«И всё же я выбрал «Зенит»

Экс-наставник петербургского клуба Анатолий Давыдов в канун своего юбилея рассказал «НВ», как стал футболистом и тренером, что считает главным достижением в жизни

Экс-наставник петербургского клуба Анатолий Давыдов в канун своего юбилея рассказал «НВ», как стал футболистом и тренером, что считает главным достижением в жизни

Сегодня свой 60-й день рождения отмечает Анатолий Давыдов – человек, олицетворяющий и ленинградский, и петербургский футбол. В канун юбилея знаменитого игрока и тренера Анатолий Викторович рассказал «НВ» свою футбольную историю.

«В Ленинграде поначалу было тоскливо»

В моём детстве не было футбольных школ. Я не занимался под руководством тренеров, а играл в самый настоящий «дикий» дворовый футбол. И меня, ещё совсем пацана, брали в свою команду взрослые парни и мужики, и я играл наравне с ними. И первую серьёзную травму получил ещё тогда. Мне сломали ногу, не мог ходить, бабушка носила меня в школу на закорках, хорошо, что было недалеко. Родители не запрещали играть в футбол, но мама всё время говорила, что надо получить образование, профессию. Как-то меня заметил тренер команды комбайностроительного завода в Туле и взял к себе. Я учился в девятом классе, но стал получать за футбол деньги – делил ставку в 160 рублей с ещё одним парнем. Получалась немаленькая по тем временам сумма. После школы меня взяли в «Металлург», который играл во второй лиге.

Летом 1975 года пригласили в «Зенит». Тогда была такая практика – из футболистов второй лиги формировали сборную РСФСР, играли матчи с каким-нибудь клубом, приходили люди из команд высшей лиги, выбирали себе понравившихся игроков. После одного матча ко мне подошли работавший тогда вторым тренером в «Зените» Станислав Завидонов и начальник команды Владимир Коренев и предложили переехать в Ленинград.

В Туле меня всё устраивало. В 21 год я уже был капитаном команды, неплохо зарабатывал. Я уже был женат, уже подрастали дети – Жанна и Дима, мне обещали квартиру. И всё же я выбрал «Зенит». Написал заявление о переходе и уже через неделю играл в высшей лиге.

В Ленинграде до этого бывать не доводилось. Первые три месяца жил один в гостинице «Октябрьская», что напротив Московского вокзала. Тяжело было, тоскливо, даже были мысли вернуться в Тулу. Потом, когда приехала семья, стало полегче. Квартиру нам дали, как и обещали, трёхкомнатную, небольшую, правда, – 37 квадратных метров. Тренер Герман Семёнович Зонин ставил в основной состав, игроки меня приняли хорошо. Я застал ещё Павла Садырина, Вячеслава Булавина, Михаила Лохова, Владимира Голубева, Анатолия Зинченко, Алексея Стрепетова, у которых многому научился.

Нельзя сказать, что в «Зените» была команда-семья, что все дружили между собой. Футбольная команда – это 20–25 человек, каждый со своим характером. Чтобы все были «не разлей вода» – такого не бывает. Складываются компании из тех, кто ближе по возрасту, по интересам, у кого жёны подружились. В те годы нас запирали на базе в Удельной на карантин на несколько дней, но мы много общались и в свободное время. Собирались где-нибудь в кафе на Гражданке, потому что почти все жили в этом районе, говорили откровенно, могли друг другу, как говорится, «напихать». И это шло на пользу.

«Не смогли переварить чемпионство»

Золото в 1984-м мы выиграли заслуженно. Долго к этому шли, всё удачно в тот год совпало. Да и бронзу 1980-го не надо забывать – это тоже был успех. Конечно, мы хотели и после чемпионства что-нибудь выиграть, но не получилось. И дело не в том, что мы обиделись на руководство за то, что нас скромно поощрили, хотя, конечно, было такое чувство. И не потому, что мы якобы той зимой гуляли, праздновали без меры. Сейчас, уже в своём возрасте, поработав тренером, я понимаю, что тогда мы не смогли переварить своё чемпионство. Надо было, выиграв золото, ещё больше работать, тренироваться, наигрывать новые комбинации, улучшать тактическую подготовку. Мы же хоть и не снизили требовательность к себе, но и не повысили её.

И сейчас, когда больше 25 лет прошло после того конфликта, трудно о нём вспоминать. Садырина уже нет с нами. Но скажу, что тогда и он был ещё молодым тренером, который повёл себя довольно необычно тогда по отношению к команде. Кстати, у него потом и в сборной случился похожий конфликт с игроками. А мы были не готовы к такому повороту. Не понимали, почему тренер вдруг так стал к нам относиться. Наверное, в 1987 году и мы были в чём-то не правы, и Садырин тоже. Плохо, что не нашлось в руководстве Городской федерации футбола людей, которые тогда сумели бы нас примирить.

Из «Зенита» меня проводили в январе 1989 года. Устроили проводы в СКК, красивые слова говорили, Саша Розенбаум спел хорошую песню. А я ведь заканчивать не собирался. Поехал в Тольятти, во вторую лигу. Это неправда, что тогда в командах второй лиги платили больше, чем в «Зените». Деньги были скромные, к тому же в стране начался развал, в магазинах пустые полки, ничего нельзя купить, всё надо доставать. Поэтому, как только пригласили в Финляндию, сразу согласился. Вот там платили хорошо – тысячу долларов в месяц. У нас в начале 1990-х о таких заработках можно было только мечтать. В Финляндии я уже стал, можно сказать, играющим тренером, очень много подсказывал молодым ребятам во время матчей, тренер всё время советовался со мной. Не было ли у меня мысли остаться жить в Финляндии, как это сделал Алексей Ерёменко, чьи сыновья играют сейчас за сборную Финляндии? Знаете, ни разу не возникало. Хотя страна замечательная и жить там очень приятно и удобно.

В Китай поехал уже в 42 года. Китайцы отлично знали, сколько мне лет, они видели, как я играю, к тому же я сдал кучу тестов по физподготовке. Футбол там в 1996 году уже был вполне развитой, приезжало много иностранцев – из России и других республик Союза, из бывшей Югославии. На стадионах собирались по 50–60 тысяч зрителей. Всё было хорошо, хотя слишком много экзотики – кухня с блюдами из змей, лягушек, скорпионов, червяков каких-то. Ну и жара очень сильная, до 47 градусов.

 

«Мутко на раздумье дал один день»

Вернулся из Китая, Бышовец пригласил в свой штаб. А после того, как Анатолий Фёдорович увидел, что я на сборах бегаю не хуже молодых, предложил мне поиграть. И меня заявили на сезон в 43 года. После первого матча жена спросила: «Старик, ты жив?» Хотя я нормально отыграл. Здоровье было, скорость почти не потерял. Когда спрашивают, как мне удалось выступать до такого возраста, – не знаю, что ответить. Наверное, от родителей такое здоровье, спасибо им.

Когда Бышовец в 1998-м решил возглавить сборную, Мутко спросил, готов ли я принять «Зенит». На раздумье дал один день, сказал, что если откажусь, то будут искать тренера на стороне, я согласился.

В 2009-м, когда сменил Дика Адвокаата, ситуация была другой и клуб был совсем другим. Я понимал, что будут искать иностранного специалиста, но постарался в тех матчах, что руководил командой, сделать всё, что в моих силах. Мы выиграли тогда бронзу, но я не был очень рад, ведь могли стать и чемпионами. Потом у меня были предложения от команд первой лиги, но я решил остаться в «Зените», работать с молодёжкой.

Кубок России – это Кубок! Мой первый успех, я же тогда был совсем молодым, можно сказать, начинающим тренером. Первый год работал главным. Все понимали, что выиграть Кубок России очень сложно. И мы поначалу не думали об этом, а вот когда вышли в полуфинал, чемпионат как-то отошёл на второй план. Мы даже на 14-е место опустились. 

В перерыве после пропущенного гола не кричал на ребят. Наоборот – надо было их успокоить. Я же видел, что у нас в первом тайме многое получалось. Надо было играть в свою игру, использовать наши сильные стороны. И это удалось. За победу мы получили премии по 20 тысяч долларов – большие деньги для 1999 года.

Осознание того, что мы сделали, пришло во время чествования – проезда команды по Невскому проспекту в открытых автомобилях. Вот это я запомнил навсегда! Никогда ничего подобного не испытывал. И самое важное – это были не только ревущие толпы молодых парней. Много было и девчонок, и людей среднего возраста, и пожилых. Такое впечатление, что весь город вышел на улицу. И какие у всех были глаза! Они прямо светились от счастья… Тогда я понял, что мы сделали для Питера. Ведь это была первая победа «Зенита» после стольких лет неудач, поражений, выступлений в первой лиге. И мы подарили Питеру большой праздник.

 

только факты

– Анатолий Викторович Давыдов родился 13 ноября 1953 года в Туле. Там же начал играть в футбол, выступал за команду «Металлург» во второй лиге чемпионата СССР.

– Дебютировал в «Зените» 27 июля 1975 года в матче с московским «Динамо». Выступал за команду до конца 1988 года. В 1997 году вернулся в «Зенит» в роли играющего тренера.

– Рекордсмен «Зенита» по количеству официальных матчей – 456.

– Выиграл с «Зенитом» все титулы советского периода. Чемпион СССР 1984 года, бронзовый призёр 1980 года, обладатель «Кубка сезона» (Суперкубок СССР) 1985 года, финалист Кубка СССР 1984 года. Дважды (1979, 1982) включался в список 33 лучших игроков сезона на позиции левого защитника.

– Самый возрастной футболист, выступавший в чемпионате России на уровне премьер-лиги. Последний раз он вышел на поле 3 сентября 1997 года в матче с новороссийским «Черноморцем» в возрасте 43 лет и 295 дней.

– Также выступал за команды «Лада» (Тольяттии) – 1989, «Крылья Советов» (Самара) – 1989, «Поннистус» (Хельсинки, Финляндия) – 1990, 1992–1995, «Локомотив» (Ленинград) – 1991, «Фошан Фусиди» (Китай) – 1996.

– В 1997-м как играющий тренер стал помощником в «Зените» Анатолия Бышовца. В сентябре 1998-го, когда Бышовец возглавил сборную России, совет директоров «Зенита» назначил Давыдова исполняющим обязанности главного тренера. В январе 1999 года Анатолий Викторович утверждён главным тренером. Под его руководством команда выиграла Кубок России 1999 года. В апреле 2000 года был освобождён от должности главного тренера. До конца 2001 года работал с дублирующим составом «Зенита». Под его руководством петербуржцы выиграли бронзовые медали турнира резервистов в 2001 году.

– В ноябре 2007 года вернулся в «Зенит» главным тренером молодёжного состава. В августе 2009-го возглавил «Зенит» после отставки Дика Адвокаата и завоевал бронзовые медали чемпионата России. Молодёжный состав «Зенита» по итогам сезона-2009 стал чемпионом страны.

– Как главный тренер работал с командами: «Металлург» (Липецк) – 2002–2005, «Сибирь» (Новосибирск) – 2005–2006, «Текстильщик» (Иваново) – 2007, «Томь» (Томск) – 2013 (август-сентябрь).

– Сын Дмитрий Давыдов выступал за «Зенит» в 1994–2002 годах, в 1997-м выходил на поле вместе с отцом.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.