Вот тебе, бабушка, и приёмный день…
Общероссийский день открытых дверей в петербургских комитетах и администрациях ажиотажа, на удивление, не вызвал
Общероссийский день открытых дверей в петербургских комитетах и администрациях ажиотажа, на удивление, не вызвал
Вчера, в День Конституции, любой петербуржец мог обратиться к чиновникам с вопросом или жалобой. Все государственные, исполнительные власти и органы местного самоуправления принимали посетителей с 12 до 20 часов. Корреспонденты «НВ» решили воспользоваться возможностью пообщаться с чиновниками с глазу на глаз. Вооружившись давно мучавшими нас вопросами, которые не получили ответа даже после официальных запросов и публикаций, мы отправились на долгожданную встречу.
«Они тут до вечера без дела просидят»– На день открытых дверей, – сообщаем цель визита дежурной на входе в комитет по соцполитике. (Мы решили заглянуть в самые востребованные, судя по тематике обращений от читателей, комитеты – по социальной политике и образованию.)
– Через арку во двор и налево, в актовый зал, – инструктирует она.
Следуя указателям (на стене во дворе заботливо наклеена бумажка с красной стрелочкой), находим нужную дверь (о чём гласит надпись «актовый зал»). Входим. Справа от двери громоздятся коробки из-под бытовой техники. На диване одиноко сидит пожилая женщина. Проходим дальше и оказываемся в актовом зале – за сдвинутыми столами представители ведомства (человек восемь) зевают в ожидании граждан. Присаживаюсь к одной из сотрудниц соцкомитета. Выяснив, что я журналист, а мой вопрос (про тревожную кнопку для пожилых людей) носит общий характер, барышня зовёт на подмогу коллегу.
– Если нет конкретной жалобы от конкретного лица, мы не можем вам ответить, – наставляет она. – Нам необходимо внести обращение в базу. А от имени прессы обращайтесь в установленном порядке в обычные дни.
Что ж, возвращаемся в приёмную, застаём там ещё одного посетителя. По иронии судьбы им оказался наш постоянный читатель, заместитель председателя общества «Дети войны» по Московскому району Марк Эпштейн. Отсутствие наплыва петербуржцев в день открытых дверей он объяснил просто: мероприятие плохо проанонсировано.
– Я об этом узнал из газеты, – говорит Марк Борисович. – А вот ни по телевизору, ни по радио объявлений не слышал.
Жалобу в письменном виде вместе с копией паспорта у Марка Борисовича приняли, завизировали, обещали ответить через 30 дней «в установленном порядке» – то есть письменно. Однако в целом организацией мероприятия дедушка недоволен.
– С таким оповещением они тут до вечера без дела просидят, – считает пожилой петербуржец. – Это позор!
Договорить наш собеседник не успел – в диалог вмешались:
– Здравствуйте, я пресс-секретарь комитета.
– Здравствуйте, мы из газеты «Невское время».
– Очень рада за вас. Почему вы не поставили в известность о своём приходе?
– Но ведь сегодня день открытых дверей и прийти может каждый…
– Вы находитесь здесь не как граждане, а как заинтересованные лица. Это неприлично! – пристыдила нас пресс-секретарь.
Судя по всему, сообщи мы о своём визите – увидели бы на дне открытых дверей не одинокого дедушку, а намного больше посетителей…
В соседнем же комитете по образованию у кабинета, где должен проходил приём, мы не встретили ни души.
«Проблема решается на уровне дворника»
Следующий комитет, который мы навестили, – по здравоохранению. Сюда мы пришли с конкретным вопросом: как сделать дорогостоящий генетический анализ крови по полису обязательного медицинского страхования (ОМС)?
– Вы к кому и по какому вопросу? – интересуется пожилой охранник на входе в ведомство прежде, чем пропустить через турникет.
– Хотели бы поговорить со специалистом по вопросам ОМС. Меня интересует: могу ли я сделать генетический анализ крови, который стоит три тысячи рублей, по медполису? – подробно излагаем мы.
– Хм… эта проблема решается на уровне… вашего дворника, – «острит» охранник, но всё-таки пропускает к чиновникам.
Скучающий молодой парень, сидящий рядом с остряком, наконец отрывается от телефона и провожает до кабинета. Судя по всему, посетителей здесь сегодня мало, если вообще кто-то до меня заходил… Как только встречаюсь глазами с чиновниками – сразу понимаю: все эти два часа они просто ждали. Хоть кого-то.
– Здравствуйте, Полина Вячеславовна. Какой у вас вопрос? – с интересом спрашивает один из пяти специалистов, сидящих за столами.
Я объяснила суть обращения. Чиновники шустро позвонили эксперту по ОМС и выяснили, что требовалось: анализ можно сделать бесплатно по направлению врача. Объяснили, как разговаривать с доктором и администрацией поликлиники. К тому же заверили: если в самом медучреждении не помогут, можно смело обращаться в комитет.
– А я думала, что в очереди придётся сидеть… – интеллигентно прерываю речь главного специалиста, который уже в третий раз с энтузиазмом повторяет одно и то же.
– Людей сегодня мало, зато именно вам мы можем уделить максимальное количество времени, – расплывается в улыбке один из чиновников.
«Вам необязательно было приходить»
Зато в районных администрациях вчерашний приёмный день проходил более активно. Мы решили посетить администрацию Приморского района с простым вопросом – законно ли во дворе работает парковка, стихийно устроенная группой жильцов? Холл заставлен столами с табличками «социальная защита населения», «здравоохранение», «образование»…
– Здравствуйте, вам помочь? – появляется передо мной консультант.
– У меня тут, это… парковка во дворе появилась… – рассеянно объясняю я.
– Ага. Это вам либо к специалисту по землепользованию, либо по благоустройству, – быстро рассуждает девушка. – Скорее, по благоустройству – вот в ту дверь.
За дверью – актовый зал, где прямо на сцене за полукруглым столом восседают около шести специалистов администрации. У каждого – пара помощников и компьютер. Консультацию у чиновников получают около десяти посетителей. Вижу заветную надпись «благоустройство», а за ней ни много ни мало самого начальника отдела – Артёма Гырлу. Как положено, протягиваю ему паспорт.
– Здравствуйте, Полина Вячеславовна, – торжественно говорит он, – что привело вас к нам?
Я рассказываю, что стихийная парковка на пустыре во дворе заняла всё свободное место, поэтому парковаться обычным людям негде.
– На неасфальтированном участке, где, по идее, находится газон, ставить автомобиль нельзя – это противозаконно, – строго басит какой-то усатый мужчина из-за спины начальника и напоследок наставляет меня. – Из-за таких, как вы, трава в грязь и превращается!
После минутного линчевания специалисты объясняют, что независимо от того, растёт на участке земли трава или нет, он может считаться газоном, и оставлять машину тут строго запрещено. И всё же девушка за компьютером вводит все мои паспортные данные, а Артём Гырла обещает, что за ближайший месяц они выяснят, законна ли парковка, и пришлют мне письменный ответ.
– Вообще-то вам не обязательно было приходить с такими вопросами, можно сделать фотографии и прислать обращение на нашу электронную почту, – бросает мне вслед строгий усатый специалист.
Вот тебе, бабушка, и… приёмный день!