«Я дерусь, потому что я дерусь»

Что привлекает современных мужчин в классических «мужских забавах»

Что привлекает современных мужчин в классических «мужских забавах»

Архетип героя-витязя вечен как мир. Что привлекает современных мужчин в искусстве рукопашного боя и стрельбе из лука и прочих «мужских забавах»? Под «мужскими забавами» я подразумеваю сугубо брутальные хобби, связанные с войной и оружием. И по идее далее должна идти песнь во здравие «настоящего мужчины» – былинного богатыря, тяготеющего к подвигам ратным, сурового и справедливого защитника вдов и детей, грозы супостатов. Стереотипный образ хмурого немногословного воина – сурового, как климат в Сибири, безотказного, как автомат Калашникова, – живуч в рекламе и грёзах романтичных дев. Молодцев, как известно, украшают шрамы, а не метафоры…

Тяга к оружию у некоторых мужчин проявляется ещё в детстве. Перефразируя Ломоносова: «Стрелялки юношей питают…» Поэтому мальчики играют в войнушку, компьютерные «убивалки» и радуются пластмассовым пистолетам. Повзрослев, идут в армию (или думают, как откосить от оной), но по-прежнему балуются виртуальными баталиями в ноутбуке и телефоне или апробируют полученный виртуальный опыт в полевых условиях, хранят на даче винтовку, в портмоне – лицензию на «Макарова», а в бардачке – нож.

 

Растёт богатырь, кровь бурлит – подвигов требует. А где их взять, где удали молодецкой развернуться, если целый день сидишь в офисе, а с секирой туда не пускают?! Надо организовать увлечение по душе и найти полигон для ратных дел. Хотя, может, любовь к сечам и оружию вовсе не хобби, а стиль жизни или что-то другое? В любом случае пусть об этом расскажут сами витязи.

 

«Разогнать банду хулиганов мечом?..»

Дмитрий Хакимов уверен: «Если у человека есть желание научиться владеть мечом, он обязательно научится»

Дмитрий Хакимов, 39 лет:

– Я практикую боевые искусства 19 лет. Всё началось с рукопашного боя. В определённый момент я понял, что логическое продолжение (или обоснование) именно рукопашного боя – это бой с оружием, и пришёл в «Гильдию вольных фехтовальщиков»… Меч – это символ целой эпохи, а уж двуручный, или длинный, меч – это вершина созидания рыцарской науки. Это увлечение требует времени: приходится договариваться с семьёй, искать компромиссы… По образованию я психолог, работаю в аналитическом отделе строительной фирмы.

Ранения, ушибы происходят на каждой тренировке – мы изучаем и практикуем, а это значит, что мы пытаемся применять на практике то, что описано в книгах. Не буду рассказывать душещипательных историй о том, как в одиночку я разгонял банды хулиганов, размахивая огромным мечом, – всё это неправда. Правда – реакция и выносливость, вырабатываемые на тренировках, помогают проживать каждый день.

В нашей стране направление бездоспешного фехтования ещё только набирает обороты, в отличие от доспешного фехтования… Но мы надеемся на лучшее, так как западная традиция достаточно близка русской ментальности, и, возможно, в ближайшее время меч снова войдёт в моду как символ чести и достоинства. 23 февраля в Москве состоится первый российский турнир, – по правилам НЕМА. Это будет первый турнир в данном направлении.

Мой двуручный меч весит 2,7 килограмма, а те мечи, что используются на соревнованиях, весят не более полутора килограммов. Я в настоящий момент счастливый обладатель двух мечей, двуручный меч XVI века люблю особенно. Если у человека есть желание научиться владеть мечом, он обязательно научится. Другое дело, что под этим понимать и как оценивать степень овладения мастерством… Кто-то, взяв в руки меч, не видит себя вне жёсткого поединка, и только победа будет свидетельством личного мастерства.

«Для меня нож как друг»

Если кто-то любит метать ножи и носит их с собой, он не обязательно маньяк, просто у него... такое хобби, как у Иннокентия

Иннокентий Могилевский, 21 год:

– Моё хобби с учёбой никак не связано. Я учусь в магистратуре РГПУ. Пару лет назад решил попробовать метать нож. В кино часто это делают, но оказалось, это не так просто. По фильмам невозможно научиться, там всё утрировано. Вначале учился по наитию, а потом опытные люди подсказали, как надо. Я научился довольно быстро. Когда выбирался на природу – кидал в дерево. Тогда это было скорее хобби. Потом узнал, что по метанию ножей проводятся соревнования. Вот уже полгода как хобби перешло в спорт, тренируюсь несколько раз в неделю, езжу на соревнования. Для меня нож больше чем инструмент, скорее друг, который всегда со мной. Не люблю дарить ножи, ведь перед покупкой нож надо повертеть в руках, потрогать, понять, что это именно твой.

Тренируюсь метать в зале, а по выходным на природе в компании кидаем в сухое дерево – природу бережём. Метание ножей – исключительно безопасный вид спорта (ножи-то тупые). Кстати, у всех ножей есть сертификаты. Опытный человек метнёт любой нож – хоть кухонный, хоть складной. Но этих ножей хватит на пару бросков, потом только выбросить. Метательные ножи тупые, их не точат. Они должны выдерживать долгие тренировки. Тысяча бросков в день, десятки тысяч в месяц. Такие ножи служат годами и очень редко ломаются. Их не купить в обычном магазине, весить они должны около 300 граммов, а в длину быть около 25 сантиметров.

Друзья ножей не боятся либо увлекаются тем же. Прохожих в лесопарке мы не шокируем на тренировках, им интересно. Некоторые думают, что все ножи – холодное оружие и носить их с собой противозаконно. Это заблуждение. В моём хобби самое сложное – сконцентрироваться на соревнованиях и уметь метать в стрессовых условиях. Пару раз нож рикошетил с небольшой дистанции – ударил в ногу слегка, будто теннисным мячиком кинули. 

«Настоящий стрелок умеет выражать эмоции выстрелом»

«Можно много рассказать о единстве лучника и мишени, о единстве тела и всего существа, которое можно прочувствовать, только до конца растянув тяжёлый лук и выстрелив из него, понимая, что и выстрел, и попадание не случайны...» – уверен лучник Илья Гельман

Илья Гельман, 48 лет:

– В 2005 году всей семьёй мы гуляли в Приморском парке Победы и набрели на человека, за скромную плату дававшего пострелять из настоящего деревянного лука. Мы постреляли, познакомились – с этого всё началось… Ответить на вопрос «Чем меня привлекает лук?» немногим легче, чем объяснить выбор спутника жизни. Стрельба изначально боевое искусство, и настоящий стрелок в процессе стрельбы должен быть бесстрастен и свободен, все свои эмоции выражать только выстрелом, отправляя со стрелой к далёкой цели... Можно много рассказать о единстве лучника и мишени, которое чувствуешь, только до конца растянув тяжёлый лук и выстрелив из него, понимая, что и выстрел, и попадание не случайны... Говорить можно долго, но в конечном итоге всё сведётся к знаменитым словам Портоса: «Я дерусь просто потому, что дерусь», – и я стреляю просто потому, что стреляю...

По образованию я инженер-оптик, работал на заводе и в конструкторском бюро. Сейчас работаю инструктором в стрелковом центре. Я учился по книгам, перебирал кучу информационного мусора в интернете. Как только появилась возможность поучиться у стрелков-спортсменов и их тренеров – учился у них. Человек с руками может сделать простой деревянный лук. Для этого достаточно хорошего ножа и понимания устройства этого оружия. Намного сложнее в изготовлении композитные луки конных лучников – сделать такой самостоятельно очень сложно, долго и дорого. Мастеров, способных сделать настоящий турецкий, манчжурский или венгерский лук, – единицы в мире, и стоят такие луки очень дорого. Большинство реконструкторов стреляют из стилизаций, выполненных из современных материалов, но по исторически достоверной конструктивной схеме.

Мой лук весит меньше полукилограмма при силе натяжения 50 фунтов (22,5 килограмма). У современных спортивных луков сознательно утяжеляют рукояти и крепят к ним дополнительные устройства, которые позволяют стрелять более стабильно и точно. В результате получается вполне увесистый снаряд в несколько килограммов весом. Сила лука для взрослого человека начинается с 18 фунтов. На охоте используют луки до 80 фунтов, часто и более сильные.

Помните: каждый раз, чтобы выстрелить, вы растягиваете лук. Для лука средней спортивной силы для этого нужно приложить усилие, скажем, в 15 килограммов. За тренировку лучник производит 150–300 выстрелов. Умножьте 15 килограммов на количество выстрелов – и получите примерную нагрузку на стрелка за одну тренировку. А таких тренировок надо две-три в неделю...

 

«Кулачного бойца видно ещё до драки»

«На выступлениях и праздниках бьёмся в русских рубахах-косоворотках. Удары основаны на традиционной пластике и народных танцах. Раскрытая, гордая грудь – сгрудка, удары преимущественно нелинейные, по эллиптическим траекториям. Самый простой и наиболее эффективный удар – «подхлёст»: рука летит наподобие хлыста и бьёт супостата сбоку», – рассказывает Фёдор

Фёдор Незамутдинов, 27 лет:

– В школе был отличником, окончил Военмех с двумя красными дипломами (магистр техники и технологии, менеджер организации). Работаю по специальности на государственном предприятии инженером.

В чистом виде русским кулачным боем (РКБ) я начал заниматься осенью 2011 года. До этого было самбо в спортивном клубе при БГТУ «Военмех». Ещё ранее год дзюдо и год тхэквондо в школе. Мой выбор определил тот факт, что я постоянно читал книги о рукопашке. Как-то в библиотеке Военмеха я наткнулся на книжку Грунтовского с Георгием Победоносцем на обложке. Там кратко объяснялась техника, которая опиралась на традиционную пластику и танцы. Поразила притча про старца, разбившего деревянную колоду мизинцем. Так через литературу я нашёл то, что понравилось. Потом через интернет вышел на тренера. А кроме этого техника кулачного боя схожа с работой всевозможным оружием: палицей, дубиной, оглоблей, мечом, саблей, шашкой. Сейчас я серьёзно занимаюсь рубкой и круткой казачьей шашкой, выезжаю на казачьи слёты военных патриотических клубов.

 

Самое сложное и в то же время самое простое и правильное – это вспомнить традиционную технику кулачного боя. Многое человеку дано по наследству от предков, которые поголовно были воинами. Россия граничит с 18 странами (раньше цифра была другая), но суть в том, что войны были по направлению всех сторон света. Мужчины были и пахарями, и воинами одновременно. Я отношусь к такой категории людей, которые считают кулачный бой традицией. Навыки кулачного боя постоянно помогают в жизни. Это самоорганизованность, целеустремлённость, привычка добиваться поставленных целей. Человека, занимающегося РКБ, видно ещё до драки – он никогда не лезет на рожон, не инициирует конфликты.

 

компетентно

Альфред Щёголев, доцент Восточно-Европейского института психоанализа:

 

– Мужчины, которые ещё сохранили в себе частицы генетической памяти подлинной мужественности, похоже, до тошноты объелись виртуальной реальностью, которую предлагает им общество потребления и которая приучает их лишь пялить глаза на экран в поисках какой-то «крутизны», не чувствуя при этом внутренней наполненности своего существа той исконно мужской силой, борьбой и отвагой, которая делала их во все времена настоящими мужчинами. «Герои» виртуальных битв – пародия на мужественных воинов, и мужчины, чувствующие это, осознающие и ущемлённые этим, пытаются играть всеми доступными средствами в «настоящих мужиков».

 

Ольга Павлова, поклонница исторической реконструкции:

 

– На фоне инфантильных хипстеров и женственных мальчиков мужчины-реконструкторы (лучники, мечники) выглядят настоящими мужиками. Нам, женщинам, не хватает этого. Сильные, брутальные герои по сердцу. По личному опыту могу сказать: этих парней отличает очень уважительное отношение к девушкам. К тому же лично мне на фоне окружающей действительности Средние века милее… Это романтично.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.