Чиновники ясности не внесли

Они так и не смогли объяснить, почему за отопление в тёплом декабре многие петербуржцы вынуждены заплатить столько, как если бы в городе трещали морозы

 

 

Они так и не смогли объяснить, почему за отопление в тёплом декабре многие петербуржцы вынуждены заплатить столько, как если бы в городе трещали морозы

Публикация в «Невском времени» от 18.01.2014 («Аномальная зима? Аномальные счета за тепло!») об астрономических суммах за тепло в декабрьских квитках, а также многочисленные жалобы петербуржцев заставили чиновников жилищного комитета провести проверку правильности начислений и собрать по этому поводу пресс-конференцию. Вот только ответы, которые получили от чиновников журналисты, породили ещё больше вопросов.

Так, на очевидный вопрос о том, почему плата за отопление в квитанциях за декабрь 2013 года увеличилась почти вдвое по сравнению с 2012-м (притом что в прошлом году декабрь выдался аномально тёплым), жилищники ответить, увы, чётко не смогли. По словам первого заместителя главы комитета Валерия Вогачева, прирост суммы в квитанции объясняется ростом тарифов. Но они поднялись всего на 15 процентов, откуда же тогда подорожание тепла на 50 процентов, а то и выше?

Дальше – больше. Господин Вогачев вчера вообще посоветовал не сравнивать цены двух лет, потому что расчёты в квитанциях декабря 2012-го сделаны, как сейчас выясняется, с грубыми ошибками. А его непосредственный руководитель, глава жилищного комитета Валерий Шиян, предложил всем недовольным петербуржцам приходить с квитанциями к специалистам его ведомства и на месте разбираться с ростом платы за отопление.

Вообще целый ряд реплик Валерия Шияна вызывает вопросы. Во-первых, непонятна несогласованность в температурных показателях. Напомним, сайт Росгидромета говорит о 4,4 среднемесячных градуса тепла в ноябре и 0,9 градуса тепла в декабре. Эти же данные «НВ» назвали в официальном комментарии представители ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга». А в высказываниях главы жилкомитета ноябрь «потеплел» на полградуса, а декабрь похолодал на 0,7 градуса.

Далее – глава комитета говорит об увеличении ресурсоснабжающими организациями (РСО) теплоотпуска в декабре на 35 процентов, а последние называли нам совсем другие цифры. Так, ОАО «Теплосеть Санкт-Петербурга» заявило о 20-процентном повышении, ОАО «ТГК-1» – о росте в 21,9 процента. Из имеющихся на сайтах некоторых РСО температурных графиков мы можем сделать вывод, что снижение фактической среднемесячной температуры воздуха на 3,5 градуса (а таким оно и было, по данным того же Росгидромета) должно было дать повышение температуры теплоносителя уже непосредственно в системе отопления на 3–5 градусов. В этой связи не очень понятно, что имел в виду глава жилищного комитета, когда заявил об «отсутствии прямой зависимости между изменением температуры воздуха и теплоотпуском». Хорошо, пусть тепловики ориентировались на трёхдневный прогноз, как они и говорят, который не всегда оправдывался. Добавим, так и быть, ещё пяток процентов к объёму теплоотпуска. Если температурный график более или менее соблюдался, цели перетопить и тем самым не упустить прибыль за счёт капризов погоды не преследовалось, а общедомовые счётчики, установленные в значительной доле зданий за счёт самих тепловиков, не мухлюют в их интересах, накручивая лишние гигакалории при меньшей подаче тепла, тогда цифра в 20 процентов всё же не очень понятна. Даже 15 процентов было бы ещё как-то объяснимо. 

Ещё более странно, как эти 20–22 процента трансформировались в 29-процентное повышение показателей теплопотребления, которые поступили в ВЦКП «Жилищное хозяйство». И уж совсем тёмный лес, по чьему умыслу или недосмотру показатели потребления тепла, как и плата за него, в тёплом декабре для многих горожан увеличились в два и более раза. Как тут не вспомнить недополученный тепловиками в прошлом отопительном сезоне миллиард рублей…

В этой связи будет не лишним вспомнить, что ВЦКП «Жилищное хозяйство» ведёт лишь 70 процентов счетов граждан. Остальные 30 процентов из-под видения чиновниками общей ситуации, а следовательно, и из контроля практически выпадают. Так что цифры о перетопленных домах, которые озвучил господин Шиян, касаются лишь тех зданий, которые рассчитываются ВКЦП. Что творится в оставшейся трети жилого фонда, который считают сами управляющие компании и иные организации, можно лишь догадываться. Во всяком случае, живущим в них людям рассчитывать на вмешательство городских властей и перерасчёты не приходится, даже если цифры в их счетах будут астрономическими. Словом, тут как-то могут помочь только прокуратура и суд, да и то если захотят. Не случайно некоторые тепловики в последнее время так активно стремятся взять в руки управление жилыми домами, «отжимая» их через банкротство управляющих компаний, которые им задолжали. Выходит, получил в своё распоряжение дом вместе с жильцами – и дои их, сколько хочешь?!

И ещё: по данным жилищников, нарушения при начислении платы за тепло допущены всего в 300 домах города. (Хотя даже у себя в редакции мы насчитали несколько десятков аномальных счетов.) Больше других, говорят чиновники, «отличились» в этом плане Колпинский (44 дома), Невский (21), Петродворцовый (20) и Пушкинский (19) районы. Жителям этих домов руководство жилищного комитета пообещало перерасчёт. Что ж, радует. Остальным, кто заплатил на треть больше, чем месяцем ранее, видимо, придётся поверить, что такой рост платы за отопление в «аномально» тёплом декабре нормален. Только вот возникает вопрос: что нам нарисуют в квитанциях, когда на улице установятся холода? Как в последние дни, например? И не станет ли действительно гораздо выгоднее платить по нормативу, даже если он, как нас уверяют, выше, чем фактическое потребление и плата по счётчику. Во многих населённых пунктах взбешённые ростом платежей жители так и считают, а потому тайно ломают общедомовые приборы учёта. Ещё немного – и петербуржцы пойдут по их стопам…

Анна Кострова, Никита Рубцов

комментарий

«В большинстве зданий регулировать подачу тепла невозможно»

Алексей Ковалёв, заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам Законодательного собрания Санкт-Петербурга, руководитель фракции «Справедливая Россия»:

– Вспомните, как безумно жарили батареи в октябре. Совершенно незачем было так нещадно топить. Непонятно, на каком основании ресурсоснабжающие организации и в декабре так резко увеличили теплоотпуск, если, как заявляли представители исполнительной власти, у тепловиков существует договор с управляющими компаниями и городом о том, что перетопов больше не будет.

Так с кем согласовывалось увеличение теплоотпуска? Почему это произошло? По-хорошему, это предмет для проведения прокурорской проверки. На мой взгляд, поскольку в большинстве жилых зданий практически невозможно регулировать подачу ресурсов, чем тепловики и пользуются, нужно отказаться от общедомовых приборов учёта тепла и вернуться к плате по нормативам, установив при этом жёсткие тарифы из средних параметров потребления. Ну не работает эта система со счётчиками: вроде бы должны были экономить, а на деле всё больше и больше платим! И проблема не в том, что показатели счётчиков на трубе отопления неправильные, а в том, что, сколько захотят тепловики «засунуть» в эту трубу гигакалорий, столько и «засунут», а жители будут вынуждены это оплачивать.

Если же вернутся жёсткие тарифы с квадратного метра, исходя из установленных нормативов, то тут у ресурсоснабжающих организаций будет мало простора для подобного «творчества». Напомню, сегодня тарифы регулируются исключительно исполнительной властью. На мой взгляд, было бы правильнее, если бы решение об их изменении принимали депутаты региональных парламентов, как это и было раньше до тех пор, пока не было отменено федеральным законодательством.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.