При отсутствии чистого разума
В год юбилея Иммануила Канта в Калининградской области при полном безразличии властей превращается в руины единственный сохранившийся до наших дней дом, где жил автор «Критики чистого разума»
В год юбилея Иммануила Канта в Калининградской области при полном безразличии властей превращается в руины единственный сохранившийся до наших дней дом, где жил автор «Критики чистого разума»
Реакция на, казалось бы, простой фотофакт, опубликованный в нашей газете в последних числах прошлого года («НВ» от 20 декабря 2013), оказалась сродни эффекту разорвавшейся бомбы, когда волна неподдельного возмущения накрыла многих неравнодушных читателей. Звонили в редакцию не только россияне – звонки раздавались из Украины, Белоруссии и Германии. Сотни обращений с одними и теми же вопросами. Словно позабывших о предпраздничной суете людей интересовало только одно: возможно ли такое? В стране, претендующей на звание цивилизованной? В российской области, находящейся в самом центре просвещённой Европы?
На фото, вызвавшем бурю эмоций, – разваливающийся буквально на глазах дом. С дырявой крышей, выбитой местами черепицей, выломанными рамами и фрамугами. Затрапезный унылый пейзаж, так привычный для сельской местности начала XXI века. Вот только эти без пяти минут руины в посёлке Веселовка Черняховского района тесно связаны с именем Иммануила Канта.
– Будучи ещё молодым человеком, Кант жил в этом доме, принадлежавшем пастору Даниэлю Эрнсту Андершу, – рассказал корреспонденту «НВ» краевед и бизнесмен Андрей Виноградов. – Здесь же обучал его детей мудрёным наукам, и, как гласят местные легенды, прагматичный служитель культа, узрев в молодом репетиторе дар Божий и большие перспективы, усиленно сватал за него свою старшую дочь.
Последние утверждения, конечно, ничем не подтверждены, но факт остаётся фактом. Иммануил Кант жил именно в этом доме с 1747 по 1751 год. Доподлинно известно, что сегодня в области (а значит, и в мире, ведь Кант за время всей своей жизни не покидал пределов Восточной Пруссии) сохранились только два места, физически связанных с великим мыслителем, – могила философа при Кафедральном соборе и этот домик в посёлке Веселовка.
Местные жители рассказывают, что практически круглогодично в лишённую элементарных человеческих благ Веселовку приезжают интуристы. Только для того, чтобы прикоснуться к великому и вечному! Но приходится им и ужаснуться состоянию, до которого доведено здание. Сфотографироваться на фоне исторической полуразвалины и переполненных контейнеров с мусором, стоящих тут же перед входом, и уехать, составив своё личное впечатление о туристическом потенциале региона.
Правда, до недавнего времени за объектом культурного наследия осуществлялся элементарный уход. В одной части дома жила старушка со своим сыном, которые хоть как-то следили за строением. Но, по словам односельчан, минувшим летом женщина умерла, возрастного сына забрали какие-то знакомые, и дом, приютивший однажды молодого Канта, стал теперь обиталищем для местных бомжей. Предприимчивые же селяне не разбирают здание на кирпичи по одной простой причине – боятся погибнуть под обломками потрескавшихся стен.
В местной администрации исповедуют свою, отличную от Канта философию.
– У обеих частей здания есть собственники, они и должны следить за состоянием объекта, – заявила корреспонденту «НВ» заместитель главы сельской администрации Татьяна Хлестунова. – У нашего сельского поселения нищий бюджет, и мы не имеем права тратить средства на этот объект.
Похоже, отрапортовавшая как по писаному чиновница то ли не владеет ситуацией, то ли не знает действующего законодательства. В компетенции властей – осуществлять контроль за объектом культурного наследия, понуждать собственников содержать его на должном уровне и в случае отказа через суд изымать объект в государственную собственность.
Более дипломатично по поводу катастрофического состояния дома Канта выражаются чиновники областного правительства, так ратующие за привлечение туристов.
– Единственный рычаг – провести проверку, – пояснил корреспонденту «НВ» ведущий специалист службы государственной охраны объектов культурного наследия Калининградской области Евгений Маслов. – Запланируем её на следующий год, и давайте в сотрудничестве с вашим изданием. Допустим, повод – официальный запрос в службу. Кроме того, мы намерены провести государственную историко-культурную экспертизу по включению этого объекта в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации – для определения достоверности сведений о том, что там действительно проживал Кант, и установления конкретных предметов охраны памятника.
Иезуитский ответ специалиста вызывает ещё больше вопросов. Неужели необходимо вмешательство какого-либо издания, чтобы провести проверку и выяснить, в каком состоянии находится объект культурного наследия? О каком «определении достоверности» после публикации в «НВ» вдруг зашла речь? В приказе той же службы государственной охраны объектов культурного наследия от 28 марта 2011 года № 17 «О выявленных объектах культурного наследия» в таблице № 43 пунктом № 136 значится: «Дом пастора в посёлке Веселовка, в котором проживал И. Кант». К слову сказать, казённую бумагу трёхгодичной давности составляли всё те же действующие сотрудники службы.
Искушённые краеведы уже высказали предположение, куда клонит чиновник. Достаточно не найти «конкретных предметов охраны памятника» или просто внезапно подвергнуть сомнениям факт проживания здесь Канта. И всё! Можно вычеркнуть объект из реестра и снять с себя груз ответственности за исторический объект. Как говорится, с глаз долой – из сердца вон.
– У меня вопрос к региональным властям, – не скрывает своего возмущения Игорь Одинцов, легендарный житель Калининграда, сохранивший в годы постперестроечного лихолетья могилу Иммануила Канта от посягательств вандалов и по кирпичикам восстановивший Кафедральный собор. – Вы как относитесь к вертикали власти? Если вас история не трогает, так слушайте президента. Владимир Владимирович в апреле этого года чётко сказал, что Кант должен быть символом не только Калининградской области. Между прочим, исторически подтверждено, что Иммануил Кант умер гражданином Российской империи. В период Семилетней войны он присягнул на верность Елизавете Петровне и более никому не присягал. Так почему мы не чтим своих земляков?
Слова историка, идущие от сердца, от души, разделили и многие читатели «НВ», возмущённые ситуацией, сложившейся с наследием великого гения. Может, не только простым людям, но иногда и должностным лицам стоит вспоминать о трудах великого мыслителя? Держать в голове хотя бы отдельные его фразы? Например, самую известную из них: «Две вещи на свете наполняют мою душу священным трепетом: звёздное небо над головой и нравственный закон внутри нас».
Илья Козырев, собкор «НВ» в Калининградской области
минуточку внимания!
Что имеем – не храним?
Михаил Иванов, главный редактор газеты «Невское время»
Видеть, равно как и публиковать фотографии, подобные той, что была размещена на страницах «НВ» в конце декабря, с одной стороны, по-человечески больно. Просто чувствуешь себя невольным и бессильным свидетелем чиновничьего равнодушия. Безразличия к истории, к культуре, к своей стране. А с другой стороны, судя по откликам на публикации, было приятно осознать: порядочных и ответственных людей у нас гораздо больше. Прочувствовать солидарность коллег, так как за первую декаду января почти все федеральные СМИ рассказали о трагическом состоянии культурного объекта, находящегося под присмотром калининградских чиновников.
Среди читателей, обратившихся в редакцию, оказалось немало добровольцев, готовых внести лепту в спасение здания в посёлке Веселовка. Одни предлагают посильный финансовый взнос, другие – бесплатный труд по восстановлению, третьи готовы бесплатно составить проект и смету реконструкции домика Канта.
Можно, конечно, искать причины, цепляться за циркуляры, вспоминать, что по отношению к тому же Иммануилу Канту потомки не однажды проявляли неблагодарность. Никто же не помешал властям Кёнигсберга продать дом, в котором провёл большую часть своей жизни великий философ. Никто особо не возмущался, когда новые хозяева снесли здание, отстроив на его месте шляпный павильон. Но неужели мы хотим оставить после себя такой след в истории? Неужели спокойно отметим 290-летие со дня рождения гения фотографиями живописных руин на фоне мусорных контейнеров?
Посоветовавшись на редколлегии, мы решили приложить максимум усилий, чтобы спасти историческое здание, и призываем под свои флаги всех неравнодушных людей, сознающих ответственность перед будущими поколениями!
Газета не кредитное учреждение, и утверждать, что дом Канта будет восстановлен к такому-то сроку, мы не станем. Но мы используем максимум своих возможностей, чтобы сохранить ненужный чиновникам исторический объект. Уверен, у нас – у всех, кто готов присоединиться к такому благородному делу, – это получится.