На границе финны ходят хмуро

Почему полиция и таможня Финляндии проигрывают российским контрабандистам

Почему полиция и таможня Финляндии проигрывают российским контрабандистам

Ежегодно страну Суоми посещают более миллиона россиян. Они тратят здесь около 8 миллиардов евро. Им принадлежит уже каждый 40-й дом в провинции Южная Карелия. В приграничных Иматре и Лаппенранте большинство продавцов в магазинах говорят по-русски или даже являются выходцами из России. Российская диаспора в Финляндии – уже 70 тысяч человек. Столь мощный поток из страны, где умение обмануть государство традиционно почитается едва ли не за добродетель, не мог не сказаться на наших соседях: уже каждый третий финн курит контрабандные сигареты. Корреспондент «НВ» разбирался, почему финская полиция и таможня вчистую проигрывают войну российским контрабандистам.

Часть этого айсберга видна любому автобусному туристу. На подъезде к таможенным постам «Торфяновка» или «Брусничное» гид предлагает всем желающим протащить через границу блок сигарет за 3 евро. Дело в том, что ввезти в Финляндию можно именно 10 пачек по 20 сигарет на человека. Из 70 туристов в моём автобусе отказались четверо. Финских пограничников уже давно не удивляет, что каждый россиянин, включая старушек, тащит с собой в короткую поездку 200 сигарет (и что марка этих сигарет – одинаковая у всего автобуса). А что удивительного, в самом деле? Курение одной сигареты занимает пять минут, а значит, выкурить блок теоретически можно за 1000 минут, то есть менее чем за 17 часов беспрерывного курения.

Понятно, что эти 66 блоков, провезённых в моём автобусе, предназначены на продажу. А утром от гостиницы «Октябрьская» отходит не менее 20 больших автобусов. Это не считая «микриков» на 8–12 пассажиров. И так каждый день.

Допустим, не все пассажиры готовы за три евро поучаствовать в контрабанде и даже не все гиды им это предлагают. Но нет сомнения, что общий объём по сути нелегального ввоза одних только сигарет слишком велик, чтобы всерьёз говорить о презенте какому-нибудь финскому приятелю. А стало быть, существует широкая сеть распространения.

При этом с 2013 года в Финляндии запрещена продажа сигарет в киосках и магазинах – только в специализированных лавках. А это значит, что нельзя поставить «левак» под реальную накладную на аналогичный товар, как это делается в России. (Кстати, новый финский закон запрещает даже держать на виду табачные товарные марки и изделия: «Уинстон» или «Мальборо» теперь обозначаются номерами.) Табачных же лавок – немного. И они на контроле у полиции. А ведь на российских сигаретах нет даже финской акцизной марки. Также невозможно себе представить, чтобы финн торговал контрабандными сигаретами из багажника своего автомобиля у какого-нибудь супермаркета. Напомню, что Финляндия – это страна, в которой принято сообщать в полицию, если сосед неправильно припарковал автомобиль. А полицейские не берут взяток.

Трудно сказать, можно ли сейчас в российских соцсетях нанять киллера, но потенциальных партнёров по контрабанде – до Выборга внаклонку не переставить. Например, в открытой группе «Финляндия на выходные» 77 тысяч участников. В группе есть ветка «сигареты», где люди активно обсуждают, выгодно возить табак или нет. На сленге таких коробейников называют «тушканами».

«На прошлой неделе ребята 450 блоков синего LM протащили, так за три дня всё расхватали по 18 евро за блок. Во как люди работают!» – не таясь, рассказывает один юзер.

Тут же знатоки подсчитывают, что с блока получается 9 евро прибыли, а за 450 упаковок ребята срубили более 4 тысяч евриков. Или 180 тысяч рублей. И, несмотря на риск получить штраф, потерять товар, машину и право въезда в страны Шенгена, туча интеллигентных молодых людей интересуется подробностями.

Главный вопрос: кому конкретно сдавать сигареты в Финляндии?

«Водители знают», – отвечает один посетитель.

«Я постоянно мотаюсь в Финку, и однажды водила автобуса спросил, нет ли у меня сигарет на продажу», – отмечает другой.

А на одном из порталов путешественников участник открытым текстом рассказывает, как окупить поездку в Финляндию:

«Есть люди, которые дали мне на поездку небольшой заказик на смартфоны iPhone. Схема простая... Приезжаю в Хельсинки, отзваниваюсь человеку, тот подвозит товар, отдаёт документы, которые мы проштампуем на границе. Приезжаю, отдаю товар и документы заказчику и получаю своё вознаграждение. Провоз одного планшетника (смартфона и так далее) стоит 15 евро. Если вас просят самостоятельно закупить товар в магазине, то вам доплатят ещё. Сигареты я сдаю по 20 евро за блок и соответственно имею 12 евро с блока. Людей, готовых принять у вас сигареты, в Финляндии найти намного труднее, чем «посылочников», но тоже вполне реально через соцсети и всякие доски объявлений».

В группах вроде «Бесплатные поездки в Финляндию» даётся исчерпывающее объяснение «бесплатности» – вас везут «за кг». Типичное предложение: выезд каждый день, кроме субботы, в 9 часов от станции метро «Озерки» через «Торфяновку», возврат в 18 часов к «Проспекту Просвещения». Текст не оставляет сомнений: обратно вы потащите на себе не менее 15 кг чужих товаров, туда – блок сигарет и бутылку водки. В сети ведутся обсуждения поездок: дескать, одни организаторы готовы ещё и накормить вас бизнес-ланчем в той же «Лапландии», а другие – нет. Кто-то возит микроавтобусами, а кто-то – трёх человек на личном седане. Но суть одна и та же.

Нет никаких сомнений, что организаторы знают, кому сдать сигареты. Можно было бы даже провести эксперимент. Но, к сожалению, Закон о СМИ запрещает журналисту участвовать в таком эксперименте. А вот задавать вопросы на эту тему жителям Финляндии можно.

– Я работаю в конторе, состоящей из шестерых мужиков. Все, кроме меня, – финны, – говорит Александр из Куопио. – Пиво, водку и сигареты предлагаем друг другу совершенно открыто. Впрочем, не думаю, что кто-то из коллег всерьёз этим занимается. Например, замдиректора купил 40 блоков у знакомого, который сам взял их у русских. Он не пытается на этом сильно заработать: курит сам, предлагает знакомым с небольшой маржой. Никогда не слышал, чтобы полиция кого-то ловила или наказывала за такую деятельность.

– Один молодой финн в клубе Хельсинки дал мне свою визитку: мол, звони насчёт курева и бухла, – рассказывает Виктор из Порвоо. – Я живу в пригороде столицы, бываю там по делам пару раз в месяц. Иногда звоню этому знакомому и закупаюсь у него. Всегда предлагаю соседям, они часто просят что-то для себя. Не думаю, что они что-то сильно выгадывают материально. Просто у финнов ещё со времён сухого закона и автобусных туров в Ленинград славные традиции взаимовыручки и фарцовки.

Иными словами, обуздать «русскую сигаретную мафию» невозможно. Потому что её просто не существует. В обороте ввезённых из России сигарет участвует едва ли не вся курящая Финляндия.

Есть простой способ оценить распространённость явления: взять палку и пошевелить мусор в урнах на улице. В Куопио журналист «НВ» обнаружил российскую акцизную марку на 70 (!) процентах сигаретных пачек. До российской границы отсюда 300 километров…

Несложен секрет беспомощности финских властей перед контрабандой: слишком много соседей в этом участвует. А если слишком завинтить гайки – страна взвоет. Поэтому основные усилия властей брошены на поимку российских «тушканов» на границе. А это – поиск иголки в стоге сена. Чтобы всерьёз бороться с контрабандой, нужно, чтобы предложение не находило спроса. То есть каждый полицейский должен запугать ответственностью своего дядю, брата, сестру. Или – махнуть рукой.

 

комментарий юриста

«В России это обычная административка»

Николай Артамонов, адвокат:

– До 2011 года в России предусматривалась уголовная ответственность за контрабанду по статье 188 Уголовного кодекса. Сегодня она утратила силу, вместо неё появились две новые статьи. В 226-й говорится о контрабанде сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, ядерных материалов, огнестрельного оружия и так далее. А в статье 229 – о незаконном провозе наркотических средств, психотропных веществ, а также инструментов или оборудования, находящихся под специальным контролем. Таким образом, беспошлинный провоз водки или сигарет – обычная административка. Тут даже вопрос изъятия контрабанды спорный. И, даже если вас присудили к штрафу, можно потребовать возврата товара.

 

кстати

Чёрный рынок – не на одних только сигаретах

Через два километра после пограничного перехода «Брусничное – Нуйимаа» находится супермаркет «Лапландия», среди сотрудников которого я не усмотрел ни одного этнического финна. Это магазин исключительно для русских, которые приезжают в популярные туры «на час», когда надо «откатать визу». К продавцам рыбного отдела постоянно подходят соотечественники, в основном водители микроавтобусов, передают одни пакеты, другие забирают. И скорее всего, это не сигареты.

Знакомый водитель рассказал, что второй по популярности товар из России – крепкое пиво. В Финляндии крепость пенного напитка невысока – 2–4 градуса. Поэтому популярны российские «ерши» по 8–11 «оборотов». Их можно ввозить по 10 поллитровых банок на человека. Ну и третий хит – водка, которую разрешено иметь по литру на нос, если вы собираетесь пробыть в Финляндии не менее трёх суток.

Собственно, вся российская контрабанда в Финляндию выросла из дешёвых цен на спиртное и табак в нашей стране. Никакие другие наши товары спросом не пользуются. Литр водки в России стоит не менее 10 евро, в Финляндии – около 25 евро. Пачка сигарет в Хельсинки обходится от 4 евро, а в России – 1 евро (это средний ценовой диапазон). Неудивительно, что находятся желающие рискнуть.

 

Нелегальный табак – проблема не одной только Финляндии

От нелегально ввозимого табака страдает не одна Финляндия. Например, табачное сообщество Германии подсчитало, что в 2012 году немцы выкурили 22 миллиарда контрабандных сигарет. И таможенные службы называют эту оценку заниженной.

В Восточной Германии 40 процентов табачного рынка приходится на нелегальную продукцию, а источники главные контрабанды – Польша, Белоруссия, Молдавия, Украина и Россия. Среди марок выделяется дешёвая JinLing, не допущенная к официальной продаже в Германии.

Эти факты заставляют общество задуматься об эффективности антитабачной политики. Ведь разрекламированное снижение продаж сигарет в Финляндии, Франции, Германии на 20–35 процентов оказалось лишь следствием перехода на чёрный рынок.

В Германии за последнее десятилетие табачный налог повышали восемь раз. И что толку? Вместо сертифицированной продукции каждый третий немец курит неизвестно что. Были случаи, когда вместе с табаком в контрабандном куреве оказывалась пыль от переработки компакт-дисков…

 

цифры

28 миллионов контрабандно вывезенных сигарет было изъято в 2012 году, по данным Таможенной службы Финляндии (большая часть изъятой контрабанды приходится на регион Кюменлааксо, к которому относятся Хамина и Котка, где высока концентрация выходцев из России). А ведь годом ранее – в 2011-м – раньше результаты были почти в два раза ниже. Дело в том, что финские таможенники ещё в 2010 году заговорили о снижении контрабанды табачных изделий до 10 миллионов сигарет – и это вскоре вышло им боком. Расслабились…

 

170 блоков сигарет было изъято однажды в Лаппенранте. (Налог на импорт составил бы 7000 евро.) Попались пятеро россиян. Но в тюрьму никто из них не сел. Их выдворили из страны с запретом на въезд от 2 до 4 лет. Де-юре можно было применять процедуру изъятия транспортного средства, на котором пытались провезти контрабанду, но финны используют эту меру крайне редко. А вот средний штраф за каждый изъятый блок – 85 евро.

 

7500 блоков сигарет пытался провезти

в 2012 году (в тайнике в электрощитке локомотива, следующего из Светогорска в Иматру) через границу 30-летний машинист из Выборга. Он получил два года. Организатором же контрабанды суд признал 73-летнего финна из Иматры. Ввиду возраста суд назначил ему условное наказание.

 

700 тысяч евро заработал, прежде чем всё раскрылось, интернационал контрабандистов, состоящий из россиян и их организатора – финки из Хамины. В деле фигурируют около 3 миллионов сигарет, отмытых через легальные финские фирмы.

 

45 пограничных собак, которые сегодня вынюхивают наркотики и сигареты, планируют натаскать на… крупные партии денег. С тех пор как в России развернулась кампания по борьбе с выводом капитала за границу, малый и средний бизнес стал утекать дедовским способом: старый добрый нал в багажнике автомобиля.

 

2–3 процента вероятность подвергнуться более-менее внимательному досмотру на границе, учитывая громадный поток автомобилей, особенно в выходные дни. (Вероятно, именно такой процент контрабанды властям и удаётся улавливать.) Поэтому большинство контрабандистов свой товар особо и не прячут.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.