Мы едем, едем, едем...

Пересекать границу с Евросоюзом жители Северо-Запада стали гораздо чаще и… легче

 

 

Пересекать границу с Евросоюзом жители Северо-Запада стали гораздо чаще и… легче

Мурманская область

У мурманчан три погранперехода – два в Финляндию (Салла и Лота) и один в Норвегию (Борисоглебск), но они работают не круглосуточно. Поэтому жителям области всё время напоминают о разнице во времени: с Финляндией зимой – на два часа, с Норвегией – на три. Это чтобы выезжающие не уткнулись в закрытый пост, что полярной ночью очень неприятно.

Новый современный погранпереход в Борисоглебске работает только с 2011 года, а до этого люди стояли в многочасовых очередях на старом, рассчитанном на совершенно другой трафик. Кстати, его реконструировали в рамках российско-норвежского соглашения «Об упрощении порядка взаимных поездок жителей приграничных территорий». Кроме того, раньше переход работал только для граждан России и Норвегии, а теперь им могут пользоваться все. Это важно: в Норвегию и обратно ездят, в частности, на рыболовецкие суда моряки из других стран, например граждане Украины и Белоруссии.

Ленинградская область

Четыре погранпоста Ленинградской области – три в Финляндию и один в Эстонию – трудятся ударно, пропуская за час до 70 легковых машин плюс автобусы.

Три перехода финской границы – Торфяновка, Брусничное и Светогорск – бывают по-разному загружены в разное время. На Торфяновке много автобусов, следующих на паромы до Швеции, в Брусничном – удобный дьюти-фри, а Светогорск – это Иматра с магазинами, которые совсем рядом. Таким образом, на выезд ранним утром тихо в Светогорске, а на Торфяновке может быть очередь. А на въезд – как повезёт. Наши пограничники говорят, что после длинных выходных очередь начинает собираться уже к часу дня.

Здесь, на финской границе, идёт постоянная ротация кадров. Только приглядишься к молодому умелому пограничнику или таможеннику – а вскоре и нет его, куда-то перевели. Это чтобы глаз не привыкал, не замыливался, не говоря уже о разных соблазнах. Один финский таможенный начальник в приватной беседе со своим российским коллегой жаловался, что с российской границы им сотрудников через год приходится убирать – «портятся».

Граница с Эстонией в Ивангороде – это очень узкое место в прямом смысле. Всё движение осуществляется через давно отживший своё двухполосный мост через реку Нарву. И если с российской стороны удалось организовать кое-какой накопитель, потеснив ветхую полудеревенскую застройку на берегу, то с эстонской – каменный город, и там организовать нормальную стоянку просто невозможно. Несколько лет уже ведутся переговоры о необходимости там нового моста, но проблема пока так и не решена. Плюс нарвских полицейских (эстонцы всех сотрудников таможни перевели в полицию, чтобы сэкономить на управлении) в том, что они все русскоязычные. И очень большой плюс всех эстонских погранпереходов – там можно записаться на конкретное время, как к врачу. Услуга эта платная, но лучше потратить один евро, чем стоять в живой очереди. Тем более что в ней можно стоять всю ночь – для Нарвы это, увы, норма.

Псковская область

Распробовала соседство с Евросоюзом и Псковщина. На её территории два автомобильных перехода в Эстонию и два в Латвию. По собственному опыту знаю, что лучше сделать крюк и ехать через Эстонию, чем прямо (скажем, на Ригу), через Латвию. Латвийские погранпереходы как будто остались в далёком прошлом: люди работают здесь медленно, иногда будто нарочито медленно, причём это относится и к латышам, и к россиянам.

В Убылинке и Бурачках персонал по обе стороны границы как будто соревнуется, кто дольше промытарит машину без всякой контрабанды. Российские таможенники со стороны городка Пыталово полностью оправдывают его название: наш коллега, ехавший из Польши, проходил границу 59 минут при наличии пяти машин на переходе! Другой рассказал, как после тотального обыска узнал об обычае одного из погранпереходов устраивать «облавы» на машины с определёнными цифрами в номере: день «нолика», день «единички» и так далее. Этакий праздник «случайной жертвы».

Поэтому, если время и нервы дороги, удобнее двигаться через Эстонию, причём лучше через Куничину Гору (это возле Печор). С тех пор как эстонцы практически ликвидировали класс «бензинщиков» (печорских спекулянтов с эстонскими паспортами), этот погранпереход стал намного спокойнее.

Правда, в последние каникулы здесь были замечены многочисленные москвичи, которые раньше ездили через Латвию. Вероятно, латыши уже и их довели до белого каления либо люди стали бояться заторов на соседнем переходе Шумилкино – он на Рижском шоссе, а на магистрали всегда больше народу.

Карелия

Карелия у нас почти что Финляндия, в которой тоже есть карельские провинции. Естественно, люди едут к соседям – кто за товаром, кто за работой, а у кого и родственники есть, ведь после падения «железного занавеса» некоторые этнические карелы решили уехать на ПМЖ в страну Суоми. Несмотря на очень протяжённую границу, между двумя странами работают лишь два пограничных пункта для пассажирского транспорта. Это Вяртсиля за Сортавалой и Люття за Костомукшей.

Первый всего несколько лет как стал круглосуточным, второй до сих пор закрывается на ночь. Обстановка на Вяртсиля очень спокойная, но у российской стороны есть дурная привычка на въезде отправлять пассажиров через паспортный контроль отдельно от водителя. И что будет, если водитель не пройдёт контроль, а пассажир уже «въехал» в страну?

Есть ещё переход Сювяоро за Лахденпохьей, но он открыт только для лесовозов. Давно существует идея переделать его в многофункциональный, но пока всё нет денег, хотя разговоры о реконструкции раздаются всё громче, особенно при новом главе Карелии.

Калининградская область

Российскому анклаву, окружённому ЕС, деваться некуда, для калининградцев Россия дальше, чем заграница. Поэтому не только в праздничные – в обычные выходные дни встретить в приграничных городах Польши и Литвы машины 39-го региона стало обычным делом. Вот уж где пограничники и таможенники в буквальном смысле зашиваются, пропуская более 70 машин в час.

Но забивают переходы всё же не россияне, приехавшие за покупками, а польские «мрувки» (муравьи) – приграничные челноки, живущие от перепродажи российского бензина и сигарет. Спиртное не котируется – польская водка лучше. А всё дело в том, что уже полтора года с Калининградской областью у Польши и Литвы работает «малое приграничное перемещение» – без визы, по специальной пластиковой карте, которая даёт право на въезд в ближнее воеводство, но не дальше. И за прошлый год только в рамках такого перемещения границу здесь пересекли более 6 миллионов человек.

Татьяна Хмельник

 

минуточку внимания!

Чужая жадность нас толкает за границу

Дмитрий Шандлоренко, редактор отдела «Северо-Запад»

С детства, наглядевшись иностранных фильмов, мечтал пересекать границу, как американцы или западные европейцы. Махнуть каким-то документом перед носом стража и всё – проезжай. И вот мечта свершилась.

Недавно поехали с семьёй в Финляндию. Водитель через окошко, не выходя из машины, подал сидящему в будке пограничнику пачку паспортов, через минуту получил их назад. Поехали. Я кручу головой, всё жду, когда кто-то остановит – хотя бы взглянуть на наши лица, заглянуть в багажник. Жду и жду… Пока не осознаю, что мы давно уже едем по стране Суоми.

На весь переход с заходом в дьюти-фри мы потратили минут 50! Что и говорить – вот они, цивилизованные отношения. Ведь за это время проехали сотни машин, не считая многочисленных автобусов.

Беда в другом. Эти всё возрастающие караваны – эквивалент легендарных колбасных электричек советских времён. Тогда толпы пёрли в Москву и Ленинград, просто чтобы купить еды, которой в их городах и весях не было. Конечно, сейчас дефицита нет, зато есть зашкаливающе неадекватная цена. Получается, что выгоднее затариться в, кстати, дорогой Финляндии, чем в магазине рядом с домом.

Вообще, запросы наших сетевиков всё больше напоминают неприкрытый и бесстыдный грабёж. Впрочем, очень результативный. Вот журнал «Форбс» самым успешным российским бизнесменом назвал не владельца металлургического комбината или нефтяной компании, а хозяина сети магазинов (причём не самой крупной). Человек за год почти удвоил своё состояние, которое и так исчислялось миллиардами долларов!

Мне кажется, нигде в цивилизованном мире в сфере торговли не бывает такой рентабельности, ну, может быть, за исключением продажи наркотиков. И у меня всё отчётливее возникает ощущение, что быстро растущие аппетиты сетевиков приводят к таким же последствиям, как и алчность распространителей зелья. Отличие лишь в том, что одно разрушает организм человека, а другое – государственную экономику. Страна из-за оголтелой жадности невеликой группки людей теряет астрономические деньги.

Ситуацию ухудшает то, что, когда сетевики осознают падение продаж, они не снижают цены, а, наоборот, их увеличивают. И добиваются закрытия конкурирующих с ними маленьких магазинчиков и павильончиков. То есть всеми силами загоняют к себе дополнительных покупателей, ведь за каждым батоном или пачкой масла в Финляндию не наездишься.

В общем таможенникам-пограничникам желаю дальнейших успехов в совершенствовании их работы – поток покупателей при такой нашей жизни будет и дальше расти и расти.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.