их возникнет у многих бизнесменов. Но не приведёт ли это к тому, что зимой дороги окажутся завалены снегом, а летом – кучами песка и пыли?
Нужно пояснить, что до недавнего времени все подрядчики работ по уборке трасс выбирались тоже по конкурсу. Но совсем по иному принципу. Компания-претендент должна была отвечать определённым требованиям: иметь необходимое количество уборочной техники, персонала (водителей и механиков) и так далее. То есть городские власти имели гарантии хотя бы того, что деньги не уйдут к заведомо несостоятельным фирмам.
Нынешняя схема оставляет куда больше возможностей для жульничества. Процедура открытого аукциона по 94-му Федеральному закону предусматривает, что победу может одержать кто угодно. Любой предприниматель вправе зарегистрировать фирму «Дорожные рога и копыта», снизить цену (к примеру, с 500 до 300 миллионов рублей), получить половину денег авансами и объявить о своей несостоятельности. Контракт с такой компанией расторгнут, но авансовых денег вернуть уже не удастся, а подведомственные «Доркопытам» трассы покроются ледяными торосами.
К слову, в этом году от открытых торгов решили отказаться в сфере дорожного строительства, благо не раз уже обжигались на разного рода «флорах» (вспоминаем злополучный ремонт Американских мостов). Подрядчики КРТИ при заключении госконтракта теперь обязаны доказать, что имеют достаточно сил и средств для выполнения работ в срок.
Но опыт коллег чиновникам не указ – и комитет по благоустройству решил вернуться к открытым конкурсам. Конечно, заранее сомневаться в их полезности не стоит. Вполне может быть, что какая-нибудь малая фирма «Папа и сыновья» будет намывать дороги как полы в бизнес-центре. Для этого, конечно, неплохо бы иметь парк техники, но всякие чудеса бывают, и поэтому работники указанного комитета давать прогнозы отказываются, отдавая эксперимент на откуп времени. Эксперты же высказываются более смело: приход на рынок дорожной уборки непрофессионалов или откровенных проходимцев может привести к катастрофическим последствиям.
– В Петербурге существует несколько специализированных предприятий, главная функция которых как раз уборка улиц, – говорит аналитик рынка благоустройства Александр Демчук. – Их руководители прекрасно представляют, сколько реально нужно денег на проведение работ. Поэтому они не станут занижать стоимость контракта, иначе окажутся в минусе. А вот сторонние структуры вполне могут пойти на резкое снижение. В результате получим ситуацию, когда и государственные деньги потрачены впустую, и город не очищен.
Хотя есть и третий вариант, тоже очень часто встречающийся. От которого попахивает коррупцией, но доказать её почти невозможно. Конкурс выигрывает малое предприятие – то же «Папа и сыновья», которое за небольшие деньги нанимает крупную дорожную фирму. Формально всё законно, дороги убирают, а что всю прибыль забирает фирма-посредник – так это ненаказуемо.
Насколько эффективна (или неэффективна) новая система распределения бюджетных денег на уборку улиц, покажет уже нынешняя зима. Правда, когда пойдёт снег, что-либо менять будет уже поздно.