Метро переходит на рельсы экономии

В канун дня рождения, который петербургская подземка отмечает сегодня, корреспондент «НВ» узнал, как метрополитен собирается экономить деньги пассажиров

 

В канун дня рождения, который петербургская подземка отмечает сегодня, корреспондент «НВ» узнал, как метрополитен собирается экономить деньги пассажиров

В метрополитене задумались: как можно затормозить рост цен на проезд. Ответ оказался на поверхности: значительную долю всех затрат подземки составляют расходы на электроэнергию. По некоторым данным они равняются 1,5 миллиарда рублей в год. И вот подземка начала внедрять современные энергосберегающие технологии, которые, по оценкам специалистов, позволят экономить сотни миллионов ежегодно. Пока экономический эффект измеряется суммами куда скромнее (8–9 миллионов в год, или 1 копейка в пересчёте на каждую поездку), но в будущем, как рассчитывают в метрополитене, речь пойдёт совсем о других суммах, что замедлит рост цен на проезд. Корреспондент «НВ» побывал на экспериментальном полигоне на станции «Лиговский проспект» и узнал, в чём суть энергоэффективных технологий.

Как заверяют руководители метрополитена, нынешняя стоимость поездки не окупает всех затрат. Расходы компенсирует городской бюджет, но нагрузка на него и так высока, и поэтому сокращение затрат на перевозки сегодня стало одной из главных задач подземки.

– Мы давно озаботились вопросами экономии электричества, – рассказал первый заместитель начальника Петербургского метрополитена Евгений Козин. – В первую очередь заменили большую часть старых ламп накаливания на экономичные светодиодные светильники. Они, например, уже установлены на переходе «Невский проспект» – «Гостиный Двор», в эскалаторном зале на «Площади Александра Невского». В ближайшей перспективе они появятся также на платформе станции «Пионерская» и в вестибюле «Выборгской».

Впрочем, основная часть светодиодного оборудования пассажирам не видна. Так, на «Лиговском проспекте» им оснащены некоторые рабочие помещения.

– В эти помещения работники приходят только по мере необходимости, – поясняет Евгений Козин. – И поэтому держать круглосуточно яркий свет (в соответствии с санитарными нормами) слишком расточительно. Так появилась идея установить оборудование, которое отслеживает перемещение людей и включает освещение только в тот момент, когда это необходимо. Казалось бы, мелочь, но эффект уже ощутим.

По словам Евгения Козина, в ближайшие годы инновационные системы освещения появятся во всех закрытых зонах и тоннелях. А это весьма значительные площади.

Ещё одно изобретение, позволяющее сократить расходы на электричество, – «умная» система управления работой эскалаторов, работающая на «Лиговском проспекте» и «Удельной». Как пояснил первый заместитель начальника подземки, её главная особенность – возможность так называемого плавного запуска машины, которая позволяет избежать падений пассажиров. А что касается экономии, то система, как обещает Евгений Козин, сможет сама выбирать скорость эскалатора. Если на нём нет пассажиров, скорость упадёт, заработает режим энергосбережения. Но как только на ступеньку кто-то встанет, скорость снова повысится до требуемых 0,75 метра в секунду.

Такие системы управления эскалаторами вскоре появятся также на станциях «Проспект Большевиков», «Проспект Просвещения» и «Пионерская», где им предстоит пройти испытания на особо напряжённых транспортных узлах метрополитена.

Пока же вся информация об эффекте от энергосберегающих технологий стекается в расположенную в закрытой зоне рядом с платформой «Лиговского проспекта» совмещённую тяговую подстанцию. В конце года суммарный эффект от внедрения разных инновационных технологий подсчитают и определят, какая больше подходит нашей подземке.

– Экспериментальные площадки, на которых появились энергосберегающие технологии, дали серьёзный положительный эффект – к концу года экономия составит не меньше 8,5 миллиона рублей, или 2 миллиона киловатт/часов, – сообщил Евгений Козин.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.