Послушайте, настало время поэтов!
Лауреаты Всероссийской поэтической премии «Послушайте!» имени Хлебникова получили заслуженные награды, подарки и признание
Лауреаты Всероссийской поэтической премии «Послушайте!» имени Хлебникова получили заслуженные награды, подарки и признание
«Ура-а!» – кричал странный человек и махал руками. Аудитория, внимавшая каждому его слову, по первому требованию также кричала: «Ура-а!» (сначала тренировалась, потом исполняла). А некоторые зрители просто так выдавали «Ура-а!» каждые несколько минут без всяких требований. Словом, было громко.
Если бы на это невозможное собрание в музее-усадьбе Г.Р. Державина на Фонтанке зашёл кто-то посторонний, он пожал бы плечами и поторопился покинуть зал. Нормального было мало. Даже если судить по одежде: немыслимые цветочки, костюмы с галстуком в сочетании с кроссовками, шарфы невероятной длины, банты. А один вообще оказался в розовом халате и домашних тапках на босу ногу. Это был поэт, решивший показать всему миру, что ежегодная церемония награждения лауреатов премии «Послушайте!» для него настолько важна, что он рванул из дома, как бы даже забыв одеться. Акцию оценили, и Артём Суслов, лауреат 2010 года, а теперь – член жюри, сорвал аплодисменты. Он был здесь понят. Свой человек.
К счастью, нормальных в тот вечер оказалось мало или не было совсем, так как почти 100 процентов собравшихся оказались либо поэтами, либо их читателями, либо и теми, и другими одновременно. Многие безо всякого стеснения называли себя гениями. И – можно ли считать адекватными тех, кто в наш прагматический век, когда люди изо всех сил делают деньги, тратит попусту время на выражение своих мыслей путём расстановки слов в необычном порядке?!
Но, слава Богу, такие есть. Благодаря им поэзия существует. Имеется в виду не просто рифмованные строки про любовь, а Настоящая Поэзия – тихая и изящная, неравнодушная и громкая, заставляющая думать и делать, оставляющая ощущение прикосновения к вечности. Владимир Антипенко, руководитель театра поэтов «Послушайте!» и президент премии имени Велимира Хлебникова, сказал, что премия эта домашняя, неформальная. Не литературная, но в области литературы. Ею награждают молодых людей не столько за стихи, сколько за публичность. Стихи надо не читать, а исполнять со сцены так, чтобы зал содрогался от величия души стихотворца, – утверждает Антипенко.
Ещё он говорит, и это совершенная правда, что настало время поэтов. Совсем недавно, когда доступ в Сеть осуществлялся посредством дайл-ап (набором телефонного номера), поэту трудно было быть услышанным, а это для него не менее важно, чем сам процесс рождения строк. Теперь же, когда интернет стал доступен всем, доносить стихи до аудитории стало значительно легче. Что дало невероятный импульс для поэзии.
Итак, в 2013 году в номинации «Net-лауреат» победили Милена Райт из Петербурга и Ольга Живикина из Казахстана. «Эго-лауреатом» за оригинальные, очень личные стихи члены жюри назвали Кристину Запесоцкую из Москвы. Звание «Почёт-лауреата» завоевал Джамиль Нилов из Курска. «Драма-лауреатом» (за театральную составляющую в поэзии) стала поэт и певица Ника Ратомская из Москвы.
Главного лауреата поэтической премии «Послушайте!», которого называют «триумф-лауреатом», объявил Илья Стогов.
– Я люблю представлять себе Петербург не в виде набережных, отражений дворцов в воде реки, – сказал он. – А в виде комнаты, в которой сидят, к примеру, сто людей. Это люди, олицетворяющие город. И если их не будет, то город перестанет быть самим собой.
К числу таких людей писатель отнёс Галину – Галечку Титову. Она поэт, и стихи её хорошо знают в Сети. Телеведущая на телеканале «ВОТ», она ведёт передачу «Театр поэтов». По профессии экономист и уже руководитель собственной фирмы. К тому же основатель популярного поэтического ресурса thebloq.ru, на котором встречаются все, кто любит стихи.
«Ура-а!!!»
В качестве подарков триумф-лауреат, ошалевший от счастья, получил много, в том числе: символ бессмертного поэтического слова Красный Рупор; миниатюрную книгу со своими стихами (единственное на сегодняшний день издание её стихов); поэтическое пространство в одном из арт-салонов для проведения собственного поэтического вечера; огромный экран 140-метрового петербургского небоскрёба «Лидер» – на один день в своё распоряжение (на этом экране можно явить миру одно из своих стихотворений); а также интервью в газете «Невское время».
P. S. Вполне возможно, что откуда-то сверху за происходящим наблюдал старик Державин, поэт, а значит, тоже не совсем нормальный.
лауреат
Галечка Титова: «Поэзия будет жить!»
Она пишет стихи, сколько себя помнит. И обожает читать стихи на публике – сначала перед близкими, а сейчас – везде, где только это возможно. Даже на спор, просто на улице. Однажды, когда ей было пять лет, она сама себя объявила: «Вы-ы-ыступает Галечка Ти-и-итова!» Перформанс оказался столь удачным, что с тех пор она пообещала себе выходить на сцену и подписывать стихи только этим домашним именем – Галечка.
– Ты пишешь стихи, сколько себя помнишь, так?
– Да.
– А своё первое стихотворение не забыла?
– Меня тогда обвинили в плагиате, совсем незаслуженно. К маме зашла соседка, и мне велели прочитать ей своё стихотворение. А она заявила, что не может ребёнок написать такие взрослые строки. Вот этот стих: «Вдруг солнце спряталось за тучку, // и день мелькнул росинкой света, // и никогда я не забуду то нежно-солнечное лето, // и прогоню я эту тучку, // и дни длиннее вдруг настанут, // ведь дарит мне частичку света// то нежно-солнечное лето…» Было тогда мне лет пять, по-моему.
– Как появляются на свет твои стихи? Какие поводы для этого?
– Абсолютно любые. И в детстве, и сейчас – это любая сильная эмоция. Неожиданная радость, например ощущение счастья, или, наоборот, грусть, ностальгия, обида.
– Подозреваю, что у тебя все эмоции сильные…
– Наверно. Стихи складываются как отклик на то, что происходит в жизни. Сначала почему-то появляется ритм стиха, какой-то определённый мотив, потом приходит первая строчка – она может потом оказаться в конце или стать началом, или застрять в середине. И я целый день с этой строчкой хожу, как будто песенка играет в голове.
– А стихи других поэтов любишь читать?
– Конечно! Потому я и основала свой поэтический ресурс. Началось с того, что я стала администрировать некоторые поэтические сообщества «ВКонтакте». Мне часто надо было находить то или иное стихотворение. И выяснилось, что удобного поэтического ресурса в Сети нет. Значит, его надо было создать. А так как у меня свой небольшой бизнес – компания по производству сайтов, в которой работают программисты…
– ...то ты беззастенчиво воспользовалась своим служебным положением?
– Ага.
– Надо же! Оказывается, поэты сегодня довольно практичны. Не только стихи пишут, но и свой бизнес ведут.
– Я училась в двух вузах, по профессии экономист. Успела поработать в нескольких компаниях и даже в одном научно-производственном концерне, который занимался морским приборостроением.
– Совсем не поэтическая профессия!
– Почему? Любая профессия – творческая.
– Твои друзья, вместе с которыми ты создала поэтический сайт, были счастливы, что им нужно работать сверхурочно? И к тому же бесплатно? Сайт ведь некоммерческий.
– Да, совершенно некоммерческий. Рекламы там не будет. И никогда не будет такой практики, знаете, как на некоторых популярных ресурсах, – человек платит деньги, и какое-то время на главной странице висит его стихотворение. У нас сейчас огромные планы по развитию сайта. Ни много ни мало, но мы собираемся сделать главный поэтический ресурс в стране. То, что сейчас происходит, – это настоящий поэтический бум! Поэзия, как ни странно, стала модной. Конечно, далеко не всё, что сейчас пишется, – настоящее. Но, поверьте, есть и те, кто останется, как бы это ни громко звучало, в веках.
– А старики ещё брюзжат, что интернет убивает литературу, и в частности поэзию.
– Совершенно не согласна. Интернет учит. У молодых, у тех, кто потребляет поэзию, низкий литературный вкус. Есть выражение: «Пипл схавает». Так вот, «хавают» сейчас всё, даже «кровь – любовь – морковь – вновь»… Но если не читать поэзию, то вкус не выработается никогда! Где читать? В Сети! Например, наткнётся кто-то на строки Юли Соломоновой, это популярный сейчас сетевой поэт, а там поэзия высокого качества. Такая, после которой невозможно восхищаться примитивом. Это как если ты хоть раз попробовал чай не в пакетиках, а заварной. Один сорт, потом другой, сравнил… И пакетики заваривать перестал, потому что почувствовал разницу.
– Зачем поэзия нужна миру?
– Читать? Или писать?
– И читать, и писать.
– Поэзия на самом деле лечит. Много раз, когда мне было плохо, меня спасали хорошие стихи, которые были созвучны моему настроению. А писание стихов – это способ выговориться. Это мой способ не держать в себе. Если бы я не писала стихи, я бы давно взорвалась. И улетела бы на орбиту.