«Африка для меня – как первая любовь»

Известный политик и дипломат Сергей Ястржембский рассказывает, как сменил политику на кинорежиссуру и за что он раз и навсегда влюбился в Чёрный континент

 

Известный политик и дипломат Сергей Ястржембский рассказывает, как сменил политику на кинорежиссуру и за что он раз и навсегда влюбился в Чёрный континент

«Редко бывает, чтобы человек, имея полный карт-бланш в жизни, во власти, которому предлагается одно «лакомое» место за другим, всё бросил и стал путешествовать по миру, по Африке, снимать кино». Так о Сергее Ястржембском, бывшем пресс-секретаре и помощнике президента России, говорит Никита Михалков – его друг и с недавних пор коллега.

– Сергей Владимирович, почему вы решили уйти из Кремля и посвятить себя делу, от которого вы были до этого достаточно далеки?

– Привычка запечатлевать на плёнку наиболее интересные моменты жизни появилась у меня довольно давно – даже выставки моих работ неоднократно проводились (например, фотографии шаманов демонстрировались в Этнографическом музее Флоренции), альбомы издавались. У меня собран большой архив собственных фотографий. Особенно высоко у специалистов ценились мои опыты в аэросъёмке. Это фотографирование поверхности земли с воздуха – из вертолёта или самолёта. Рождаются необычные образы, идёт игра цвета и формы. Многие находили в этих работах высокое искусство, даже поэзию (улыбается). Просто долгое время я считал всё это обыкновенным хобби и не акцентировал на нём внимания. Однако с годами моё увлечение становилось серьёзнее и серьёзнее, чтобы в конечном итоге стать фундаментом для главного дела моей жизни.

– Что именно стало толчком для этого перехода?

– В судьбе каждого человека наступает момент некого осмысления своего существования. В Кремле я проработал больше десяти лет. На каком-то этапе мне стало ясно: как личность, я на этой работе достиг своего потолка, дальше не развиваюсь. А хотелось очень многого, только в другой сфере деятельности. Энергии было хоть отбавляй, и тянуло к активному самостоятельному творчеству. Кстати, я безмерно благодарен своему бывшему начальству за то, что они уловили мои настроения, поняли меня и отпустили.

– Почему вы решили снимать документальное кино?

– Мне кажется, что именно документального кино, к которому интерес в мире давно возрастает, в нашей стране маловато. А ведь оно по сути своей намного правдивее художественного. И ниша эта достаточно свободна. Да, в последнее время появилось много документальных фильмов – о животных, растениях, насекомых. Это любопытно. Но чисто этнографических лент выходит крайне мало. О людях, их укладах, обычаях, верованиях. Зрители даже не догадываются, как это познавательно, а мне именно об этом хочется снимать фильмы. Здесь всё сошлось. Кроме того, в новой работе слились для меня три давние страсти – путешествия, фотография и Африка.

– Африка? Почему для вас особенно дорога именно она?

– Как документалисту, мне сейчас любопытны буквально все страны и континенты. Но Африка, как первая любовь, неизменно остаётся для меня номером один. С тех пор, как во второй половине девяностых в свой небольшой отпуск я отправился именно туда – конкретно в Намибию, охотиться. Передать те впечатления словами просто невозможно, это был шок. Одни только закаты и восходы чего стоят! Природа, животные, экзотические племена. Все полученные мной тогда впечатления заслуживают отдельного рассказа. На этом континенте существует некая магия. Именно тогда я начал фотографировать всё необычное, что видел вокруг. Мне постоянно хочется одну за другой (а их – великое множество) открывать тайны Африки. Первые документальные ленты моей студии «Ястребфильм» снимались именно там.

– И какие же это были ленты?

– Первая, «Последние рыцари пустыни», снималась в Марокко и была посвящена кочевникам. За этим фильмом последовали «Дети саванны» о последних десятках бушменов, обитающих в пустыне Калахари.

– Со временем география съёмок расширилась…

– Да, значительно. Всего за шесть лет существования нашей студии создано более шестидесяти фильмов, я веду авторскую телепрограмму «Магия приключений», в которой задействованы материалы «Ястребфильма». Наша съёмочная группа побывала в Непале, Индии, Индонезии, Латинской Америке – Перу, Боливии, Гватемале, Кубе. Лента «Иди и вернись победителем!» переносит нас в Италию на ежегодно проходящую в Сиене гонку на неосёдланных лошадях. Ещё один фильм – «Волкодав» – психологический портрет 75-летнего отшельника по имени Афанасий, который всю жизнь охотился, в последнее время на волков, без оружия – с помощью капканов. Тем самым он спасает дикую природу – косуль, оленей. Хищники наносят России ущерб (губя коров, свиней, коз) на сумму до 90 миллионов долларов ежегодно. Афанасий взял на себя функцию, которую должно выполнять государство. Но оно не только не занимается регулированием численности животных, но ещё и наказывает подвижника за его деятельность.

– Но африканская тема не отошла на второй план?

– Нет, конечно. Один из последних фильмов – «Африка. Кровь и красота» – итог четырёхлетней работы на Чёрном континенте. Мы исследовали жизнь более десятка племён в разных странах. Многие исчезают. Они с недоверием относятся к камерам, стараются не показывать свои обычаи, обряды. Например, в Эфиопии официально запрещена парламентом борьба на палках. Заснять её – невероятная удача, связанная с преодолением трудностей и риском. На территории Северной Кении нам удалось сделать уникальный сюжет о племени рыбоедов – их всего 200 человек, они уже потеряли свой язык, обречены на исчезновение. Работать было сложно, во многом – просто повезло.

– То есть везение играет определённую роль?

– Несомненно – как и в любом деле. Но полагаться на одно только везение нельзя. Мы работаем по-честному, законно. Чтобы снимать ночью, покупаем лицензию. Ради определённых эпизодов заинтересовываем самих героев.

– Чем же можно заинтересовать туземцев?

– Разумеется, не деньгами – в большинстве племён они никому не нужны. Им необходимы простые вещи для хозяйства: какие-то ёмкости, продукты питания, одеяла, ножи, лопаты. Но бывает – никакие уговоры не помогают. В одном из племён нам не разрешили запечатлеть охоту на обезьян – оказалось, это для туземцев сакральный процесс. Впрочем, редкие кадры всё-таки удалось сделать, заручившись поддержкой «прогрессивной» части племени. Но такая ситуация – скорее исключение, нежели правило.

– Приходится чётко соблюдать законы «принимающей стороны»?

– Разумеется! Ведь в чужой монастырь со своим уставом не ходят. И порой приходится наступать на собственную гордость. Например, король одного из племён в Замбии, между прочим выпускник Оксфорда, требует, чтобы его приветствовали стоя на коленях. Что мы и сделали ради важной съёмки, которую оператор провёл, находясь в той же позе. Со стороны, наверно, было смешно, но таковы условия протокола.

– Что-то в жизни племён удивило вас особенно?

– Понятия красоты в разных цивилизациях отличаются. Они не поймут всю прелесть полотен Рафаэля, мы недоумеваем, почему мерило прекрасного у них – шрамы. В племенах специально делают шрамирование лица и тела. У нас кровь – эксцесс, для них – обыденность. У туземцев женщины – инфраструктура для продолжения рода. В Камеруне и Кении мы наблюдали за процессом «превращения юноши в мужчину». Тяжелейшая съёмка. Страдание человека просто зашкаливает, несколько раз пациент терял сознание, даже мне было плохо от созерцания всего этого. А у них это считается даже почётным. Честно говоря, аналогичную операцию у женщин мы даже наблюдать не смогли, не то что фиксировать на плёнку. Запредельные страдания.

– Были ли герои, которые произвели на вас наибольшее впечатление?

– В лесах Боливии существует целая деревня старообрядцев. В своё время они перебрались в Латинскую Америку с Дальнего Востока. Люди ходят в домотканых одеждах, баньку растапливают кожурой кокосового ореха, на огороде выращивают ананасы. В каждой избушке – красный угол, иконы. Они создали здесь полноценный русский мир, существующий уже больше 80 лет. И меня поразила сила духа наших людей, которые смогли достойно адаптироваться на чужбине. А как бы они развернулись на родине, дай им волю!

 

досье

 

Сергей Ястржембский родился 4 декабря 1953 года в Москве. В 1976 году окончил международно-правовой факультет Московского государственного института международных отношений (МГИМО). После окончания института поступил в аспирантуру Института международного рабочего движения Академии наук СССР, которую окончил в 1979 году со степенью кандидата исторических наук. С 1992 года – на дипломатической работе, в 1996–1998 годах – пресс-секретарь президента Российской Федерации, с января 2000 года – помощник президента Российской Федерации. 14 мая 2008 года освобождён от исполнения обязанностей помощника. В 2009 году основал кинокомпанию «Ястребфильм».

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.