Поморский тупик
Проблемы с дорогами не позволяют Архангельской области выйти из кризиса, не говоря уже о динамичном развитии
Проблемы с дорогами не позволяют Архангельской области выйти из кризиса, не говоря уже о динамичном развитии
Губернатор Архангельской области Игорь Орлов всего год с небольшим управляет субъектом, доставшимся ему в ужасном состоянии, регион довели до полной стагнации. Понятно, что требовать от нынешнего главы за год починить то, что ломали десятилетиями, – нелепо. Лучше уж порадоваться тому, что некоторые насущные проблемы решаются или хотя бы точно известны пути их решения. Проблема номер один: отсутствие нормальных дорог на значительной части территории области. Из этой проблемы так или иначе вытекают практически все остальные.
По словам Игоря Орлова, в ближайшее время кардинальных изменений не предвидится: региональный Дорожный фонд получает ежегодно 4 миллиона рублей, а надо – 12 миллионов, чтобы хоть как-то привести транспортную сеть области в порядок. Многие шоссе нельзя покрывать асфальтом – совершенно не готово основание дороги. Более-менее сделана трасса М8 – основная магистраль, выводящая из Архангельска в Москву, всё остальное находится в разной степени упадка, и скудное финансирование не позволяет даже латать дыры на имеющихся дорогах, не то что строить новые.
Губернатор порадовал только одной новостью:
– Мы будем делать дорогу из Вологодской области до Каргополя, а из Каргополя через Плесецк – и вы уже в Архангельске. Но это не трасса от вологодской Вытегры через карельский Пудож, на ту дорогу нам надо 800 миллионов – на 74 километра до карельской границы, и этих денег у нас нет. А мы договорились с вологодским губернатором Олегом Кувшинниковым реанимировать старый Архангельский тракт – от Вытегры, но в другую сторону, не заходя к Карелию. Это получается намного короче, чем через Пудож. Но главное – эта дорога реально значимая для федерального центра, а значит, и деньги на неё нам дают. Потому что она ведёт на космодром!
Пусть хоть так Плесецк послужит поморам, а не только как поставщик обломков ракет, собираемых населением Мезенского района. Кстати, о Мезени. Туда дороги в ближайшее время так и не будет. Там нет космодрома, поэтому для Москвы Мезень – это пустой звук. Как был туда зимник по морозу и тракторная дорога летом – так и останется. Денег нет.
А зачем так уж нужна дорога в Мезень? Дело в том, что именно там можно было бы решить все энергетические проблемы не только Поморья, но и их соседей. Высота прилива в этих местах достигает 17 метров, и петербургскими учёными давно уже был разработан проект приливной ГЭС. Такие станции успешно работают на морских побережьях во всём мире, но только не в нашей стране. Подобная ГЭС уже была опробована на Кольском полуострове и хорошо себя зарекомендовала, но проект был закрыт за отсутствием финансирования.
Но строить такое высокотехнологичное сооружение, как приливная ГЭС, без дороги невозможно. Нужна инфраструктура, которая тоже не может быть организована без транспортного пути. В общем, всё упирается в дороги, а дороги – в деньги.
Игорь Орлов заявил, что можно было бы снабжать Архангельскую область и от Кольской АЭС, но этому мешает только одно обстоятельство – опять отсутствие денег. Ведь между городом Полярные Зори, где стоит АЭС, и Архангельской областью – тундра, скалы и Белое море, поэтому строительство ЛЭП обойдётся в 70 миллиардов рублей.
– Может быть, это для кого-то не деньги, у кого-то один стадион дороже стоит, – с досадой сказал губернатор. – Но из-за дефицита электроэнергии у нас высокие цены и на газ, и на всё остальное, а в северных условиях топливо расходуется дай боже. Мы не поднимали тарифы на отопление для населения уже год, но мало кто задумывается, во что это обходится бюджету.
Тем не менее помочь снизить остроту проблемы энергодефицита может лесная промышленность и лесопереработка. Поставленные в суровые условия, архангельские предприятия теперь не только валят лес, но и учатся его перерабатывать до последнего сучка. Сейчас ряд котельных будут переводить на биотопливо и на пеллеты из отходов деревообработки. Ведь это дешевле мазута, газа и угля, к тому же всё своё.
Судостроительные предприятия Северодвинска и Архангельска тем временем постепенно начинают выходить из коллапса, например, реанимируется знаменитая Соломбальская верфь. Но чтобы тот же Северодвинск работал в полную мощность, ему нужно задействовать ещё 2000 рабочих мест. Но если люди и приедут сюда, им негде жить – квартирный фонд исчерпан. И это беда не только Северодвинска, но и других городов и посёлков, где должны развиваться предприятия. А как дом без дороги построишь и кто там будет жить, если до него не доехать? Получается замкнутый круг.
тем временем…
Проблему с отоплением решили, а с водой пока нетКризис ЖКХ коснулся Поморья особенно сильно. На севере в дощатом домике без воды и тепла не проживёшь, это не Филиппины.
Игорь Орлов пообещал землякам «тёплую зиму» – в смысле с отоплением, а не как обычно. Он заявил, что за год губернаторства он наконец-то справился со всеми котельными в области – чего не могли сделать его предшественники. А вот чего губернатор не обещал и неизвестно когда пообещает – это решить проблемы водоснабжения. Архангельская область, которая вся стоит на воде, пьёт чёрт знает что чёрт знает откуда. За многие десятилетия ни одна система водоочистки в Поморье, кроме как в Северодвинске, не была приведена в порядок. Из-за этого в регионе регулярно вспыхивают инфекционные заболевания. Сейчас делаются колоссальные усилия для реанимации систем водозаборов, водоподготовки, меняют ржавые трубы, но пока особых побед здесь нет – слишком велик фронт работ.
Зато, как отметил Игорь Орлов, подняты зарплаты многим бюджетникам – учителям, воспитателям детсадов, медикам. Стали закупать современное оборудование для больниц, глядишь, и лечить станут лучше. Только вот пока некому: за годы нищеты из Архангельской области разбежались почти все врачи и даже медсёстры с фельдшерами. Откуда их завозить, где селить и чем завлекать, кроме нормальной зарплаты, – непонятно. Ну разве что треской – губернатор сказал, что наконец-то снова стали готовить эту рыбу вкусно, поэтому её снова покупают и она стремительно дешевеет.
Татьяна Хмельник, Петербург – Архангельск. Фото автора
минуточку внимания!
А потому что дороги от царя ГорохаРугают наши дороги постоянно, но при этом практически никогда не говорят о ключевой проблеме. А она в том, что их сеть была создана во времена царя Гороха, если не раньше.
Вот взять Новгородчину. По карте посмотришь – напрямую между пунктом А и пунктом Б километров пять-семь, а по трассе порой 40 набежит. При этом если едешь с севера на юг, то хорошо, если в место назначения въедешь с запада. Чаще получается… с юга.
А всё потому, что заасфальтированы были наезженные трассы. А как их прокладывали? Мужик собрался к куму. Запряг лошадку, сенца в телегу постелил, бражки взял бутыль, чтоб не скучно было… Стоит учесть, что и сейчас там жизнь течёт неспешно, а уж в Средневековье, поди, мухи на лету спали. В общем, никуда мужик не торопится, объезжает все низинки-овражки. По дороге навестит и сестрёнку в соседней деревушке, и приятеля, на хутор отселившегося. Так и накатали. Как в песне: «Три загиба на версту».
И вот сейчас всю эту огромную сеть надо поддерживать в рабочем состоянии. Не только дыры латать, но и расчищать от снега, посыпать реагентами. На это нищие районные бюджеты должны выделять значительную часть своих ресурсов. А порой найти рабочие руки – проблема, не говоря уже о технике…
Может, стоит посмотреть на карту и проложить современную схему транспортных развязок? В конце концов, нынешние грейдеры помощнее будут деревенских кобылок, им большого труда не составит протянуть дорогу через убогое болотце. Пусть расстояния сократятся не в пять раз, а только в три – но и это уже даст огромный эффект. И не только экономический. Ведь, например, «скорая» сможет раньше приехать на вызов, быстрее доставить пациента в больницу. Снизится и смертность на дорогах – просто потому, что опасных поворотов станет гораздо меньше, а уход за покрытием будет лучше.
Конечно, на первоначальном этапе этот проект потребует значительных капиталовложений, но, уверен, они достаточно быстро окупятся. Кстати, из-за такого сокращения расстояний уменьшится и транспортная составляющая в цене товаров. Опять же электрические сети у нас, как правило, прокладывают вдоль дорог. Значит, и расходы на их содержание снизятся, а восстанавливать подачу света при обрывах проводов станут быстрее. В общем, многоярусная экономия получается.
Дмитрий Шандлоренко,редактор отдела «Северо-Запад»