«Теория рисков – это целая идеология»

Заместитель директора ВНИИОкеангеологии Андрей Овсянников оценивает ситуацию, сложившуюся на платформе «Приразломная» при атаке экологов

Заместитель директора ВНИИОкеангеологии Андрей Овсянников оценивает ситуацию, сложившуюся на платформе «Приразломная» при атаке экологов

Тысячи людей в разных странах – не только экологи, но и политики – до сих пор протестуют против жёстких мер России в отношении отряда «Гринписа», высадившегося в сентябре нынешнего года на платформу «Приразломная». Что это было, чей-то пиар? Попытка очернить репутацию «Газпрома» или настоящая бескомпромиссная борьба за чистоту моря? И вообще, насколько опасна нефтедобыча на шельфах? Об этом рассказывает один из ведущих российских специалистов в области управления рисками на морских нефтедобывающих объектах Андрей ОВСЯННИКОВ.

– Андрей Евгеньевич, действительно ли добыча углеводородов на шельфе – крайне большой риск?

–Да, добыча и транспортировка углеводородов на море действительно является одним из наиболее опасных видов человеческой деятельности. В среднем в мире ежегодно происходит до 400 предаварийных и аварийных ситуаций на объектах морской нефтегазодобычи. Но только почему безграничная отвага бойцов экологического фронта была направлена на одиноко стоящую, затерявшуюся в Арктике единственную российскую платформу? А как же неисчислимые скопления комплексов в Мексиканском заливе? Почему экологи не демонстрируют свои навыки верхолазов на высотных офисах «Бритиш Петролеум» после памятной аварии на «Дипуотер Хорайзон»?

– Так, может, пока лучше отказаться от добычи углеводородов на море? И вообще, как относиться к проблеме рисков?

– Очевидно, что под риском понимается возможность наступления неблагоприятного события. Всякий риск характеризуется степенью последствий, временем ожидания и его вероятностью. Чем больше рассматриваемый период времени, тем выше вероятность того, что опасное событие произойдёт именно в его пределах. В зависимости от того, направлен ли риск на конкретного человека или на группу людей (вплоть до всего человечества), можно говорить об индивидуальных, локальных, региональных и глобальных рисках. Наиболее воспринимаемое понятие – индивидуальный риск. Каждый знает, что езда на автомобиле со скоростью 200 километров в час или купание во время грозы – весьма рискованное занятие. В основном мы реагируем только на те риски, которые воспринимаем, и воспринимаем только те, которые имеют осязаемую вероятность реализации в течение понятного нам периода времени. А события даже катастрофического характера, но происходящие раз в сотни, тысячи или миллионы лет, нас могут вовсе не интересовать, поскольку бесконечно далеки и не касаются лично нас. И напрасно. Вся история нашей планеты – летопись мощнейших извержений вулканов, землетрясений, падений астероидов, климатических изменений и, как это ни печально, своего рода некролог тысячам видов живых существ, живших и даже господствовавших на Земле миллионы лет.

Но всё не так уж печально. Природа, окружив всё живое полчищами угроз и рисков, вместе с тем предоставила достойный арсенал для обороны – инстинкты выживания и самосохранения, а также безусловные и условные рефлексы. Вид хомо сапиенс, кроме того, получил дополнительные средства защиты – разум, умение использовать получаемый опыт и систему социальных отношений, к которой относятся правила, традиции и, наконец, законы.

– Однако, несмотря на столь богатый арсенал, мы то и дело слышим об авариях и катастрофах.

– И у каждой – свои причины. В том числе принципиальная: чем технологически сложнее наша цивилизация, тем выше риски катастроф и тем больше масштаб последствий. Исследование рисков тесно связано с теорией вероятности. В самом популярном изложении применительно к повседневной жизни это выглядит так: если существует некое количество событий, каждое из которых имеет низкую степень вероятности, то возможность реализации одного из этих событий определяется суммой вероятностей каждого из них. Таким образом, с увеличением количества потенциально опасных явлений вероятность возникновения одного из них возрастает.

– Но зачем же тогда наука – теория рисков и управления ими?..

– Без неё никуда, однако и без денег – тоже. Чтобы качественно оценить риск, надо взять вероятность негативного события и умножить на его последствия, а потом соотнести коммерческую выгоду проекта с возможными потерями. Сопоставив эти две величины, вы получите руководство к действию, в том числе к дополнительным затратам на защитные мероприятия – усиление конструкций, создание систем мониторинга и реагирования на угрозы. Теория управления рисками – это целая идеология. Она используется в первую очередь крупными страховыми компаниями. И без экспертного заключения, а также пока не будут сделаны выводы о возможности снижения рисков, ни один серьёзный банк не станет финансировать крупный проект.

– В повседневной жизни мы слишком привыкли к тому, что рубль, увы, оказывается сильнее всех других доводов. Насколько серьёзно коммерсанты прислушиваются к оценкам учёных?

– Да они просто не могут не прислушиваться! Эти оценки отражаются в заключениях экспертиз. С точки зрения обеспечения безопасности различных инженерных сооружений достаточно эффективно действуют соответствующие законы, подзаконные акты, руководящие документы и нормативы, регламентирующие требования к проектным и строительным решениям. Все инженерные объекты более или менее значимого уровня проходят Главгосэкспертизу, а особо опасные и морские проекты дополнительно рассматриваются Государственной экологической экспертизой.

– Тогда задам конкретный вопрос. Когда создавалась «Приразломная», закладывалась ли возможность падения метеорита, соизмеримого с тем, что недавно упал на Челябинск?

– Разумеется, нет. Потому что это априорно маловероятная величина, и мы заранее понимаем, что если заложить в проект возможность противостояния удару космического тела или ядерному взрыву, платформа станет не то что золотой, а просто бриллиантовой. Но другие, даже очень редкие явления учитываются. К примеру, самая мощная волна, которая бывает в этом месте моря раз в 50, а то и в 100 лет.

– Но разве трагедия 2010 года, когда в Мексиканском заливе нефтяное пятно достигало 75 тысяч квадратных километров, не вылилась в многомиллиардные суммы убытков и для «Бритиш Петролеум», и для США?

– Главные причины той катастрофы хорошо известны: стремление компании запустить платформу как можно скорее, ведь чем раньше она начнёт работать, тем быстрее пойдёт прибыль. Это привело к нарушениям регламентов, в том числе при оборудовании скважины. Уверяю вас, в России очень внимательно изучают опыт других стран, тем более у нас добыча углеводородов на море, по сути, только начинается, а за рубежом она идёт уже полвека, с тех пор как норвежцы начали вести такие работы в Северном море.

– Простите меня, Фому неверующего, но если по миру, как вы сами сказали, ежегодно случаются около 400 предаварийных и аварийных ситуаций, а три года назад в Мексиканском заливе произошла и вовсе страшная катастрофа, то почему у нас в стране, где на каждом шагу коррупция, «Приразломная» вне всяких подозрений?

– Знаете, можно украсть кошелёк, но нельзя украсть Эрмитаж. Коррупция, возможно, встречается на каких-то локальных объектах – при реконструкции частного причала или яхт-клуба. Но когда речь идёт о таких крупных компаниях, как «Газпром», и международных обязательствах государства, трудно вообразить себе какую-либо коррупцию. Поверьте, являясь в течение нескольких лет членом научно-технического совета Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, я отношусь к экологам с искренним уважением, но они должны были понимать, что, проникая на платформу, представляли собой угрозу для безопасности этого объекта. Во-первых, их действия – прямое нарушение технических регламентов. Во-вторых, они вскрыли систему реагирования объекта на внешние угрозы, а эта информация имеет огромное значение при планировании террористических и иных враждебных действий.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.