Небедный родственник
«НВ» выясняло, сколько «Зенит» зарабатывает сам и способен ли клуб прожить без финансовой помощи своего владельца
«НВ» выясняло, сколько «Зенит» зарабатывает сам и способен ли клуб прожить без финансовой помощи своего владельца
Лопнувший как мыльный пузырь проект под названием «Анжи», в который его владелец отказался вкладывать баснословные деньги, заставил футбольную общественность обратить взоры на «Зенит», пророча ему похожее будущее. Но можно ли сравнивать «Анжи» и «Зенит» только на том основании, что оба клуба имеют влиятельных и богатых владельцев. И способен ли «Зенит» прожить без мощных финансовых вливаний своего владельца?
Начать с того, что (об этом почему-то забывают в последнее время) «Газпром» пришёл в петербургский клуб не вчера, и даже не 2006 году, а ещё в середине 1990-х, став акционером и титульным спонсором «Зенита». И все эти годы петербургский клуб поступательно развивался, добиваясь успехов не только на футбольных полях, но и в коммерческой сфере. С 2006 года, когда «Газпром» стал владельцем клуба, «Зенит» обосновался в лидерах российского чемпионата, трижды завоевал титул чемпиона, стал обладателем Кубка России, Кубка и Суперкубка УЕФА, регулярно играет в Лиге чемпионов. В этом смысле вложения, сделанные в команду, оправдались, в отличие от того же «Анжи», который, несмотря на приобретение звёздных игроков и приглашение именитого тренера, не смог добиться каких-то весомых результатов – не считать же таковым третье место в чемпионате и выход в 1/8 розыгрыша Лиги Европы.
Однако «Зенит» сегодня – это не только команда, но ещё и коммерческая структура, способная приносить сопутствующий футболу доход в копилку клуба. Именно на умении зарабатывать не только титулы, но и деньги, похоже, делает ставку нынешний владелец «Зенита». По данным некоторых экспертов, клуб ежегодно увеличивает свой доход на 20–25 процентов. Сегодня «Зенит» возвращает своему владельцу в виде заработанных средств примерно половину из того, что «Газпром» тратит на клуб, – 81 миллион долларов.
В перспективе, во всяком случае об этом однажды сказал президент «Зенита» Александр Дюков, клуб должен выйти на самоокупаемость. То есть зарабатывать столько, сколько тратит. К слову, уже сегодня команда вполне может прожить на то, что заработала, если, конечно, её поклонников устроит положение середняка в турнирной таблице. В конце концов, 81 миллион долларов не самый плохой бюджет для футбольного клуба. Однако в клубе уверены, что эту сумму можно увеличить в ближайшие годы как минимум в полтора раза.
Понятно, что это невозможно сделать без новой арены, – любимый петербуржцами «Петровский» морально устарел и не способен приносить большие доходы. В Европе же стадионы давно перестали быть исключительно спортивными сооружениями, а являются многофункциональными центрами, где есть место и футболу, и развлечениям, и торговле, а в швейцарском Берне, скажем, даже офисам.
Впрочем, стадион не единственная статья дохода уважающего себя клуба. Реклама, спонсорство, продажа прав на использование собственного бренда, разнообразные партнёрские программы лояльности (вроде уже существующих скидок для владельцев абонементов на футбол), собственное клубное телевидение – всё способно приносить деньги.
Конечно, скептиков трудно убедить в том, что «Зенит» никогда не был и вряд ли будет в положении бедного родственника, живущего за счёт богатого владельца. Но ведь и над Виталием Мутко смеялись, когда он обещал сделать «Зенит» клубом европейского уровня, и за спиной у Сергея Фурсенко хихикали, когда он поставил цель – завоевать кубок УЕФА. Нынешний президент «Зенита» как-то обмолвился, что клуб способен зарабатывать не менее 150 миллионов долларов. Возможно, он знает, что говорит?
тем временем…
За счёт чего могут вырасти доходы клубаСтадион. По подсчётам менеджмента клуба, новая арена способна приносить клубу минимум в три раза больше доходов, чем «Петровский», – примерно 60 миллионов долларов против нынешних 18. При этом билеты на футбол для рядовых болельщиков предположительно подешевеют, а увеличивать доход в клубе намерены за счёт VIP-клиентов, которым будут предложены куда более комфортные условия просмотра матчей, нежели сейчас. Кроме того, зарабатывать новая арена «Зенита» сможет не только в дни проведения матчей.
Чемпионаты Европы и мира. На Евро-2012 «Зенит» заработал 1,74 миллиона – именно столько перечислил клубу УЕФА за семерых футболистов, принимавших участие в первенстве континента. Всего же 575 футбольных клубов, чьи футболисты играли на Евро-2012, получили 100 миллионов евро (в 2016 году эта сумма составит уже 150 миллионов). ФИФА за чемпионат мира – 2010 отдала 400 клубам всего 40 миллионов. Если исходить из опыта прошлого мундиаля, клубы в 2014-м получат по 1600 долларов за каждый день, который их игрок проведёт на Кубке мира, включая два дня до старта турнира. Напомним, что из игроков сборной России (в её составе играет от 5 до 8 зенитовцев) в Бразилию отправятся Кристиан Ансальди (Аргентина), Халк (Бразилия), Аксель Витсель и Николас Ломбертс (Бельгия), Доменико Кришито (Италия). Есть шансы участвовать в чемпионате мира у португальцев Мигеля Данни и Луиша Нету, а также у украинца Анатолия Тимощука.
Продажа прав на телетрансляции. Пока клубы российской премьер-лиги продают права за бесценок, а ведь только аудитория «Зенита» сегодня составляет, по данным независимых исследований, около 12 миллионов зрителей. Глава ЦСКА Евгений Гиннер в прошлом году говорил о сумме в 250 миллионов долларов, которую премьер-лига могла бы получать от телевидения даже при нынешнем уровне и футбола, и трансляций. Пока этот доход ограничивается 80 миллионами. Для сравнения: бундес-лига заработает в этом сезоне около 800 миллионов евро, английская премьер-лига – более 1,5 миллиарда, а мадридский «Реал» ежесекундно получает 5 евро за телетрансляции своих матчей.
Спонсорство. По словам коммерческого директора «Зенита» Дмитрия Манкина, петербургский клуб сегодня ориентирован на крупных коммерческих партнёров как в России, так и в Европе, причём в самом клубе активно разрабатывают нестандартные маркетинговые ходы, которые помогут привлечь к спонсорству солидных партнёров.
ПРОДАЖА ПРАВ НА Использование БРЕНДА. Коммерческие структуры клуба активно развивают это направление деятельности, причём предлагают партнёрам даже варианты оформления товаров. В клубе очень рассчитывают в том числе на детскую и подростковую аудиторию, которым мало предложить товар со знаменитой стрелкой, обязательно нужно создать оригинальный и привлекательный для юных потребителей продукт.