Кто ответит за билет?
Хозяев маршруток и автобусов, в которых пассажирам не выдают билетов, станут штрафовать без предупреждения на круглую сумму
Хозяев маршруток и автобусов, в которых пассажирам не выдают билетов, станут штрафовать без предупреждения на круглую сумму
Штраф перевозчикам за невыдачу билетов в общественном транспорте могут увеличить аж в десять раз – соответствующие поправки к закону об административных правонарушениях петербургские депутаты приняли во втором чтении. Изначально предполагалось, что недобросовестным организаторам перевозок придётся заплатить за проступок от 10 до 20 тысяч рублей, сейчас же сумма существенно выросла – от 100 до 200 тысяч. Новые санкции призваны увеличить налоговые поступления в городской бюджет, о чём «НВ» писало неоднократно. Правда, за исполнением закона нужно следить, а вот кто и как это станет делать, пока не ясно.
Автор карательных поправок, депутат Законодательного собрания Алексей Макаров, подчеркнул, что такие меры направлены в первую очередь на благо пассажиров – наличие билета облегчит получение страховки в случае аварии, а заодно предотвратит недостачи в городскую казну.
– Есть несколько причин, чтобы ввести столь высокий штраф за невыдачу проездного билета пассажиру, – пояснил парламентарий. – Во-первых, только проездной билет подтверждает факт заключения договора перевозки, и в случае ДТП без него доказать этого не получится. Известны случаи, когда пассажиры не могли получить страховые выплаты, так как не имели билета. Во-вторых, это необходимо в фискальных целях, потому что именно проездные билеты являются документом отчётности и позволяют судить об объёме получаемого дохода. Невыдача же ведёт к искажению отчётности и в конечном итоге к снижению налоговых поступлений в бюджет.
Ясно, что поправки ударят прежде всего по маршруткам, в которых водители пренебрегают обязанностью добросовестно обилечивать пассажиров. Впрочем, в прямые обязанности водителя это и не входит: по идее в каждом авто должна висеть катушка и граждане сами вольны отрывать себе заветный билетик. А теперь попробуйте вспомнить, когда в последний раз вам вместе со сдачей выдавали билет или когда вы брали его сами. Не говоря уже о том, как часто в маршрутках вам попадались на глаза объявления с просьбой не забыть про билет. Хотя, как заверили корреспондента «НВ» в одной из транспортных компаний города, такие призывы «висят во всех маршрутках». Однако на вопрос, кто и как в случае принятия новых правил станет контролировать выдачу билетов, перевозчики лишь разводят руками.
– Очевидно, будем проводить определённую работу с персоналом, – поясняет официальный представитель компании «Питеравто» Евгения Титова. – Фактически выдача билетов ведётся и так. Они висят, никто же не запрещает их брать. Просто сами пассажиры зачастую отказываются, не желая забивать карманы, или просто забывают об этом. Водитель же по окончании рейса в любом случае обязан отчитаться о количестве перевезённых пассажиров и сдать диспетчеру катушку с билетами. Нарушать закон просто не имеет смысла.
Парламентарии предлагают свой вариант. Уполномоченным органам (например, комитету по транспорту) – регулярно проводить рейды по маршруткам, делая «контрольную закупку», и, если билет не выдадут, без промедлений составлять протокол об административном правонарушении. В этом случае штраф грозит всем – и водителю, и перевозчику.
– По-хорошему за выдачей билетов в маршрутке должен следить специально поставленный сотрудник, то есть кондуктор, – считает Алексей Макаров. – Понятно, что это затраты, и недобросовестные организаторы бизнеса предпочитают на нём экономить, возлагая эту обязанность на водителя. Вот и получается, что он на ходу, перестраиваясь из крайнего ряда к остановке, берёт деньги, выдаёт сдачу, да ещё и зачастую разговаривает по телефону. Но я ещё раз подчёркиваю, что по правилам билет пассажиру должен быть именно выдан из рук в руки. Это заключение договора перевозки. То, что «где-то что-то висит», – это вообще не аргумент, деньги же вы платите конкретному человеку, а не кидаете в ящик.
Теперь пару слов о том, почему новый штраф может предотвратить недостачу в городскую казну. Дело в том, что большинство маршруточников работают по следующей схеме: водитель получает ежедневную «норму выработки» – после смены обязан сдать перевозчику определённое количество денег, остальное кладёт себе в карман. По информации «НВ», у крупных перевозчиков она в день составляет от 8 до 12 тысяч рублей с маршрутки (в зависимости от размера автобуса). Это помимо бензина, который водитель заливает на свои средства. Именно поэтому ни шофёры, ни перевозчики не заинтересованы в том, чтобы выдавать билеты пассажирам под строгую отчётность, иначе их реальные доходы станут известны и, как результат, повысятся налоговые отчисления компаний в бюджет.