«С безопасностью тут всё очень серьёзно»
За две недели до начала зимней Олимпиады в Сочи корреспондент «НВ» выяснила, как живут и работают её волонтёры и готовы ли объекты к соревнованиям
За две недели до начала зимней Олимпиады в Сочи корреспондент «НВ» выяснила, как живут и работают её волонтёры и готовы ли объекты к соревнованиям
Хотя одним из основных условий работы волонтёров и организаторов на Олимпиаде в Сочи является запрет на общение со СМИ, нам удалось пообщаться по телефону с петербургской студенткой Любовью Арсеньевой (имя и фамилия изменены), которая 2 января отправилась в Сочи как руководитель волонтёров. По иронии судьбы, попасть в ряды волонтёров у Любы не получилось – она поздно спохватилась, и уже перестали принимать заявки. Знакомый посоветовал зайти на сайт с вакансиями в Сочи – мол, это верный способ попасть на Олимпиаду. В результате, пройдя строгий отбор, Люба стала руководителем тех самых волонтёров – супервайзером, увидела всю предолимпийскую жизнь изнутри, а ещё и заработала за два месяца 90 тысяч рублей себе на летний отдых.
«Я не могу общаться с прессой»– Могу честно сказать: недостроя здесь нет, – опережает мой первый вопрос Любовь. – Это первое, что у меня спросили друзья из Петербурга, когда я приехала в Сочи. Кое-где что-то было недоделано, но я сразу поняла – к началу Игр всё успеют закончить.
По условиям контракта девушка не имеет права общаться с представителями СМИ и выкладывать фотографии из Сочи в интернет – всё это, считают организаторы, может подорвать авторитет Олимпиады в глазах россиян. Но всё равно, призналась Любовь, все ребята и выкладывают фотографии с олимпийских объектов, и многое пишут о подготовке к спортивному празднику, но ничего плохого об Олимпиаде среди этой информации не найдёшь – такое писать не принято.
Запретов для работников здесь масса. К примеру, существует огромный список того, что нельзя проносить на олимпийские объекты. Сюда входят любая еда, напитки, посторонние предметы – словом, всё, кроме самого волонтёра, его одежды и кое-какой техники – планшетов и мобильных телефонов.
– Никуда ничего нельзя проносить, кроме как на поезда дальнего следования, – призналась девушка. – С собой можешь взять только пол-литра воды в бутылке, хотя мы иногда умудряемся незаметно пронести по бутерброду и ещё некоторые мелочи. Все вещи тщательно осматривают, поэтому за безопасность я спокойна.
К тому же сейчас Сочи – город, свободный от курения. И курящей Любе приходится нелегко: каждый раз она снимает рабочую форму и уходит подальше от оживлённых улиц, иногда даже заходит в лес, чтобы её никто не увидел с сигаретой. Однако, как призналась девушка, за пагубную привычку здесь не штрафуют: полицейские просто подходят, вежливо просят затушить сигарету и подсказывают, где стоит ближайшая урна.
«Игры не в Сочи, а в Адлере»– Я занимаюсь координацией волонтёров, – объяснила студентка. – На наш объект приезжают ребята, которые согласились безвозмездно помогать в организации Олимпиады. Мы распределяем их на позиции: кто-то встречает иностранных журналистов, кто-то помогает подготовить зону для прессы – самые разные поручения. К сожалению, не все ребята хорошо знают английский и иногда даже не могут объяснить, к примеру, журналистам из США, что им нужно всё выложить из карманов для досмотра. Приходится делать волонтёрам памятки, что-то подсказывать, направлять их.
Люба работает в одном из медиацентров, в котором организуют работу телерадиовещательных компаний, таких как BBC и NBC. К тому же в большом трёхэтажном здании предусмотрена специальная зона для корреспондентов, где они в любое время суток могут срочно подготовить материал, здесь же проводятся и пресс-конференции.
– Условия хорошие, – объяснила Люба. – У нас своё питание, своя форма, такая же, как у волонтёров, она, кстати, никогда не появится в продаже, поэтому по-своему уникальна. Проживание предоставляют бесплатно, к тому же у нас бесплатный проезд на общественном транспорте.
В выходные у Любы появляется только одно желание – хорошо выспаться, поэтому пролетают эти дни быстро. Они с коллегами ездят в Олимпийский парк, изредка гуляют по городу, но самое насыщенное время всё равно проводят на работе. Любовь призналась, что жизнь здесь чем-то похожа на жизнь в общежитии – много дел, мало сна и рядом много таких же молодых ребят, как и ты.
Студентка и её коллеги живут в одном из отелей в пригороде Сочи. Любе повезло – её с соседкой из Москвы поселили в двухместном номере, поэтому в распоряжении каждой девушки – собственная комната. Единственный недостаток – нет кухни, да и до работы студентке приходится несколько часов ехать на поезде.
– Встаю в 6 утра, завтракаю и еду в медиацентр, – рассказывает режим рабочего дня Люба. – Обратно с работы до отеля добираюсь за два часа, это считается абсолютно нормальным временем. Сейчас ещё не налажено транспортное сообщение, но буквально на этой неделе уже заработает медиацентр и пустят транспорт – олимпийские шаттлы. Вот говорят все, что Игры проходят в Сочи, хотя, мне кажется, территориально они всё-таки ближе к Адлеру.
«Для волонтёров мы мать и отец»– Люди в команде волонтёров и организаторов очень разные: и студенты, и тренеры, и пенсионеры, – рассказала девушка. – Кто-то из них живёт от проекта до проекта, многие побывали на универсиаде в Казани, но признаются, что это совсем не то, что происходит здесь, в Сочи. Наверное, чаще всего здесь можно встретить волонтёров именно из Казани и Петербурга. В работе, надо признаться, очень много бюрократии – непонятных бумажек, которые нужно заполнить. «Туда не ходи», «делать надо так» – всюду сплошные инструкции.
Люба одна из самых молодых организаторов, поэтому для неё попасть в супервайзеры – большая удача. Студентов второго курса редко берут в волонтёры, а руководить ими – и подавно. Студентка шутит, что на всё время проведения Олимпийских игр супервайзеры для волонтёров – и мать, и отец, и старший брат, и вообще даже больше, чем семья.
– В понедельник проводили первое обучение для волонтёров из Сочи, – рассказала студентка, – среди них есть девочка-первокурсница, 45-летний тренер по айкидо и даже пожилая женщина на пенсии, которой всё это интересно и безумно нравится. Иногда очень непросто находить подход к каждому, особенно когда все волонтёры разного возраста.
В каждом российском городе, объяснила Люба, у неё есть по знакомому, поэтому хоть сейчас можно садиться на поезд и путешествовать по стране – ночлег всегда найдётся. Да и сама девушка всегда приглашает погостить у неё в Петербурге. Коллега пригласил студентку приехать в гости в Казань – видимо, уже этим летом Люба снова отправится путешествовать.
«Полицейские – за каждым кустом»Чтобы попасть в заветную Олимпийскую деревню, Любе пришлось пройти строгий отбор. Немало способных и опытных ребят разного возраста, по словам девушки, проверку не прошли. Любовь отправила большое количество разных документов в службу безопасности, потом с ней провели собеседование по телефону, затем – по скайпу, а по приезде – ещё и в Сочи, на обучении, её каждый день досматривали полицейские. Девушка призналась, что к такому пристальному контролю быстро привыкаешь, зато ночью не страшно – вокруг всегда есть сотрудники правопорядка.
– Полицейские здесь со всей России – из Братска, Нижнего Новгорода, Казани, Петербурга, – их очень много, – объяснила Любовь. – Поэтому и выходить на улицу не страшно. Я после ночной смены в три часа ночи иду по улице в незнакомом районе и понимаю, что мне не страшно, потому что знаю: буквально за каждым кустом есть блюститель порядка. С безопасностью тут всё очень серьёзно.
«Увидела пальмы… в снегу»– Настоящим потрясением для меня стали пальмы… в снегу, – поделилась впечатлениями студентка. – Никогда не видела настоящих пальм, а то, что их завалило снегом, – было совсем удивительно. К сожалению, сфотографировать это чудо природы не смогла, но картинка до сих пор стоит перед глазами.
Контракт Любы заканчивается 28 февраля, поэтому всё время Олимпийских игр она проведёт здесь, но сейчас студентка мечтает остаться и на Паралимпийские игры. Хотя в Петербурге её ждёт немало незаконченных дел, например зимняя сессия, которую придётся сдавать весной. Но всё это мелочи по сравнению с теми эмоциями и впечатлениями, которые девушка сможет получить здесь – на зимней Олимпиаде в Сочи.
– Мне очень повезло – объяснила Любовь, – я работаю 7 февраля, в день торжественного открытия, поэтому смогу увидеть церемонию. На первую половину, к сожалению, не успею – нужна помощь в сопровождении атлетов, а вот вторую часть смогу посмотреть с трибун, как все нормальные зрители.
справка «нв»
История олимпийского волонтёрского движения1920–1928, Антверпен – Париж – Шамони – Амстердам
В качестве волонтёров в Играх, которые проводили в период между мировыми войнами, принимали участие бойскауты. Тогда им впервые доверили нести национальные флаги команд-участниц на торжественной церемонии открытия Олимпийских игр 1924 года в Шамони.
1952, Хельсинки
Олимпийские игры в Финляндии помнят больше 2000 волонтёров, которые помогали организаторам в качестве посыльных и участвовали в развлекательных программах. Что интересно, большинство из них – дети.
1956, Мельбурн – Кортина д’Ампеццо
В волонтёрском движении в этом году принимали участие не только бойскауты, но и гёрлскауты, а также члены других молодёжных организаций и даже военнослужащие. Помощники выступали в роли гидов, переводчиков и блюстителей правопорядка.
1976, Монреаль
Впервые в волонтёрском движении задействовали студентов. Тогда оргкомитет монреальских Игр договорился с руководством университетов, чтобы помощь студентов засчитали как один из предметов учебной программы.
1980–1984, Лейк-Плэсид – Лос-Анджелес
Количество волонтёров с каждым годом растёт на глазах: в Лейк-Плэсиде в 1980 году помогали 6700 человек, в 1984 году в Лос-Анджелесе – уже около 29 000 человек.
1996–2000, Атланта – Сидней
С каждыми Играми волонтёрское движение становится всё мощнее: на Олимпиаде в Атланте волонтёров было 60 000, в Сиднее – 47 000 человек.
2004, Афины
Именно в Греции установили новый рекорд олимпийского волонтёрского движения. Организаторы собрали заявки 160 000 человек, хотя требовалось всего 60 000, поэтому пришлось проводить персональные собеседования с каждым из претендентов, с иностранцами общались по телефону.
2006, Турин
Специально для волонтёров запустили специальный интернет-портал, который позволил отобрать 20 000 добровольцев. Именно с этого года волонтёрский сайт стал обязательным требованием для проведения Олимпиады.
2008, Пекин
Количество желающих стать волонтёрами на пекинских Играх 2008 года перевалило за миллион человек. Отобрали тогда около половины. Главное требование – знание английского языка, так как большинство участников и гостей Олимпиады, разумеется, не знали китайского.
2010, Ванкувер
Онлайн-заявки подали около 60 000 человек из более чем ста стран мира, но отобрали только около половины желающих. Преимущество отдали жителям Ванкувера, так как не для всех волонтёров-иностранцев тогда нашлось место для проживания. Россию представляла специально созданная «Волонтёрская сборная» из 25 человек, подготовкой которых занимался оргкомитет «Сочи-2014».
2012, Лондон
Вклад волонтёров Игр в Лондоне считается одним из самых значительных. Два года назад среди добровольцев со всего мира оказались чуть больше сотни российских ребят из волонтёрских центров «Сочи-2014» и спортивных вузов 14 регионов страны. Выполняли добровольцы самые разные функции: от транспортного обслуживания до лингвистического сопровождения команд.
2014, Сочи
Показать себя российским волонтёрам на домашних зимних Играх в Сочи ещё предстоит, но уже сегодня известно, что почти 2000 добровольцев приобрели бесценный организаторский опыт на тестовых соревнованиях в 2012–2013 годах. Ребята смогли протестировать олимпийские трассы и стадионы – Дворец зимнего спорта «Айсберг», комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону «Лаура», центр санного спорта «Санки» и другие спортивные сооружения. Всего изъявили желание принять участие в Играх больше
180 000 волонтёров со всей России, но отобрали 25 000 лучших из лучших.