Папа борется с мафией? Или с устоями Церкви?
На предстоящей неделе Владимир Путин встретится с папой римским. Между тем за восемь месяцев, что Франциск возглавляет Католическую церковь, о нём сложились самые противоречивые впечатления
На предстоящей неделе Владимир Путин встретится с папой римским. Между тем за восемь месяцев, что Франциск возглавляет Католическую церковь, о нём сложились самые противоречивые впечатления
Недавно итальянский прокурор Никола Граттери заявил, что могущественные мафиозные группировки Италии настроены против нового папы:
– Те, кто раньше извлекал выгоду из могущества и богатства Церкви, сейчас занервничали. Папа смещает центры экономической мощи в Ватикане. Я не знаю, есть ли у мафии какие-то чёткие планы относительно покушения на жизнь папы Франциска. Однако могу подтвердить, что они думают над этим. И это серьёзная угроза, – считает прокурор.
Действительно, папа Франциск (Хорхе Марио Бергольо), принявший бразды правления от скоропалительно отрёкшегося Бенедикта XVI, судя по всему, решительно настроен очистить репутацию Римско-католической церкви (РКЦ) от подозрений в связях с мафиозными структурами.
Однако выкорчевать мафиозные метастазы из тела Католической церкви не так уж просто. Об этом свидетельствует хотя бы судьба интронизированного в 1978 году Иоанна Павла I, начавшего проверку Банка Ватикана. Понтифик скончался, пробыв на посту всего 33 дня. Есть мнение, что он был отравлен.
Вообще, Банк Ватикана – контора довольно мутная. Его официальное название – Институт религиозных дел (ИРД). Это частная структура, управляемая профессиональным директором, который тем не менее подчиняется непосредственно комитету кардиналов и папе. Банк был замешан в нескольких скандалах – например, с хранением золота хорватских нацистов, отмыванием денег мафии и масонской ложи Пи-2.
Однако шаги римского предстоятеля не у всех экспертов вызывают доверие.
– Да, банк фактически делается прозрачным, и там отмывать деньги уже не смогут, – говорит Ольга Четверикова, специалист по политике Ватикана. – Но у них много других структур. Так что всё просто перейдёт на теневой уровень.
Ольга Николаевна вообще не верит в добрую волю папы Франциска.
– Последнее, что ещё оставалось в католической доктрине, это этика, – говорит исследовательница. – Существовало жёсткое понятие греха, которое не давало возможности признать современную толерантную систему ценностей. Сейчас сделаны революционные шаги для размывания этики. Если в догматике католики уже совершили ревизию, то в нравственных постулатах ещё оставались положения, на отказ от которых РКЦ никогда бы не пошла при Бенедикте XVI. Поэтому он и отрёкся.
Действительно, история с отречением папы Бенедикта довольно загадочна. Есть версия, что истинная причина отставки – доклад, подготовленный для Бенедикта XVI. По сведениям некоторых СМИ, в докладе раскрывалось наличие в Ватикане могущественного гей-лобби. И вот, дескать, престарелый и больной понтифик, ужаснувшись распространению греха в возглавляемой им Церкви, капитулировал и ушёл. Правда, пресс-секретарь Ватикана официально опроверг эти слухи.
Как бы то ни было, в день отречения Бенедикта в крест на соборе Святого Петра ударила молния, что многими верующими было сочтено страшным знамением…
– С чего это Церковь, запрещающая второй брак (за очень редким исключением), вдруг признает однополые браки?.. – задаётся риторическим вопросом русский католик Владимир Тыхеев. – На то и понятие «экс катедра» (непогрешимость суждений папы как главы Церкви. – Прим. ред.), что власть папы в таких случаях становится абсолютной. Чего мог испугаться престарелый Бенедикт?.. Франциск же делает следующее: заявляет, что в Ватикане есть гей-лобби (явно не радуясь тому), говорит, что нужно отличать гей-личность (если человек ищет Бога) от гей-лоббиста (явно не поощряя последнего), отлучает священника за тайные венчания геев.
Вообще, складывается впечатление, что новый папа стремится угодить всем. Например, он ускорил процесс канонизации и Иоанна XXIII, открывшего Второй Ватиканский собор, и одновременно Иоанна Павла II, свернувшего многие либеральные реформы этого собора. Франциск также пошёл на сомнительную в каноническом отношении меру, объявив о полном отпущении грехов тем, кто будет следить в интернете за его посещением Фестиваля католической молодёжи в Рио-де-Жанейро. Кроме того, порвав с обычаем пап не давать интервью, Франциск трижды встретился с главным редактором итальянского иезуитского журнала «Чивильта Каттолика».
При всём при этом новый папа ведёт почти аскетический образ жизни. Недаром он взял имя самого «неформального» католического святого – Франциска Ассизского. Естественно, это привело к огромной популярности Франциска среди левых и либералов.
– Сейчас акцент делается на то, что этот папа – представитель бедной церкви, демократичный папа, который пошёл в народ. Как наш Горбачёв. И если миссия Горбачёва была в том, чтобы уничтожить партию, то миссия Бергольо – под видом реформы фактически упразднить как таковое христианство. Не как церковный институт – он как раз сохранится, потому что он нужен как идеологический институт, обосновывающий необходимость мирового правительства, и как один из ведущих центров по созданию единой мировой религии с ключевой фигурой папы во главе, – а именно как Церковь, как сообщество верующих во Христа, – убеждена Ольга Четверикова.
компетентно
«В поступках папы многое настораживает»Ольга Четверикова, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО, кандидат исторических наук, специалист по политике Ватикана:
– О том, какую политику собирается проводить в Римско-католической церкви папа Франциск I, в первую очередь очень ясно свидетельствует опрос, который он сейчас проводит среди всех католических епископов. В этом опросе они должны написать о своём отношении к тем вопросам, в которых у РКЦ до сих пор оставались принципиальные расхождения с современным «толерантным» обществом. Там спрашивается, в частности, что епископы думают об однополых браках и возможности усыновления детей однополыми парами, о других разновидностях «нетрадиционных семей», о разводах и абортах. То есть именно о тех вещах, которые Католическая церковь никогда не признавала.
При этом сам факт проведения опроса общественного мнения в Католической церкви – это уже крайне необычный прецедент. Папа римский всегда принимал все решения единолично, на этом веками держалась вся политика РКЦ. Почему же вдруг Франциск I решил изменить этой давней традиции и устроить такую демократическую акцию, как опрос? Очень похоже на то, что он таким образом заигрывает со светскими властями и с общественным мнением нерелигиозных людей и одновременно подготавливает своих епископов и всех остальных католиков к тому, чтобы они перестали плохо относиться к нетрадиционной «любви», абортам и прочим «демократическим ценностям». Тогда в будущем папа сможет пересмотреть все религиозные положения, касающиеся этих вещей, объявить их не греховными и таким образом «примирить» Церковь с современной политикой большинства стран. В пользу этого предположения говорят и все его недавние публичные высказывания о том, что он не осуждает гомосексуалистов за саму их склонность, а осуждает только действия. Хотя, с точки зрения христианства, намерения и склонности – это тоже грех, от которого священник должен помогать людям избавиться.
Стоит ещё отметить, что для епископов факт проведения опроса является определённым психологическим давлением. Если понтифик, чей голос всегда был решающим, спрашивает, что они думают о тех или иных вопросах, епископы постараются дать такие ответы, которые понтифик хочет от них услышать. Кто-то, возможно, сделает это неосознанно, а кто-то и вполне сознательно, чтобы Франциск обратил на них внимание.
И что получится в итоге? Наверняка епископы выскажутся терпимо, а то и вовсе положительно по поводу всех неприемлемых для христиан вещей. Простые католики вынуждены будут это принять.
Причём результаты опроса станут известны только через год, в октябре 2014-го. А пока католическую аудиторию, видимо, будут постепенно подготавливать к изменениям – новыми неоднозначными высказываниями папы. Так всегда действовали иезуиты – орден, к которому принадлежит Франциск. Они перетягивали людей на свою сторону недомолвками, недосказанностью и неоднозначными фразами – именно это мы сейчас и наблюдаем.
Елена Чудинова, писатель-историк:
– Действительно, есть мнение, что предыдущего папу Бенедикта XVI вынудили уйти в отставку, так как он сопротивлялся современным «толерантным» настроениям, был против однополых отношений, «мультикультурности» и всего прочего. А Франциска, мол, выбрали, чтобы он привёл РКЦ к «новым европейским ценностям». Однако традиционализм папы Бенедикта был, говоря по совести, несколько преувеличен общественным мнением. Беда в том, что понтификат его начался уже, по мнению многих специалистов, после того, как официальный католицизм прошёл точку невозврата.
Новый же папа пока и вовсе не вызывает доверия. Свою деятельность на новом месте он начал с борьбы против роскоши среди католических священников. Но не явится ли катастрофой для мира западного христианства, если какие-то внешние силы станут совать нос в течение церковных денежных потоков? Церковные задачи просты и понятны всем, а что будет нужно новоявленным контролёрам? Это очень большой вопрос: к добру ли они употребят своё влияние на церковные дела? Судя по положению дел в современном обществе, ответ на этот вопрос уже ясен. РКЦ – колоссальная независимая сила. Контроль над ней лишит её этой роли.
Да и некоторые заявления папы Франциска не могут не настораживать. Обратим внимание, например, на лукавый перевод стрелки – слова о «гомосексуальном церковном лобби». Со времён грехопадения Адама люди подвержены соблазнам. Священники тоже люди. Согрешивший священник, согрешивший монах – это много страшнее, чем согрешивший мирянин. Ему и ответ держать иной перед Господом. Это всегда было, всегда кто-то из духовенства падал. Но никогда Католическая церковь не говорила, что содомия допустима. Чистота, так сказать, рядов – это один вопрос, а толерантность к содомитам – совсем другой. Всё нечётко, всё сбивчиво, всё запутано, всё настораживает…
кстати
Церковь и мафия
Удивительно, но большинство участников мафиозных группировок считают себя верными сынами РКЦ. Среди задержанных мафиози как-то был проведён опрос, в результате которого 88 процентов из них сообщили о своей религиозности.
Даже их боссы, как известно из книги главного пиарщика коза ностра писателя Марио Пьюзо, зовутся «крёстными отцами», да многим членам мафии ими и приходятся. Некоторые священники пребывают в прекрасных отношениях с главами преступных кланов, чуть ли не заходя к ним на чашечку кофе.
Конечно, это касается далеко не всех священнослужителей. Недавно, например, в Палермо был причислен к лику блаженных приходский священник дон Пино (Джузеппе Пульизи), убитый мафией в сентябре 1993 года. Папа Иоанн Павел II назвал мафию «силой зла». Сицилийский епископ Антонио Распанти подготовил декрет о запрете на территории своей епархии церковного погребения католиков, принадлежность которых к мафии была установлена в судебном порядке. А президент папского совета по культуре кардинал Джанфранко Равази назвал мафию «антихристианской субкультурой Италии», подчеркнув, что «Евангелие нельзя совместить с мафией».
В этом он, безусловно, прав. Глубина «веры» мафиози отлично видна в сцене исповеди Майкла Корлеоне в третьем фильме «Крёстного отца»: он вспоминает лишь об убийстве брата. Об остальных же людях, им умерщвлённых, даже не заикается – надо полагать, для него это просто часть работы на благо «семьи».