Аномальная зима? Аномальные счета за тепло!
Почему, несмотря на удивительно тёплый декабрь, многие петербуржцы должны заплатить за отопление столько, как если бы в городе трещали морозы?
Почему, несмотря на удивительно тёплый декабрь, многие петербуржцы должны заплатить за отопление столько, как если бы в городе трещали морозы?
Прошёл всего год после того, как Петербург оказался в центре коммунального скандала всероссийского масштаба: история с дико завышенными счетами за отопление и 13-ми квитанциями дошла до президента Владимира Путина, у которого вся эта история вызвала искреннее недоумение и короткий вопрос: «С ума сошли, что ли?» Тогда руководство жилищно-коммунального блока Смольного бросилось наводить порядок и обещало не брать с граждан за отопление ни одного лишнего рубля…
И вот горожане снова в шоке: в январских квитанциях по квартплате многие обнаружили подозрительно высокие суммы, которые нужно заплатить за отопление, поставленное в дома в декабре. Несмотря на то, что этот самый декабрь был аномально тёплым. И дело тут вовсе не в тарифах на отопление (которые в июле повысились на 15 процентов) – выросли не только суммы в рублях, но и измеряемые гигакалориями объёмы тепла, которое якобы пошло на отопление домов.
– Плата за отопление по сравнению с предыдущим месяцем возросла в два с лишним раза, – жалуется Ольга Антонова, жительница Ленинского проспекта. – Было 1512 рублей, а стало 3195. С соседями недоумеваем: это за какую такую «аномальную зиму» были произведены такие начисления?!
Подобным гневным сообщениям на горячих линиях петербургских СМИ и интернет-форумах несть числа. Жители многих районов города жалуются, что количество гигакалорий тепла, полученных их домом в тёплом декабре, по сравнению с ноябрём очень серьёзно выросло. А стало быть, резко взлетела и плата.
Кто-то подозревает в этом пресловутый «перетоп», устроенный поставщиками тепла. Но жители, имеющие доступ к приборам, эти подозрения опровергают: показатели температуры теплоносителя (горячей воды, которая греет батареи) на входе в их дома были весьма умеренными. К тому же, как заявлял в начале нынешнего отопительного сезона первый заместитель председателя жилищного комитета Валерий Вогачев, за «перетопы» управляющие компании должны спрашивать с ресурсоснабжающих организаций – и не платить им излишки.
Проследить отопительные метаморфозы сотрудники «НВ» решили на собственных коммунальных счетах.
Дом № 46 по проспекту Стачек обслуживается ГУП РЭП «Строитель». По данным Росгидромета, самым холодным месяцем в прошлом отопительном сезоне был декабрь, когда среднемесячная температура составила минус 8 градусов. Тогда расход тепла, указанный в квитанции, составил 106 гигакалорий. И температура в жилых помещениях ниже санитарных норм не опускалась. В куда более тёплом ноябре 2013 года, когда среднемесячная температура составила почти 5 градусов (на 13 градусов выше, чем в декабре 2012-го), счётчик накрутил всего на 9 процентов меньше – 97 гигакалорий. А за минувший декабрь, когда, согласно данным Росгидромета, среднемесячная температура составила плюс 1 градус (на 9 градусов выше, чем год назад), коммунальщики «нарисовали» более 120 гигакалорий. То есть, хотя в нынешнем декабре было намного теплее, чем в прошлом, показатели счётчика не только не опустились, но и выросли! При этом никакого пресловутого «перетопа» в квартирах не ощущалось.
Или другой пример. В одном из домов на Суворовском проспекте показания счётчика за ноябрь – 70 гигакалорий, за декабрь – 112. Увеличение платы за отопление составило 700 рублей, хотя среднемесячная температура упала всего на 4 градуса.
Откуда же такая занимательная арифметика? Попробуем разобраться.
Как пояснили «НВ» питерские тепловики, на ТЭЦ температура теплоносителя всегда регулируется в зависимости от температуры наружного воздуха. Показатели же счётчиков снимают «на местах», поэтому все вопросы о квартплате тепловики советуют адресовать в первую очередь управляющим компаниям.
– Объём теплоотпуска в декабре для всех категорий потребителей в границах Санкт-Петербурга у нас увеличился по сравнению с ноябрём приблизительно на 20 процентов. Поэтому увеличение теплоотпуска, как и теплопотребления, вполне логично, – пояснил «НВ» пресс-секретарь ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» Виктор Таничев.
Итак, приплюсуем эти 20 процентов (а у других тепловиков увеличение практически такое же) к 70 гигакалориям, которые «съел» дом на Суворовском в декабре. Получаем 84 гигакалории. Откуда же взялось 112? И как объяснить превышение декабрьских показателей счётчиков над аналогичными прошлогодними, когда было не в пример холоднее?
При этом отметим, что столь резкое увеличение платы наблюдается не во всех домах. А это только обостряет вопросы к тем адресам, где это произошло.
Отметим также, что на входе теплоносителя в дом коммунальщики могут регулировать температуру тепла, подаваемого в квартиры. И, как сообщили в ресурсоснабжающих организациях, жилищники, как правило, стараются снизить температуру, чтобы сэкономить. Вот только жители, получается, пролетают мимо этой экономии.
Как отмечал уже упомянутый заместитель председателя жилищного комитета Валерий Вогачев, централизованно, через какие-нибудь расчётные центры проконтролировать, правильно ли сотрудники управляющих компаний снимают показания счётчиков, сложно: требуется дорогостоящее техническое оборудование, которое позволит передавать данные онлайн. Наверное, куда проще предоставить жильцам право лично присутствовать при снятии показателей? Но этого управляющие компании старательно избегают.
Повторим, что картина по городу не одинаковая. Где-то плата вполне адекватная погоде, а где-то по-прежнему «с ума сходят». И главный вывод, который из всего этого можно сделать, – жульничество и обсчёты идут на уровне ТСЖ и управляющих компаний. Поставщики тепла и смольнинские структуры если в чём и виноваты, то в отсутствии контроля.
За дополнительными комментариями мы обратились в Жилищный комитет. Чиновники пообещали изложить свою позицию в понедельник. Так что на следующей неделе мы обязательно вернёмся к этой теме.