В автобус – через шлагбаум
Чиновники хотят установить в наземном транспорте систему турникетов, которую Москва успела признать неудобной
Чиновники хотят установить в наземном транспорте систему турникетов, которую Москва успела признать неудобной
Транспортные власти Петербурга объявили о начале нового неоднозначного эксперимента. Они хотят разместить при входе в автобусы турникеты. Так чиновники планируют победить зайцев и отказаться от кондукторов. Проездные документы станет проверять электроника, а обязанность продавать разовые билеты возложат на водителя. А может, чиновникам стоило бы озаботиться другим вопросом: на чём вообще ездят пассажиры в Петербурге? А то получается, что транспортники опять ставят телегу впереди лошади: вместо того чтобы закупить новые автобусы, троллейбусы и трамваи, собираются в очередной раз потратить немалые суммы на сомнительные транспортные «фишки».
Как выяснил корреспондент «НВ», монтаж турникетов стартует в феврале. Известно, что десять систем появится в автобусах ГУП «Пассажиравтотранс».
– Некоторые средства массовой информации поспешили объявить, что турникеты установят уже в январе, но это не так, – рассказала официальный представитель «Пассажиравтотранса» Татьяна Клепикова. – Нам ещё предстоит согласовать возможность их установки в салоне с заводами – изготовителями автобусов. Да и сами турникеты нам пока не передавали. Не знаем, доставили их в город или нет.
Как отметила Татьяна Клепикова, экспериментальное оборудование планируется внедрять на трёх маршрутах. Речь идёт об автобусах № 229 (возит пассажиров от станции «Кировский завод» до посёлка Сергиево), № 5 (курсирует с одного берега Невского района на другой между «Ладожской» и «Пролетарской») и № 57 (ездит от станции «Волковская» в Купчино).
Сама система на словах выглядит довольно просто: металлические турникеты устанавливаются на площадках у передней двери в салон автобуса. При посадке пассажиры проходят через неё, а выходят через остальные двери. Чиновники уверяют: инвалиды-колясочники и родители с маленькими детьми, которых тоже возят в колясках, смогут, как и прежде, попадать в салон через центральные двери автобусов. Но в таком случае непонятно, что помешает вместе с ними проскочить в автобус безбилетнику, не желающему оплачивать проезд, или просто человеку, уставшему стоять в очереди у первой двери. Также непонятно, что теперь делать с валидаторами, установленными во всех автобусах.
Петербургские эксперты оценили инициативу чиновников резко негативно.
– Идея поставить в наземном транспорте турникеты может исходить только от человека, который ничего не понимает в этой сфере, – заявил корреспонденту «НВ» источник в транспортном ведомстве. – Сейчас главный минус общественного транспорта – его малая мобильность и низкая рентабельность. Если установить во всех автобусах, трамваях и троллейбусах заграждения на входе, пассажирам придётся добираться до места назначения дольше. Соответственно, количество желающих пользоваться ими упадёт. Это прямой путь к краху общественного транспорта, и выгоден он только коммерческим перевозчикам.
Кроме того, эксперимент влетит в копеечку и так дефицитному городскому бюджету. Поставлять системы турникетов должна московская фирма, имеющая опыт подобной работы в столице. Цена комплекта оборудования оценивается примерно в 300 тысяч рублей. Несложно посчитать, что только на испытания город потратит минимум три миллиона.
К слову, в Москве от турникетов в наземном транспорте хотят отказаться – власти столицы, где наземным общественным транспортом пользуются реже, чем метро, уже признали эти системы неудобными. И несложно догадаться, что петербуржцы, ездящие на троллейбусах, автобусах и трамваях куда активнее москвичей, тоже начнут выстраиваться в длинные очереди для посадки в транспорт и задерживать отправление. Но почему-то неудачный столичный опыт наших чиновников не смущает.
Кстати, подобный пример разгильдяйства транспортных властей Петербурга уже есть – это внедрение системы электронного контроля оплаты проезда (СЭКОП), ради которой весь городской наземный транспорт оборудовали стационарными валидаторами. В общей сложности она обошлась городу более чем в 200 миллионов рублей. Но кондукторы, от которых СЭКОП должна была помочь полностью отказаться ещё в 2011 году, до сих пор не исчезли из салонов. Более того, мало кто сегодня вообще надеется на то, что валидаторная система заработает, а старого доброго кондуктора сможет заменить какая-то машина – будь то турникет, валидатор или аппарат по продаже билетов. Кстати, об установке в троллейбусах последних также поговаривают транспортники.
Владимир Афанасьев
Установка турникетов – крайне неудачная затея. Она ведёт к массовым неудобствам для пассажиров – потере времени, задержкам движения, новым препятствиям для инвалидов, пожилых людей и пассажиров с детьми. Все эти трудности давно оценили москвичи, там уже отказываются от турникетов. А эксперимент нужно провести не на горожанах, а на чиновниках: установить турникеты исключительно в тех маршрутах, что ведут в Смольный, и обязать чиновников пользоваться только общественным транспортом. Это позволит более обоснованно оценить целесообразность внедрения турникетов.
Борис Вишневский, депутат Законодательного собрания