Топонимика бывает корпоративной

Почему у некоторых петербургских улиц странные названия

Почему у некоторых петербургских улиц странные названия

Названия улиц в первую очередь необходимы для удобства ориентирования в городе. Однако согласны с этим тезисом далеко не все. Часто компании – да что там, даже деятели искусств – считают, что топонимика призвана увековечивать чьё-либо имя. В итоге на карте появляются не только скверы Виктора Цоя и Галины Старовойтовой, но и улица Электропультовцев, Полиграфмашевский проезд и Тиньков переулок. «НВ» выяснило, станут ли когда-нибудь топонимы только географическими, а не мемориальными и корпоративными названиями.

Корпоративная гонка началась в 1993 году. Тогда на карте Фрунзенского района появился Агатов переулок – в районе железнодорожной станции Сортировочная. Переулок, а точнее, тупик совсем небольшой: он начинается от Южного шоссе и идёт вдоль железной дороги в сторону проспекта Александровской Фермы. Основная застройка – гаражи. Казалось бы, никаких агатов нет. А вот человек сведущий скажет вам, что переулок увековечил название акционерного общества «АГАТ». И расшифровывалось оно как «Агентство грузового автотранспорта». Ныне такой компании уже не существует. А переулок остался.

Правда, член Топонимической комиссии Алексей Ерофеев говорит, что инициатива присвоить название Агатов переулок шла из недр самой комиссии. До революции ни у кого не вызывало протестов, когда проходящая вдоль завода улица получала его имя. Например, Варгунинская улица (ныне включена в состав проспекта Обуховской Обороны) называлась по фабрике Варгуниных. Поэтому и в случае с безымянным переулком у Сортировочной решили вернуться к дореволюционной практике (а в то время в России начинался своеобразный топонимический ренессанс, в частности активно возвращали исторические названия) и наименовать его по крупному предприятию, причём в старинной форме притяжательного прилагательного.

По той же «ренессансной» идеологии в Приморском районе относительно недавно появился Полиграфмашевский проезд – вдоль новой площадки завода «Ленполиграфмаш», перебравшегося туда с Карповки. Специалисты предлагали, правда, более удобные варианты, в том числе Полиграфический проезд, но заводчик объяснил разницу между профессией полиграфиста и производителя машин для полиграфии.

***

Иная история с Тиньковым переулком в Пушкине. Она связана с откровенным обманом членов комиссии. По словам Алексея Ерофеева, к ним пришли представители пивоваренного завода «Тинькофф» и принесли помятую копию страницы из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. В ней утверждалось, что до революции существовал пивовар Порфирий Тиньков, который поставлял пенный напиток к императорскому двору. А Олег Тиньков якобы его родственник и последователь.

Сейчас самого пивзавода нет – обанкротился во время кризиса, а Тиньков переулок существует. «Мы попали в ловушку, устроенную пиарщиками, потому что они воспользовались нашим доверием. Очень некрасивая история, которая заставила нас сделать выводы и теперь ещё более серьёзно проверять документы», – пожимает плечами топонимист.

***

Обходным путём пошли руководители завода «Электропульт», что располагается на Пороховых. Сперва, как и требуют правила, они вынесли вопрос о присвоении безымянному проезду рядом с предприятием названия «Улица Электропультовцев» на заседание топонимической комиссии. Эксперты посчитали этот вариант труднопроизносимым и предложили иные – Пультовая, в крайнем случае Электропультовая. Но завод нашёл выход на губернатора, и Владимир Яковлев приговорил проезд стать улицей Электропультовцев. Недавно её продлили: изначально она проходила от улицы Химиков до Потапова, а теперь до Индустриального проспекта.

Сорвать море иронии мог и крупный производитель холодильников, предложивший назвать новый проезд в промзоне «Нойдорф» улицей Бош & Сименс! Комиссия «смягчила» эту откровенную рекламу до более петербургского варианта – улица Карла Сименса, в честь промышленника, который до революции активно развивал бизнес в Петербурге. Что интересно, пока эта улица не построена, а завод уже числится по ней: улица Карла Сименса, 1.

А вот от появления у железнодорожной платформы Аэропорт на Пулковском шоссе проезда Российский Жиллетт комиссия город уберегла. Она предложила вариант Жилетный проезд, но производители бритв от него отказались.

***

Наверное, читатель «НВ» вспомнит, что своё присутствие коммерческие организации хотели распространить не только на улицы, но и на станции метро. Накануне 2011 года, когда отмечалось 70-летие компании «Метрострой» – единственного подрядчика на сооружение городской подземки, – её руководство предпринимало усилия, чтобы переименовать строившуюся тогда станцию «Бухарестская» в «Метростроителей».

На вопрос: «Разве вам недостаточно уже существующей улицы Метростроевцев за Нарвской заставой?» – гендиректор «Метростроя» Вадим Александров заявил автору этих слов, что эта улица очень маленькая, а его компания заслуживает большего.

Претендовал на «Бухарестскую» и частный Гуманитарный университет профсоюзов, расположенный в целом квартале от этого метровокзала. Но такое расстояние не смущало ректора Александра Запесоцкого, и он всеми возможными путями настаивал на станции «Университет профсоюзов».

***

Часто строительные компании хотят повлиять и на названия улиц, на которых они возводят жильё. Компания «Ленстройтрест», возводящая комплекс на Лагерном шоссе в Колпино, заявила в письме, что новосёлов смущает такой топоним. Учитывая, что рядом строится следственный изолятор, куда переселят знаменитые «Кресты», ассоциации пугающие. Хотя Лагерным шоссе назвали по Сапёрному лагерю (который, кстати, дал название и посёлку Сапёрному). Комиссия, проанализировав ситуацию, согласилась вернуть шоссе прежнее название – Вознесенское, поскольку оно шло в село Вознесенское (ныне часть Сапёрного).

А вот с жилым микрорайоном «Новая Охта» на Муринской дороге вышла загвоздка. Группа «ЛСР» всячески бьётся за то, чтобы их дома, возводимые на границе с Ленинградской областью, никак не ассоциировались с этой самой областью. Поэтому первоначально предложенные топонимистами названия по соседним селениям (например, Новодевяткинская, Лавриковская улицы и Кузьмоловский проспект) застройщика не устроили. Девелопер стал протестовать и против второго варианта – Лесковской, Гончаровской улиц и Бунинского проспекта, предлагая инверсию: улицы Лескова, Гончарова и Бунина. Да и Муринская дорога им пришлась не по душе – она тоже связана с деревенской жизнью. Но эксперты полагают, что достучаться до продавцов квартир всё-таки удастся: жителей Петроградской стороны не смущает, что они живут на Саблинской или Ропшинской улицах, хотя Саблино и Ропша тоже посёлки, причём не самые близкие к Петербургу.

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.