Успеть к чемпионату мира

Строительство многих российских стадионов, на которых в 2018 году лучшие футбольные сборные мира будут бороться за звание сильнейшей на планете, идёт со скрипом

Строительство многих российских стадионов, на которых в 2018 году лучшие футбольные сборные мира будут бороться за звание сильнейшей на планете, идёт со скрипом

Стадион «Спартак» (сверху) построен в соответствии с базовым проектом, а вот конструкции части подтрибунных помещений арены в Саранске (снизу) придётся ломать

Матчи мирового футбольного саммита пройдут на 12 российских стадионах. Один из них, как известно, строится на Крестовском острове, и о всех перипетиях этой грандиозной, отчасти скандальной стройки регулярно рассказывает «НВ». А как обстоят дела на 11 других аренах? Только две из них – в Казани и Сочи – уже построены. Строительство арены для «Спартака» сооружается вовсю. А вот на семи провинциальных стадионах в этом году только закончилась (или лишь заканчивается) стадия проектирования. В «Лужниках» же, закрытых на реконструкцию, идёт непонятная медленная раскачка.

«Лужники». Реконструкция отстаёт на полтора года!

Главный стадион России закрылся на реконструкцию сразу после августовского чемпионата мира по лёгкой атлетике. Однако за четыре месяца там не удалось даже разобрать сиденья. В «Лужниках» закончилась так называемая предпроектная стадия – разработка концепции. Месяц назад оргкомитет «Россия-2018» объявил тендер на выбор генподрядчика процесса реконструкции Большой спортивной арены. При этом компания-победитель одновременно станет и главным проектировщиком, что логично: у каждого крупного строительного холдинга есть собственные архитектурные подразделения.

Победитель тендера на реконструкцию «Лужников» станет известен через неделю, накануне 2014 года. Сам же процесс проектирования арены такой сложности и такой вместимости вкупе с утверждением проекта в Главгосэкспертизе (ГГЭ) займёт (если, конечно, не понадобятся масштабные переделки, как это было в Петербурге) весь следующий год.

Таким образом, к перестройке Большой спортивной арены генподрядчик сможет приступить только в 2015 году. А нормативный срок капитального ремонта 80-тысячника составляет четыре года. Заказчику и строителям предстоит решить на Лужнецкой набережной сложную инженерную и одновременно авральную задачу. По технологии реконструкция «Лужников» должна продлиться 48 месяцев, а нужно сделать её за 30, к июню 2017 года, когда на стадионе должны играться главные матчи Кубка Конфедераций по футболу.

Саранск. Ломать придётся много…

Находчивость Саранска, когда город-кандидат задолго до вердикта экспертов ФИФА и руководителей оргкомитета чемпионата мира по футболу по собственному проекту выполнил работы нулевого цикла и покорил тем самым комиссию ФИФА, может выйти ему боком. Вернее, не Саранску, а российскому бюджету, так как все арены, кроме петербургской и спартаковской, проектируются и будут строиться за счёт средств федеральной казны. Мордовская столица получила разрешение на проектирование и строительство местной арены не в ГГЭ, а в республиканской экспертизе. Теперь же необходимо синхронизировать документацию в Главгосэкспертизе. Не исключено, что придётся ломать часть фундаментов, так как инспекторы Минспорта и оргкомитета чемпионата мира высказали претензии по качеству нулевого цикла и конструкций подтрибунного этажа.

Ломать, возможно, придётся много: когда я год назад побывал на футбольной стройплощадке в Саранске, там не только сделали фундаменты, но и возвели каркас нижнего яруса трибун. Правда, выиграв право на проведение матчей группового этапа ЧМ-2018, в Мордовии благоразумно приостановили работы до утверждения проекта в ГГЭ.

И прочие. На изыски времени уже нет

В других городах в 2013 году закончилось или заканчивается проектирование новых арен. Все они будут 45-тысячными, оригинальными по дизайну, но без уникальных технических решений, не прописанных в СНиП (строительных нормах и правилах). Это очень важно для обеспечения высоких, без задержек, темпов строительства стадионов к чемпионату мира.

Напомним, что технические разделы арены на Крестовском, напичканные уникальными конструкторскими решениями (кровля, пилоны, мост-трибуна, выкатное поле и так далее) изучались и обсчитывались в Главгосэкспертизе в два-три раза дольше нормативных сроков, потому что не имели аналогов в СНиП. Но у Петербурга до начала чемпионата мира был 10-летний запас времени, а у нестоличных проектов на всё про всё остаётся всего четыре года. Поэтому стадионы нужно построить, с одной стороны, красиво, а с другой – быстро, надёжно, функционально и без изысков.

Пока проектирование арен в городах – хозяевах чемпионата происходит в штатном режиме, за исключением Екатеринбурга. Местный стадион, перестраиваемый под чемпионат мира, является архитектурным памятником федерального значения. Полным ходом идут переговоры с Министерством культуры на предмет того, какие элементы старой арены сохранятся в новой. В Петербурге, например, от старого стадиона имени Кирова, который тоже являлся федеральным памятником, по требованию Минкультуры сохранили два исторических павильона. Проектирование стадиона в столице Урала начнётся в январе 2014 года, продлится 4–5 месяцев – и затем в экспертизу. Строительство в столице Урала начнётся не раньше осени 2014 года.

Активнее всех взялись за дело в Самаре: проект футбольного 45-тысячника сдан в Главгосэкспертизу в ноябре текущего года, а в случае его утверждения работы нулевого цикла закипят на берегах Волги в январе 2014 года. Чуть-чуть отстаёт арена в Ростове-на-Дону: её проект уйдёт в ГГЭ через месяц. Нижегородский, волгоградский и калининградский проекты будут готовы месяца через три, а ещё пару месяцев займёт их изучение в экспертизе. Таким образом, строительство стадионов в этих городах начнётся летом 2014 года. Нормативный срок возведения типового 45-тысячника составляет 3 года, так что некоторый запас времени на корректировку возможных проектировочных ошибок до начала футбольного саммита – 2018 у заказчика есть.

 

финансы

Городам-хозяевам урезали аппетит

Смета футбольного чемпионата мира 2018 года пока определена в 660 миллиардов рублей, причём доля федерального бюджета составит только 250 миллиардов, или 40 процентов от этой суммы. А ведь ещё два месяца назад гендиректор оргкомитета «Россия-2018» Алексей Сорокин говорил о 336 бюджетных миллиардах.

Суммарные запросы 11 городов-организаторов оцениваются в триллион рублей. 7 городов (кроме Москвы, Петербурга, Казани и Сочи) подали заявку на строительство к чемпионату мира новых международных аэропортов суммарной стоимостью 140 миллиардов рублей. Однако Минфин дал понять, что на такую дорогущую инфраструктуру ради одного только футбольного саммита тратиться не намерен.

На средства федеральной казны гарантированно будет строиться только международный аэропорт-хаб Южный в донской степи между Ростовом и Новочеркасском стоимостью 15 миллиардов рублей. Чемпионат, конечно, поспособствовал ускорению реализации проекта, но Южный с пропускной способностью 8 миллионов пассажиров в год и без футбола вошёл в федеральную целевую программу строительства объектов транспортной инфраструктуры Заявки на аэропорты остальных футбольных городов будут финансироваться из бюджета по остаточному принципу, но оставаться, видимо, будет нечему.

Больше всех огорчился наш европейский полпред – Калининград, который к чемпионату мира мечтал проложить за счёт налогоплательщиков высокоскоростную железную дорогу до Берлина протяжённостью 500 километров и стоимостью 250 миллиардов рублей. Размечтались. Нижний Новгород запросил из бюджета 278 миллиардов рублей, причём только 15 предназначалось на строительство стадиона. А вот на разбивку и оснащение нового парка вблизи арены нижегородцы попросили 20 миллиардов рублей, но вряд ли их получат.

Финансирование из казны крупных инфраструктурных проектов начнётся после того, когда станет понятно, сколько денег потребуется на строительство собственно стадионов. Министр спорта Виталий Мутко пока оценивает возведение восьми новых бюджетных арен в 120 миллиардов рублей без учёта затрат на примыкающую инфраструктуру. А обустройство зон болельщиков с обеспечением трансляций большого футбола на больших экранах, доставка на матчи людей, организация парковок и зон безопасности в 11 городах обойдутся казне ещё в десятки миллиардов.

В уходящем же году оргкомитет чемпионата мира потратил на будущий саммит сущие «копейки» – 4,6 миллиарда на проектирование восьми новых стадионов.

 

опыт

Минспорт хочет избежать ошибок «Олимпстроя»

Техническим заказчиком всех футбольных стадионов к чемпионату 2018 года по постановлению правительства России стало ФГУП «Спорт-Инжиниринг», учредителем которого является Министерство спорта. Кроме того, это федеральное государственное унитарное предприятие по совместительству назначено генпроектировщиком всех новых арен, за исключением Петербурга, Самары и Калининграда. Таким образом, организаторы подготовки к чемпионату мира хотят избежать ошибок олимпийских строек, когда важнейшие и дорогостоящие объекты проектировали многочисленные и некомпетентные компании.

– Понятно желание Виталия Мутко централизировать процесс, – комментирует эксперт «НВ» главный архитектор проектного бюро «Арена» Дмитрий Буш. – Монополию «Спорт-Инжиниринга» в проектировании футбольных стадионов считаю несомненным организаторским плюсом. Я помню, как делались проекты для объектов зимних Олимпийских игр в Сочи, что за организации делали эти проекты, с каким качеством. Проект Центрального стадиона в Сочи, например, который разрабатывала неизвестная фирма то ли из Ростова, то ли из Краснодара, пришлось переделывать полностью. Вот почему хорошо, что Минспорт будет управлять процессом строительства футбольных стадионов со стадии «П» до сдачи их под ключ с привлечением надёжных подрядчиков.

Архитектор Дмитрий Буш в отрасли проектирования спортивных сооружений фигура влиятельная. Он был одним из креативных авторов российской заявочной книги для ФИФА, а возглавляемое им архитектурное бюро спроектировало (на субподряде у «Спорт-Инжиниринга») сразу три объекта к ЧМ-18: в Самаре, Нижнем Новгороде и Волгограде. Правда, в футбольно-строительном Петербурге Буш оставил о себе не слишком добрую память. До 2013 года Дмитрий Вильямович работал главным архитектором института «Моспроект-4», который отвечал за перепроектирование стадиона на Крестовском острове. Весной 2012 года заказчик не стал продлевать контракт с «Моспроектом». А вот при перепроектировании главной арены сочинских Игр, напротив, «Моспроект-4» и Дмитрий Буш исправляли ошибки предшественников.

– Хуже, чем в Сочи, процесс проектирования был организован только в Петербурге, – вспоминает архитектор.– Первоначальный тендер в столице зимних Игр 2014 года провели не по детальному проекту, а по концепции, которую впоследствии выбросили в мусорное ведро. Более того, победители конкурса между подрядчиками привлекли к процессу в качестве субподрядчиков халтурщиков, на коленке нарисовавших концепцию! Именно по концепции определили и стоимость стадиона, чего категорически делать нельзя. Процесс проектирования Центрального стадиона в Сочи начался и шёл без технического задания, которое менялось семь раз! Мы получили из Главгосэкспертизы четыре положительных решения и три отрицательных.

В результате такого «управления строительством» арена «Фишт» вместимостью 40 тысяч мест строилась с колёс, параллельно с выдачей рабочей документации, 5,5 года вместо трёх, а стоимость объекта за это время выросла с 9 миллиардов рублей до 15. Это не считая отдельной статьи расходов на проведение церемонии открытия зимних Игр, которая обошлась федеральному бюджету ещё в 5 миллиардов рублей.

До середины 2013 года вообще не было понятно, какие дополнительные помещения и конструкции необходимы для церемонии. Когда подрядчики уже начали монтировать элементы крыши, выяснилось, что нужно строить не открытый стадион с козырьками над трибунами, а зал с закрывающейся крышей! А ведь металлоконструкции кровли были уже заказаны, изготовлены и оплачены. Все пять лет по причине бесконечного перепроектирования «Фишта» его авторы по требованию «Олимпстроя» не вылезали из Главгосэкспертизы, так как заказчик менял разделы технического задания чуть ли не ежемесячно. Сценаристы церемонии открытия не могли определить, что им нужно, до осени 2013 года. Для церемонии открытия пришлось полностью переделывать конструкцию кровли, на территории стадиона строить ангары, склады и помещения для декорации. И все эти дорогостоящие аксессуары торжества окажутся сооружениями разового пользования и после Олимпиады будут разобраны.

– Чему научил негативный опыт Центрального стадиона в Сочи? – переспрашивает Дмитрий Буш. – Компании, которым этот опыт мог помочь, пока не задействованы в проектировании футбольных стадионов к чемпионату мира по футболу 2018 года. Министерство спорта, видимо, делает ставку на проектировщиков и строителей с позитивным опытом.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.