Он же памятник!..
«НВ» представляет пять петербургских зданий, признанных памятниками истории и культуры в 2013 году
«НВ» представляет пять петербургских зданий, признанных памятниками истории и культуры в 2013 году
С каждым годом в северной столице растёт количество зданий, которые на историко-культурной экспертизе признаются памятниками архитектуры и защищены от сноса. Только за 2013 год их стало на четыре десятка больше, причём большинство из них находятся на окраинах города. Что это за постройки, почему их необходимо охранять и имеет ли смысл бесконечно растить реестр объектов культурного наследия, выяснило «НВ».
Здание электростанции Варшавского вокзала
Комплекс построек Варшавского вокзала – один из самых малоизвестных. Редкий петербуржец бродил по землям, простирающимся от Обводного канала до Малой Митрофаньевской улицы. А ведь там ещё недавно было множество совершенно удивительных домиков.
Постепенно некоторые из них (те, что не успели уничтожить) берутся под государственную охрану. В 2013 году под крыло КГИОПа посчастливилось попасть зданию электростанции, которое замыкает западную площадь Варшавского вокзала. А по генеральному плану Петербурга именно через неё должно пролечь продолжение Измайловского проспекта до Новоизмайловского. Поэтому электростанцию предполагалось снести. Но против такой невежественной идеи выступил собственник здания – фирма «Полимерные технологии», который заказал историко-культурную экспертизу. И в результате краснокирпичная постройка встала под охрану.
По словам автора экспертизы Маргариты Штиглиц, это была одна из первых электростанций России (1890-е годы). Помимо этого факта, представляют интерес уникальные конструктивные элементы, а также необычное наружное оформление.
К слову, инициаторы пробивки Измайловского проспекта именно здесь (а существуют и более щадящие варианты – например, проложив широченную магистраль не с одной, а с двух сторон от Варшавского вокзала, тем самым сузив её в два раза и не затронув исторические постройки) не успокаиваются. Они хотят… перетащить электростанцию-памятник на другое место, рассказал архитектор Никита Явейн (его мастерская «Студия-44» делала проект застройки микрорайона).
Мебельно-столярная фабрика Мельцера
Пополнили список памятников и четыре постройки на углу Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки. И до революции, и в советское время этот участок земли Аптекарского острова использовался под мебельное производство. Но теперь новый собственник земли, скандинавский холдинг NCC, решил застроить надел элитным жильём.
По заказу будущего застройщика провели историко-культурную экспертизу. Она признала: охраны достойны четыре постройки и краснокирпичная дымовая труба в центре. Это два производственных корпуса, выходящих на Карповку и улицу Профессора Попова, дом Корлякова у Силина моста и кинематограф «Гранд-палас» на Каменноостровском проспекте.
Что интересно: в своём неизменном виде останется только дом Корлякова, памятник 1820-х годов (архитектор Доменико Адамини). Остальные существенно снесут. Так, от «Гранд-паласа» останется только четверть дома, выходящая на Каменноостровский, всё остальное вплотную застроят новым жилым объёмом. Разрушат и внутриквартальную часть производственных корпусов. К слову, проект разрабатывает архитектор Никита Явейн. Как и в случае с электростанцией Варшавского вокзала, он предлагает «пересадить» трубу-памятник на крышу нового двухэтажного паркинга. Трудно представить, как это можно сделать без полной разборки дымового сооружения.
Доходный дом и издательство Проппера
В 2011 году очевидцы заметили, как во дворе дома Проппера, выходящего на Адмиралтейский канал и Галерную улицу, рушат старинные стены. Позже выяснилось, что таким образом по заказу фирмы «РГС недвижимость» ведётся реконструкция здания под гостиницу.
Работы оказались незаконными, и против застройщика и подрядчика («Ассоциации по сносу зданий», ныне «Размах») началась массированная кампания: работы приостановили, возбудили административные и уголовные дела, на сайте Смольного публиковались негативные комментарии, а КУГИ подал в суд с требованием изъять дом Проппера в собственность города. Однако в итоге сторонам удалось договориться мирно.
Застройщик, как и планировал, разрушил дворовые корпуса. А оставшиеся в 2013 году взяли под государственную охрану. Это лицевые корпуса на Адмиралтейском канале, 15, и на Галерной улице, 40. Также в список памятников попала галерея, сохранившаяся позади 40-го дома. Комплекс построен в конце XVIII – начале XIX века, а затем неоднократно перестраивался. Нынешний облик создал инженер Максим Капелинский в 1910 году.
Когда начнётся реконструкция и когда откроется отель с видом на «Новую Голландию», выяснить не удалось. Никаких работ с тех пор не ведётся, а здание опоясано ограничительной лентой.
Ольгинский детский приют трудолюбия в Динамо
Три памятника архитектуры теперь составляют главную достопримечательность бывшего посёлка Динамо, что за Павловском по дороге в Гатчину.
Некогда там, в Графской Славянке, как раньше называлось Динамо, существовал Ольгинский детский приют трудолюбия. Он разместился в пяти зданиях, которые в 1897–1898 годах построили по проекту инженера Михаила Гейслера. После революции территорию приюта начали застраивать жилыми и промышленными зданиями.
Только одно здание было каменным – мастерские (Клубная площадь, 1), остальные – деревянные. Причём когда эксперт Александра Аверьянова, а затем и сотрудники КГИОПа выехали в Динамо, то обнаружили, что двух построек уже нет – они сгорели. И если на Новой улице, 4, ещё оставалось пепелище, то на Пионерской, 2, вместо корпуса приюта незаконно строили трёхэтажный жилой дом. Прокуратура Пушкинского района всё же привлекла застройщика к ответственности.
В итоге под охраной оказались только мастерские, а также две сохранившиеся деревянные постройки – «Жилые дома для мальчиков» на Павловском шоссе, 9, и на Спортивной, 5. По несчастью, обе пустуют, а окна заколочены. Динамовцы боятся, что и на них найдётся застройщик, который спалит приютские дома под очередное жильё.
Дворцовые теплицы в Пушкине
Включить в реестр памятников теплицы и фрагмент утраченной оранжереи в Пушкине на Оранжерейной улице, 1, заставили планы музея-заповедника «Царское Село». Последний же решил создать там «зону сервисного обслуживания туристов». Музейщики посчитали, что большая часть теплиц невосстановима, зато после их сноса можно создать в недрах паркинг для туристических автобусов.
Комплекс Дворцовых теплиц ранее включал несколько охраняемых построек. В основе – шесть теплиц, построенных в 1780-х годах, со временем много раз реконструированных. Ближе к Средней улице находится жилой флигель, возведённый в те же годы. По словам председателя Пушкинского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Галины Груздевой, в последнее время теплицы не использовались вовсе, либо были приспособлены под… гаражи. Тем не менее, по мнению Груздевой, «если теплицы стоят без стёкол», это не значит, что их нужно сносить.
У «Царского Села» иное мнение. Главный архитектор музея-заповедника Наталья Кудрявцева уверена: от теплиц остались «руинированные остатки фундаментов». И в этом удалось убедить КГИОП. Но после создания подземного паркинга все они будут воссозданы – таков проект, разработанный «Студией-44». Зато под госохрану взят фрагмент забора, выходящий на Садовую улицу, под названием «Южный фасад Большой Пальмовой оранжереи (каменная часть)».
Согласно проекту, в Дворцовых теплицах разместят информационный центр, кассы музея, магазины, торгующие продукцией восстановленных оранжерей и сувенирами, досуговый центр и кафе. Предполагается, что деньги на комплекс дадут инвесторы на основе государственно-частного партнёрства. Сроки реконструкции пока неизвестны.