Как в городе Ы Стратегию разрабатывали

В кабинете директора Стратегического НИИ при мэрии города Ы собрались начальники всех ключевых отделов. Сегодня им предстояло выработать Стратегию

 

Тимофей Гарик, поэт

В кабинете директора Стратегического НИИ при мэрии города Ы собрались начальники всех ключевых отделов. Сегодня им предстояло выработать Стратегию.

Солидные мужчины и женщины в белых халатах и очках чинно выстроились перед огромной – во всю стену – стратегической картой города. Халаты и очки подчёркивали учёность собравшихся, масштаб карты – масштаб стратегического мышления директора НИИ.

– Ну что ж, господа, – откашлялся хозяин кабинета. – Начальник стратегического Департамента мэрии города Ы поставил перед нами, не побоюсь этого слова, стратегическую задачу. – Взяв сообразную поставленной задаче паузу, директор придал лицу выражение глубокой государственной озабоченности и продолжил: – А именно: разработать Стратегию-2030, которая определит вектор, так сказать, стратегического развития нашего города.

Собравшиеся с пониманием покачали головами, выражая тем самым глубину проникновения и готовность немедля приступить к исполнению. Однако…

– Позвольте! – начальник экономического отдела сделал два шага вперёд. – Почему 2030? Почему не 2032, например, или 2039?

– Действительно, – поддержал коллегу начальник транспортного отдела. – Я, например, рассчитываю сидеть в своём кресле и после 2030 года.

– Ну и?.. – не понял сути возражений директор.

– А ну как в 2030-м достанут из-под сукна эту нашу Стратегию да и спросят отчёта?! «Подать сюда, – скажут, – директора Стратегического НИИ!»

Директор слегка побледнел, но быстро пришёл в себя и хитро улыбнулся:

– Не спросят…

– И всё-таки мы должны мыслить более стратегически, – настаивал глава экономического отдела. – А если уж мыслить стратегически, то мыслить стратегически. Убеждён, что Стратегия-2040 – вот это будет то, что надо.

– 2040 – это, конечно, лучше, чем 2030! – взбодрился начальник транспортного отдела. – Но вы как хотите, а я считаю, что 2030 да 2040 – это и не Стратегия вовсе, а так… Стратегия-2130 – вот это да!

– Минуточку-минуточку, господа, – прервал своих сотрудников директор. – Сказано 2030 – значит, 2030. Тут уж ничего не попишешь… Так что прошу высказываться по существу. Вот с вас, – обратился он к начальнику экономического отдела, – и начнём. Извольте изложить экономические приоритеты стратегического развития нашего города.

Начальник экономического отдела вздохнул и, набравшись смелости, изложил:

– Если стратегически, то тут уж, господа, извините, хорошо бы возродить промышленность.

– Это верно, – нахмурился директор НИИ. – Промышленность у нас – ни к чёрту… Вот мне как раз начальник стратегического Департамента рассказывал… На даче у мэра – речушка. Так когда мэр был маленький, в этой речушке одни только масляные разводы водились, а теперь – и плотва, и окушки, и даже подлещики попадаются… Промышленность, говорит, встала – речушка и ожила.

– Так это же здорово, господа! – встрял начальник экологического отдела.

– Здорово-то здорово. Да только мэр говорит, промышленность надо поднимать…

– Ну так, значит, и подымем! – во-одушевился начальник экономического отдела.

– На том и порешили. Один приоритет обозначен. Но этого мало. Далее…

Начальник экономического отдела поджал губы:

– А что «далее»?.. Малый бизнес надо развивать – основу, как это говорится, любой здоровой экономики…

– Что ж – и это не вызывает возражений, – неожиданно поддержал директор.

Заседатели неловко переглянулись…

– Итак, с экономикой более-менее понятно. А что скажет глава экологического отдела? Окушки да плотва – это мы поняли. А что по существу?

Начальник экологического отдела с готовностью взял слово:

– Озеленение – вот та задача, которую мы должны рассматривать как приоритетную. Лёгкие города – это…

– Знаем-знаем, – перебил его директор. – Знаем и не возражаем. Озеленение так озеленение. Что ещё?

Начальник экологического отдела раскрыл было рот.

– Впрочем, будет с вас. Перейдём к транспортным вопросам.

– Город задыхается от пробок, – без предисловий зарядил начальник транспортного отдела.

Он говорил долго. Когда же кончил, настал черёд начальника отдела здравоохранения. Тот с жаром рассказывал о пользе прививок и убеждал в необходимости всегда иметь при себе бахилы. Слово перешло к начальнику демографического отдела – и он убедительно доказывал, что в городе Ы с демографией всё хорошо, а будет ещё лучше. Глава спортивного отдела рапортовал о своём, к месту и не к месту вспоминая какой-то стадион, но не забывая, впрочем, о детях и всеобщем оздоровлении. Начальник отдела культуры в свою очередь говорил, разумеется, о культуре, то и дело с придыханием произнося слова «духовность» и «столица». Потом кто-то напомнил, что город Ы ещё и морская столица… Кто-то – что ещё и «северная», и «музейная», и «архитектурная»…

Словом, всё шло как полагается. Наконец, все стратегические приоритеты были обозначены, и кабинет директора Стратегического НИИ опустел, оставив его хозяина наедине с картой города Ы.

 

***

Итогом заседания в Стратегическом НИИ стала краткая Концепция Стратегии-2030, которая уже на следующий день легла на стол начальнику стратегического Департамента мэрии города Ы.

Стратегическая Концепция Концептуальной Стратегии-2030. Векторы и приоритеты.

1. Развитие малого бизнеса – основа здоровой экономики.

2. Возрождение промышленности – актуальное требование времени.

3. Уплотнительной застройке – нет! Озеленению – да!

4. Избавим город от пробок! Приоритет – общественному транспорту! Пересадим автомобилистов на метро!

5. Утроение доходов на душу населения.

6. Средняя продолжительность жизни – 90 лет.

7. Коммуналки – позор города Ы. Расселение в рамках программы «Жильё-2030».

8. Город Ы – морская столица.

9. Город Ы – культурная столица.

10. Город Ы – спортивная столица.

Итого: к 2030 году в городе Ы станет так же, как в городе Ю.

– Хорошо… Эм-м… И это… Ага! И это хорошо… – начальник стратегического Департамента не без удовольствия листал страницы документа. Каждый пункт лаконичной Концепции был красочно оформлен, подкреплён графиками, цитатами исторических деятелей и выдержками из выступлений мэра. – Ну, что ж… Хорошо поработали, – резюмировал начальник Департамента. – В целом одобряю. И город Ю – достойный ориентир! Вот только… 90 лет – это не перебор?..

…Начальник Стратегического НИИ покидал кабинет начальника стратегического Департамента триумфатором. Начальнику же Департамента оставалось лишь проработать детали Стратегии, опущенные в её Концепции. Всё-таки 2030 год не за горами – авось придётся отвечать… Впрочем, что касается деталей, то в Департаменте был целый штат аналитиков и советников.

И через две недели начальник стратегического Департамента вскрыл запечатанный конверт.

 

НАЧАЛЬНИКУ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ДЕПАРТАМЕНТА

ПЕРЕДАТЬ ЛИЧНО В РУКИ

«Уважаемый шеф!

В силу ряда известных Вам причин воплощение Стратегии-2030 ни к указанному сроку, ни в более отдалённом обозримом будущем возможным не представляется. Тем не менее считаю целесообразным изложить наши соображения по тактической реализации концептов, изложенных в документе:

1. Развитие малого бизнеса – основа здоровой экономики.

Рекомендуем: разработать постановление, согласно которому торговые сети будут проходить по статистике как малое (или не очень большое) предпринимательство.

2. Возрождение промышленности – актуальное требование времени.

Проще всего – загадить ту самую речушку на даче мэра, в которой сейчас водятся те самые окушки и плотва, о которых Вы мне рассказывали.

3. Уплотнительной застройке – нет! Озеленению – да!

Есть идея внести на рассмотрение городского парламента закон, обязывающий застройщика, уничтожившего зелёную зону, красить новостройки (а также все пеньки вокруг стройки) зелёной краской. С первым тезисом – сложнее…

4. Избавим город от пробок! Приоритет общественному транспорту! Пересадим автомобилистов на метро!

Поскольку никакой нормальный автомобилист ни за что не пересядет на общественный транспорт, предлагаем:

а) резко сократить площадь тротуаров и количество светофоров (что хотя бы на время приведёт к сокращению пробок);

б) в перспективе переориентировать работу метрополитена на перевозку автомобилистов прямо в салонах их автомобилей;

в) регулярно и значительно повышать цены на проезд в ОТ (под предлогом необходимости обновления подвижного состава ради улучшения работы ОТ).

5. Утроение доходов на душу населения.

Согласно нашим расчётам, для выполнения поставленной задачи к 2030 году следует немедленно в 7,3 раза увеличить денежное довольствие всех чиновников города Ы и их родственников.

6. Средняя продолжительность жизни – 89 лет.

Рекомендуем: активнее привлекать в город мигрантов из числа горцев-долгожителей.

7. Коммуналки – позор города Ы. Расселение в рамках программы «Жильё-2030».

Всё, что тут можно сделать, – это изменить название программы на «Жильё-3000» (Прим.: «Жильё-2030» – не поверят, а когда была программа «Жильё-2000» – так хотя бы верили.)

8. Город Ы – морская столица.

Без проблем. Можно, не обращая внимания ни на какие Стратегии, придерживаться первоначального плана застройки прибрежных зон элитным жильём. Единственное – придётся оставить пятачок для символических Морских ворот, украшенных огромным транспарантом: «Город Ы – морская столица!».

9. Город Ы – культурная столица.

Будет вполне достаточно научить всех чиновников города Ы с придыханием произносить слово «культура», а также слова «музеи» (возможно произношение через «э») и «театр» (с обязательным ударением на длинный «а»).

10. Город Ы – спортивная столица.

Можно было бы воспользоваться опытом предыдущих лет и ограничиться ежегодной пробежкой мэра под объективы телекамер. Но стадион… Тут уж ничего не поделаешь – к 2030-му придётся достроить…

Руководитель аналитического отдела тактического управления, старший советник начальника стратегического Департамента мэрии города Ы».

 

тем временем в петербурге…

Цены уменьшатся?

Первый вариант Стратегии-2030 был представлен на суд общественности 5 ноября. Затем документ доводили до ума. И вот на днях обновлённая версия Стратегии появилась на сайте spbstrategy2030.ru. 17 декабря проект представят Экономическому совету при губернаторе, а затем его рассмотрит правительство Петербурга.

Стратегия-2030 – это три тома. В первом (440 электронных страниц) содержится анализ социально-экономического развития города, во втором (225 страниц) – «стратегический анализ», в третьем (168 страниц) – «выбор основных направлений и целей городского развития до 2030 года». Третий том – самый содержательный. В нём перечислены основные направления развития города, проблемы современного Петербурга и перспективы их решения.

Следует признать, что свои мысли авторы Стратегии-2030 сформулировали очень витиевато и многословно. Любой абзац официально-деловой чиновничьей речи, если передать обычным человеческим языком, можно уместить в одном предложении. Отсюда – большой объём документа, сквозь смысл которого, если быть откровенным, продерёшься не сразу. И всё же попробуем обозначить главное…

– Качество жизни в Петербурге достигнет уровня Барселоны, Милана и Гамбурга.

– Цены на потребительские товары уменьшатся в Петербурге к 2030 году на 15 процентов.

– Сейчас северная столица демонстрирует нулевые темпы роста промышленности, а к 2030 году она должна выйти на качественно иные показатели. Ставки сделаны на судостроение, производство автомобилей и комплектующих к ним, а также на фармацевтику.

– К 2030 году в Петербурге должны проживать уже 5,9 миллиона человек. Рост рождаемости должен достигаться за счёт миграционного потока, который в среднем ожидается на уровне 40–70 тысяч человек в год.

– Сеть метрополитена должна получить такое развитие, что 55 процентов горожан могли бы добраться до станций пешком. На 40 процентов должен снизиться показатель погибших в ДТП, а пешеход должен стать приоритетным участником дорожного движения.

– Главная задача в жилищном вопросе – снижение стоимости квадратного метра жилья путём увеличения объёмов жилищного строительства. Также в приоритете расселение коммуналок и формирование рынка аренды жилья.

– Каждый житель города будет трижды в год посещать музей, театр или библиотеку.

 

теория и практика

Но коммунизм, как ни крути, почти построили…

Написанный в середине XIX века двумя друзьями-учёными стратегический план, названный «Манифест коммунистической партии», поначалу мало кто воспринимал всерьёз. Однако он перевернул мир. По сути, с той поры и зародилась традиция составления долгосрочных стратегических планов, писать которые столь же традиционно поручали учёным.

Примером может служить, скажем, план ГОЭЛРО, разработанный блестящими инженерами Генрихом Графтио и Глебом Крижановским. При всей своей фантастичности он был выполнен, перевыполнен, и его плодами мы пользуемся до сих пор.

Позднее, в 50–60-х годах прошлого века, силами ряда научных институтов был разработан план построения в СССР коммунизма. Этот план был выполнен не до конца, однако кое-что, по сути, коммунистическое в жизни советских людей появилось: бесплатное и весьма качественное образование, медицина, жильё, копеечные продукты первой необходимости…

И вот нынче идея составления долгосрочных государственных планов обрела второе дыхание.

Петербургскую Стратегию-2030 тоже писали учёные – авторитетный «Леонтьевский центр», который привлекал в качестве разработчиков и консультантов Петербургский НИПИград (бывший Институт Генплана), союзы промышленников, инженеров и, конечно же, всех чиновников из профильных комитетов Смольного.

Получилось… то, что получилось. Некоторые разделы Стратегии, конечно, поражают своей расплывчатостью, а некоторые – и маниловщиной. Авторы объясняют это (конечно, неофициально) лоббизмом и закулисой. Ведь люди в комитетах и ГУПах понимают, что после принятия Стратегии под каждую её строчку будут выделяться серьёзные деньги. И если записать в плане, что, скажем, за 17 лет будет построено 89 станций метро, то появятся и основания требовать под это несколько сот миллиардов рублей. 

Этими дарвинистскими процессами объясняется в Стратегии многое. Но не всё. К примеру, откуда взялась ориентация Петербурга на такие «образцовые» города, как Милан, Барселона и Гамбург? Нам что, нужна безработица, как в Барселоне, или финансовый кризис, как в Милане? Нет, оказывается, всё это – города так называемой второй группы – крупные, но не столичные. То есть формально мы с ними в одной лиге, а то, что они лучше нас, потому что европейские, – это авторы плана считают за аксиому. Другое дело, что качества жизни «как в Барселоне» нам не достичь – хотя бы из-за климата. Но вот обратить большее внимание на наше «море» (Финский залив и Ладогу) или создать идеальную транспортную систему, которой славится столица Каталонии, – почему бы нет?

Впрочем, безупречных планов не бывает. Авторы и заказчики главным достоинством Стратегии считают поставленные в ней цели – рост доходов, комфорта и качества жизни… Ведь даже молодой человек, опыта в жизни не имеющий, сам того не зная, составляет для себя стратегический план: хочу стать знаменитым скрипачом, хочу открыть несколько магазинов и стать миллионером, хочу стать крупным чиновником, хочу свалить за рубеж и тому подобное. При всей неконкретности такого плана человек начинает искать способы достижения цели. А это – уже начало пути.

То же должно произойти и с городом. Большие надежды чиновники и учёные возлагают и на всенародное обсуждение документа. Которое не только исправит ошибки и даст конкретику, но и позволит авторам и заказчикам разделить ответственность за судьбу Стратегии со всем городом.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.