В Шуваловском дворце поселились шедевры Фаберже
Вчера на набережной Фонтанки торжественно открыли крупнейший частный музей в России
Вчера на набережной Фонтанки торжественно открыли крупнейший частный музей в России
В основу собрания легла знаменитая коллекция пасхальных яиц Фаберже, принадлежавшая газетному магнату Малькольму Форбсу и приобретённая у его наследников в 2004 году одним из богатейших людей России – предпринимателем Виктором Вексельбергом. Однако правильнее было бы говорить не о собрании пасхальных шедевров великого мастера, а о музее искусства XVIII – начала ХХ века вообще. Потому что в залах Шуваловского разместились также коллекции русского фарфора XIX века, эмали, камнерезные изделия, русские иконы, живопись, серебро, драгоценная утварь и мемориальные предметы.
Музей начнёт работу для публики в декабре. И несмотря на роскошь «начинки», посетить его смогут не только царственные особы, но и любой желающий, практически с любым достатком: директор Музея Фаберже Владимир Воронченко заверил нашего корреспондента, что стоить вход будет порядка 250 рублей (полная стоимость) – как для российских граждан, так и для иностранцев. Сохранятся и льготы для некоторых категорий граждан, прежде всего для ветеранов, школьников и студентов.
Что же можно будет увидеть за эти деньги? Во-первых, само великолепное здание Шуваловского дворца, реставрация которого шла аж семь лет. С неповторимыми потолками, лестницей, каминами, скульптурой… Во-вторых, обширную коллекцию искусства, с большим вкусом представленную, – начиная с восхитительных пасхальных яиц, защищённых «летящими» витринами на прозрачных ножках, и заканчивая мягко и будто изнутри подсвеченными живописными полотнами.
Для хозяина коллекции Виктора Вексельберга открытие Музея Фаберже, по его собственным словам, «настоящий праздник»
Бумажных этикеток в музее нет – во всяком случае, пока: в планах руководства выдавать посетителям электронные устройства с экранами, на которых при поднесении к экспонатам и наведении на специальные коды будет появляться вся необходимая информация. Уже установлены и большие стационарные электронные табло.
– Сегодня наступил день, в который мы уже временами слабо верили, – сказал Виктор Вексельберг. – Приступая к этой идее, мы обратились к руководству Москвы и Петербурга с предложением и просьбой разрешить нам работать над созданием такого музея. И если в Москве переговоры затянулись, то Валентина Матвиенко поступила как талантливый руководитель. Тот, кто видел Шуваловский дворец в тот период, наверное, ужаснулся бы. Здание было в кошмарном состоянии, пришлось срочно ремонтировать крышу, потому что из-за дождей и снега всё просто могло рухнуть, и представить, что здесь разместится музей, было очень сложно. Но мы приняли этот вызов.
Виктор Феликсович подчёркивает, что дворец, в восстановление которого было вложено 1,2 миллиарда рублей, стал неотъемлемой частью проекта:
– Коллекция вписалась сюда на удивление гармонично. Здесь жили люди, которые творили эту историю, и дворец принял предметы, которые являются частью того исторического, культурного периода. Это не совсем музей в классическом понимании – это жилой дом, где жили, страдали, любили люди того времени, и нам бы хотелось, чтобы посетители это почувствовали.
В будущем здесь планируется также проводить выставки, причём не только из своих фондов: уже есть договорённости с Третьяковской галереей и Музеем изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве.
Общее число экспонатов музея порядка 4000. Однако выставлены далеко не все из них: пространства во дворце уже сегодня не хватает, хотя музей занимает практически весь второй этаж
прямая речь
«Это событие российского масштаба»Владимир Мединский, министр культуры РФ:
– Я считаю, что открытие этого музея – событие российского масштаба. Во-первых, восстановлен прекраснейший памятник культуры, одно из самых красивых зданий Петербурга. Во-вторых, жителям и гостям северной столицы предстанет невероятной красоты и ценности коллекция. При этом коллекция частная, на приобретение, содержание, восстановление которой не потрачено и не будет потрачено ни одной бюджетной копейки. И в-третьих, мне кажется, именно такие события говорят о том, что в нашей стране возрождается настоящий дух российского предпринимательства, дух российского благотворителя – не дельца, а созидателя.
Я, как министр культуры, убеждён, что собирать произведения российского искусства значительно лучше, чем собирать иностранных футболистов. И то, что собранное хранится не на даче на Рублёвке, не в своём офисе, не в сейфе швейцарского банка, не в зарубежном музее, а экспонируется и будет открыто для свободного показа всем нашим гражданам, просто замечательно. Музей Фаберже не первый частный музей в России, но без сомнения, самый масштабный и самый красивый проект.