Город выжил, потому что жил. Часть V
В годы блокады церковная жизнь не только не замерла, но и резко активизировалась
В годы блокады церковная жизнь не только не замерла, но и резко активизировалась
Накануне 70-летия освобождения Ленинграда от блокады мы завершаем публикацию спецпроекта «Город выжил, потому что жил», в котором рассказываем о том, что помогало людям в нечеловеческих условиях оставаться людьми. О том, что, казалось бы, не является насущной потребностью для выживания, но что составляет ткань человеческой и общественной жизни. В первых частях («НВ» от 20 и 25 декабря, 15 и 18 января) речь шла о блокадной журналистике, культуре и искусстве, научной и преподавательской работе. Сегодня же наш рассказ о Церкви.
…Вечером 22 июня 1941 года ленинградский митрополит Алексий (Симанский) – будущий патриарх Алексий I – проповедовал в Никольском соборе. В тот день он говорил, что переживает глубокую скорбь, а уже 26 июля обратился к верующим епархии с посланием, в котором, в частности, писал:
«Война – священное дело для тех, кто предпринимает её по необходимости, в защиту правды. Потому-то Церковь и благословляет эти подвиги и всё, что творит каждый русский человек для защиты своего Отечества».
В годы блокады в городе действовало 10 православных храмов. В Ленинграде служили более 50 священников, и церковная жизнь не прекращалась ни на минуту. Причём она была гораздо интенсивнее, чем до войны. Это было характерно для всей страны – в лихолетье народ естественным образом обратился к религии.
Свидетели вспоминают, что, передвигаясь по городу, люди часто накладывали на себя крестное знамение. У многих замёрзших в сугробах людей пальцы правой руки были сложены в троеперстие…
Один из прихожан Князь-Владимирского собора вспоминал о декабре 1941 года:
«Посещаемость собора в блокаду нисколько не упала, а возросла. Служба у нас шла без сокращений и поспешности, много было причастников и исповедников, целые горы записок о здравии и за упокой, нескончаемые общие молебны и панихиды».
На нескольких богослужениях в кафедральном соборе (Николо-Богоявленском) присутствовало командование Ленинградского фронта во главе с генералом армии Леонидом Говоровым.
дословно
«Этот листок – как письмо Божие»В 1943 году митрополит Алексий обратился к партизанам и жителям оккупированных районов с призывом:
«Продолжайте же, братия, подвизаться за веру, за свободу, за честь Родины; всеми мерами, и мужчины, и женщины, помогайте партизанам бороться против врагов, сами вступайте в ряды партизан, проявляйте себя как подлинно Божий, преданный своей Родине и своей вере народ...»
Обращение в листовках было переправлено за линию фронта и распространено среди партизан и населения. О силе воздействия этого призыва свидетельствует письмо партизана, православного христианина, митрополиту:
«Этот листок среди населения – как Божье письмо, и за него немецкие коменданты в своих приказах грозили смертной казнью, у кого он будет обнаружен».
«Не напрасны были молитвы о победе»
Вот как описывалось в «Журнале Московской Патриархии» народное ликование, охватившее Ленинград после прорыва блокады:
«Целые толпы ликующего народа наполняли проспекты великого города, и до поздней ночи народ не расходился, кликами радости выражая свой восторг и ликование. В ближайший воскресный день, 23 января, в храмах Ленинграда было особенно многолюдно. В Никольском соборе служил митрополит, который перед торжественным молебствием обратился к молящимся с приветственным словом, призывая всех благодарить Бога за дарованную ленинградцам великую радость избавления от постоянного страха за свою жизнь, за жизнь своих близких… Митрополит говорил о том, что не напрасны были молитвы Церкви о победе над врагом, и эта победа нам теперь дарована».
«Я увидел, что Матерь Божия не оставила чад своих»
В 1947 году Сталин пригласил митрополита Гор Ливанских Илию в Россию. В Ленинграде тот возложил драгоценный венец на Казанскую икону Божией Матери и сказал: «Я молился за ваш прекрасный город и так благодарен Господу, что Он удостоил меня побывать здесь, молиться вместе с вами! Я увидел, что Матерь Божия не оставила чад своих».
27 января – день полного освобождения нашего города от фашистской блокады в 1944 году – совпадает с памятью равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Митрополит Зиновий (Мажуга) так говорил о значении этого совпадения:
«Однажды мне под утро предвиделось, как святая равноапостольная Нина предстоит пред престолом Божиим на коленях и молит Господа пожалеть и помочь страдающим людям осаждённого города одолеть супостата... Я это растолковал так, что Божия Матерь дала послушание святой Нине быть споручницей этому осаждённому городу».
«Молитесь Феодосию Черниговскому. Он поможет вам»Рассказывают и такую историю о помощи святого осаждённому Ленинграду. В конце 1941 года участники заседания штаба обороны города внезапно услышали голос: «Молитесь Феодосию Черниговскому. Он поможет вам».
Доложили о происшествии высшему начальству, после чего обратились к митрополиту Алексию, который сказал, что святитель Феодосий – великий святой и заступник нашей земли и что необходимо вернуть в церковь его мощи, которые в то время находились в Музее истории религии и атеизма, располагавшемся в бывшем Казанском соборе. Было получено разрешение, и мощи святителя перенесли в кафедральный собор. После этого наши войска отстояли выход к берегу Ладожского озера, что позволило установить с ним железнодорожное сообщение. Так началась Дорога жизни – сначала водная, а потом ледяная. Многие верующие называли её Дорогой святителя Феодосия.
Ледяная Дорога жизни была открыта 22 ноября – в день празднования иконы Божией Матери «Невская скоропослушница». Интересно, что Церковь участвовала в открытии дороги и вполне «материалистически»: многовековые записи наблюдений за озером валаамских монахов позволили в 1942 году гидрографу Евгению Чурову сделать прогноз поведения льда.
послесловие
Город выжил, потому что жил. ЭпилогВ завершение нашего проекта публикуем отрывки из блокадных писем, которые свидетельствуют, что город выжил, потому что жил.
В годы блокады Музей политической истории России (тогда Государственный музей Революции) находился в Зимнем дворце и ни на день не прекращал своей деятельности. Сотрудники продолжали пополнять музейную коллекцию, готовили выставки для экспонирования во фронтовых частях… Нынче важной частью музейного собрания являются дневники и письма блокадной поры. Сегодня мы знакомим с фрагментами писем Николая Синцова (1903–1962). В годы блокады Николай Дмитриевич был военным корреспондентом, главным редактором политического вещания Ленинградского радио.
«Сознание собственной полезности в наши тяжёлые дни войны меня воспитывает и укрепляет; без него люди, занятые только сами собой, своим спасением, своим желудком, тупеют, паникуют, рвутся из города… – писал он 26 июля 1942 года. – К счастью, таких в Ленинграде вообще было мало, а сейчас с каждым днём становится всё меньше».
Эту публикацию подготовили Александр Смирнов, Алексей Кулегин, кандидаты исторических наук, заведующие отделами Музея политической истории России.
27 сентября 1942 года:
Позавчера, идя по Невскому, мне захотелось написать тебе о нём. Сколько раз проходила ты по нему, мирному и шумному, звенящему и многолюдному, солнечному или по-осеннему дождливому. Сколько поэтов вдохновлял он, наш добрый старый Невский...
Мне приходится бывать на Невском раз-два в неделю. Я схожу с трамвая и иду до Мойки. Милый Гоголь, он с большим изумлением прошёл бы вместе со мной этим путём. Он, конечно, узнал бы свой Невский, но увидел бы, что это совсем не тот проспект, каким он его знал и любил… И только тротуары остались так же чисто подметёнными, как прежде…
…Дом, где когда-то был большой хороший молочный магазин. Часть стены уничтожена бомбой и заделана фанерой, от земли до крыши. Фанера расписана художниками, и на первый взгляд кажется, что это – настоящая стена. Не очень давно в эту декорацию ударил новый снаряд и разбил её. Но ленинградцы упрямы. Они опять заделали брешь и снова написали декорацию…
…Дом книги живёт своей жизнью. Люди покупают книги…
…Проходят отряды бойцов, военизированные отряды девушек. И песня звенит на Невском, как и на других улицах города…
…И радиорупоры не умолкают ни на минуту: то боевой доклад, то музыка, то короткая реклама о Театре музкомедии или различных краткосрочных курсах, то просто мерный стук метронома.
Я прохожу по Невскому днём и каждый раз испытываю какое-то уже привычное волнение: вот улица – олицетворение всех ленинградских улиц, всего города. Родной город, родная земля! Я знаю, с какой радостью пошла бы и ты вместе со мной, взглянула на всё это, подышала бы нашей суетливой и тревожной жизнью… Будет время – и ты с ребятами пройдёшь по Невскому проспекту и подышишь его воздухом.