А ГОСТ и ныне там?
Кто и как теперь проверяет качество продуктов, которые мы ежедневно покупаем в магазинах
Кто и как теперь проверяет качество продуктов, которые мы ежедневно покупаем в магазинах
Даже те, кто на закате СССР, как говорится, пешком под стол ходил, как правило, гонят прочь сомнения в качестве товара при виде надписи «ГОСТ» на этикетке. Раз сделано в соответствии с государственным стандартом – значит, непременно качественно и безопасно. Однако встреча с современными реалиями то и дело омрачает эту «генетическую память», прочно засевшую в умах нескольких поколений: вроде как купил ГОСТ, а на вкус, цвет и запах оказался совсем не он. Как же так получается? Кто вообще контролирует качество продуктов, которые мы потребляем? Ответим на все вопросы по порядку…
Вопрос № 1. Чем российский ГОСТ отличается от советского?Разработка государственных стандартов (ГОСТов) началась уже на заре СССР, в 1925 году, когда был создан Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны. Постепенно государственные, а также отраслевые стандарты (ОСТы), утверждавшиеся профильными министерствами, стали регламентировать каждый производственный шаг. Были прописаны все термины и определения, все этапы производства того или иного товара, а также методы контроля качества.
Однако, несмотря на всю кажущуюся строгость надзора, граждане в период застоя не просто так судачили в очередях и на кухнях о колбасе, которую якобы делают из туалетной бумаги. Дело в том, что с течением времени и изменением экономической ситуации менялись и ГОСТы. И, как правило, не в лучшую сторону. Не говоря уже о том, что контроль на производстве со временем всё чаще давал сбои.
И тем не менее даже в середине 1980-х ГОСТы были весьма требовательны к производителям – если сравнивать с нынешними. В качестве примера трансформации ГОСТов возьмём государственный стандарт на консервы «Говядина тушёная» высшего сорта 1984 года и российский ГОСТ Р (буква «р» обозначает «российский») образца 2010 года.
Первое, что бросается в глаза при изучении ГОСТа 1984 года, – строгая рецептура: говядина 1-й категории жилованная с содержанием жировой ткани не более 6 процентов – 87 процентов, жир-сырец говяжий – 10,5 процента, лук репчатый очищенный измельчённый – 1,33 процента, соль поваренная – 1,14 процента, перец чёрный молотый – 0,01 процента, лист лавровый – 0,02 процента. Натурпродукт, ваше здоровье и долголетие! В ГОСТе же от 2010 года рецептуры уже не имеется. Есть только указания на рекомендованную массовую долю мяса, жира, соли и белка.
Или, скажем, современный ГОСТ на колбасные изделия в отличие от своего советского предшественника допускает использование буйволятины, крахмала картофельного и кукурузного, ароматизатора коптильного, различных антиокислителей, стабилизаторов, усилителей вкуса и аромата…
Так что пытаться найти в продукте с заветной надписью «ГОСТ» «вкус знакомый с детства» по большей части бессмысленно. ГОСТ уже не тот. А кроме того, его использование производителями теперь носит исключительно добровольный характер.
Ответ: советские ГОСТы были более строгими.
Вопрос № 2. ТУ – это хуже, чем ГОСТ?«Либерализация» системы ГОСТов отнюдь не означает, что всё, что нынче лежит на прилавках, – гадость несусветная.
– Сейчас прожить на ГОСТах попросту невозможно, – поясняет начальник испытательной лаборатории пищевых продуктов, сырья и материалов ФБУ «Тест – Санкт-Петербург» Людмила Серажутдинова. – Ведь в СССР существовало лишь очень небольшое количество наименований изделий по каждой товарной группе. И всё это можно было относительно просто регламентировать, прописать в ГОСТах. Да, качество продуктов тогда было неплохим, и нормативов на предприятиях придерживались строго. Но жизнь не стоит на месте. Меняется сырьё, появляются новые пищевые добавки. И главное – производители хотят выпускать разную продукцию. Да и сами потребители в этом разнообразии заинтересованы. Поэтому и появились технические условия (ТУ), и они вовсе не всегда хуже государственных стандартов.
В отличие от ГОСТов, утверждаемых государством, технические условия разрабатывает сам производитель в соответствии со своими собственными требованиями к производственному процессу и к рецептуре. Хочешь напичкать колбасу соей? Пожалуйста! Только в составе на этикетке не забудь указать. И наоборот: хочешь побить конкурента более качественными ингредиентами – ради бога.
Ответ: нет, всё зависит от конкретного производителя и товара.
Вопрос № 3. Почему качество продуктов всё же упало?Но почему же не все производители стремятся к высокому качеству? Ответ прост: торговля. Сети требуют низких цен. А как производитель может добиться низкой цены? За счёт снижения качества, конечно же.
– Неравные конкурентные условия, которые создаются при входе в торговую сеть при попадании на полку, фактически позволяют выживать не тем производителям, которые стремятся к качеству, а тем, кто стремится к понижению цены любой ценой, – поясняет председатель Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. – В результате качество товаров снижается.
В свою очередь, представители торговых сетей поясняют: они продают лишь то, что пользуется спросом у покупателей, и если последние не в состоянии платить высокую цену за товар – значит, им нужно предоставить его по низкой цене.
Ответ: производители ссылаются на торговлю, торговля – на потребителя.
Вопрос № 4. Государство следит за качеством продуктов?Государственные органы сегодня отслеживают лишь соблюдение требований к безопасности. Качество же целиком и полностью отдано на откуп производителя.
– Безопасность – это очень общее определение, – считает начальник управления контроля социальной сферы и торговли Федеральной антимонопольной службы России Тимофей Нижегородцев. – Есть много веществ, которые в принципе безопасны, – толчёный мел, например. И если мы будем концентрироваться только на безопасности, вскоре мы продукты не узнаем ни по вкусу, ни по внешнему виду.
– Сегодня существуют попытки дезавуировать качество продукции и остановиться только на безопасности, – продолжает Ирина Яровая. – А ведь качество продуктов питания является определяющим в качестве жизни человека и его здоровье. Системы надлежащего регулятора, обеспечивающего выявление фальсифицированных и некачественных пищевых продуктов, к сожалению, мы не имеем. Сегодня в свете обсуждения вопросов саморегулирования, самодостаточности рыночных механизмов, за скобками остался вопрос интересов гражданина. Не стану скрывать: мы считаем, что степень участия, влияния и ответственности государства за должное правовое обеспечение, и в том числе обеспечение контрольно-надзорной функции, должна быть усилена.
На недавно состоявшемся заседании Патриотической платформы партии «Единая Россия», посвящённом качеству и безопасности продовольствия, небезызвестный Геннадий Онищенко (ныне – помощник премьер-министра России) заявил, что в правительстве наконец принято решение о возврате к внезапным проверкам, отменённым в 2009 году. Сейчас проверки могут проводиться лишь раз в три года и обязательно с предварительным уведомлением. Исключение – жалобы потребителей или случаи массовых отравлений, по факту которых можно нанести внеплановый визит. Пока внезапные проверки распространят только на объекты общественного питания и торговли. А там, глядишь, может быть, и до серьёзного увеличения штрафов дойдёт, поскольку размер нынешних никого не пугает, да и за подпольные магазины и рынки, специализирующиеся на торговле просрочкой и фальсификатом, мужи государевы примутся.
Пока же наиболее строгими из ныне действующих нормативов являются технические регламенты, которых, впрочем, ещё очень немного. И касаются они в основном названия. Так, например, после появления техрегламента на молочную продукцию нельзя называть сливочным маслом продукт с содержанием молочного жира меньше 50 процентов. А, скажем, молоко же, произведённое из сухого молока и воды, согласно этому документу, может именоваться лишь молочным продуктом.
Однако регулярно проводимые Национальным союзом производителей молока проверки фиксируют: плевать хотели многие производители на регламент. По данным союза, только за последние полгода количество обнаруженного ими на магазинных полках фальсификата выросло на четверть.
Ответ: нет, только за безопасностью. Исключение – технические регламенты, которые распространяются на отдельные виды продуктов.
Вопрос № 5. Производители соблюдают собственные ТУ?Не только строгие техрегламенты и ГОСТы, а даже собственные ТУ некоторые горе-пищевики порой не соблюдают. В частности, недавно Санкт-Петербургская общественная организация потребителей «Общественный контроль» провела в питерских магазинах контрольную закупку десяти образцов пельменей разных производителей. Трое из десяти отказались предоставить организации свои ТУ, так что их товар пришлось изучать «вслепую» на предмет органолептики, а также массовой доли белка и фарша. Из оставшихся семи компаний, раскрывших свои технические условия, трое не выполнили собственные нормативы.
Однако это отнюдь не означает, что остальные четверо производителей чисты как слеза ребёнка. Ведь массовую долю белка можно нагнать более дешёвой курятиной или той же соей. Не случайно эксперты назвали пельмени, формально соответствующие ТУ, безвкусными, рыхлыми, с хрящами в начинке.
Кстати, дополнительный зелёный свет недобросовестным производителям дала отмена в 2010 году обязательной сертификации на продовольственные товары. На смену сертификатам пришли декларации соответствия, получение которых является исключительно добровольным делом.
– На испытания в нашу лабораторию поступает в основном продукция от производителей и от торговых сетей. На протяжении последних лет отмечается приблизительно одна и та же доля браковок – около 10–15 процентов, – говорит Людмила Серажутдинова из ФБУ «Тест – Санкт-Петербург». – В подавляющем большинстве случаев такая продукция бракуется по микробиологическим показателям, что говорит о достаточно низких санитарных показателях на производстве. (К слову, пальма первенства здесь в Петербурге у кондитерских производств и предприятий общественного питания. Даже известные фирмы, как бы они ни боролись с плесенями, дрожжами, всё равно порой допускают попадание микрофлоры в свою продукцию: сами помещения иногда невозможно очистить от микроорганизмов, поскольку они буквально въедаются в стены.) Что касается остальных показателей безопасности, то там процент нарушений минимальный. Если же говорить о качестве продуктов, то оно разное. Есть хорошая продукция. Есть и плохая. Но это касается в основном дешёвой продукции. И производителю здесь тоже непросто – торговые сети требуют низких цен, которые можно соблюсти лишь за счёт снижения качества продукта, добавляя сухое молоко вместо цельного или куриное мясо вместо говядины. Но в целом могу сказать, что производители, заинтересованные в собственной репутации и прочном положении на рынке, стали ответственнее подходить к тому, что они делают. Во многом свою роль в этом сыграл рост конкуренции.
Ответ: не всегда. Но снижение государственного контроля в совокупности с ростом конкуренции постепенно приучает производителей быть более ответственными.
компетентно
«Пугать людей не стоит»Людмила Серажутдинова, начальник испытательной лаборатории пищевых продуктов, сырья и материалов ФБУ «Тест – Санкт-Петербург»:
– Из положительных моментов отмечу, что сами торговые сети всё-таки стараются отслеживать, чтобы поступающая к ним продукция соответствовала всем нормативам.
Информация на упаковке также стала более правильной: уже сами производители консультируются со специалистами, как правильно дать информацию на этикетке, чтобы она была полной для потребителя. Если раньше всё писалось мелким шрифтом, который невозможно было прочитать без лупы, то теперь большинство может увидеть и информацию о составе продукта, и дату его изготовления, и срок годности невооружённым глазом.
В целом, с моей точки зрения, тенденции к худшему не прослеживается, так что пугать людей не стоит. Каждый покупатель должен сам для себя сделать вывод, где покупать продукты.
Конечно, ситуация с качеством продукции далека от идеала. И думаю, что серьёзное повышение штрафов, причём не только в отношении недобросовестных производителей, но и торговли, допускающей на прилавки ту же просроченную продукцию, могло бы сыграть свою позитивную роль. Я неоднократно наблюдала за границей, как в конце рабочего дня сотрудники магазина проходят по залам, проверяют срок годности оставшихся на полках товаров и изымают с прилавков те, у которых он заканчивается. И всё потому, что любой недосмотр грозит обернуться для магазина огромным штрафом.