Губернаторов рассадили по-новому
На Северо-Западе продолжают обсуждать Рейтинг эффективности глав регионов
На Северо-Западе продолжают обсуждать Рейтинг эффективности глав регионов.
Впервые рейтинг эффективности губернаторов подготовлен Фондом развития гражданского общества. В его основе заложены иные принципы вынесения оценок, соответственно, распределение мест значительно отличается от предыдущего рейтинга.
Новый подход серьёзно изменил позиции некоторых глав регионов. Так, в апрельском рейтинге эффективности, подготовленном Минрегионразвитием, губернатор Ненецкого автономного округа Игорь Фёдоров был на первом месте, а сейчас он рухнул аж на 72–73-е место!
Основное и принципиальное отличие новоиспечённого рейтинга – его субъективность. Ведь 75 процентов баллов, определяющих позиции губернаторов, набираются за счёт оценок жителей. Люди фактически выносят вердикт: нравится – не нравится, довольны – не довольны. Остальные баллы главы регионов получают также на основе достаточно субъективных критериев, в частности социального самочувствия населения и оценок их деятельности экспертами. То есть не учитываются никакие показатели, исчисляемые тоннами или киловаттами…
Нельзя сказать, что это плохо. В конце концов, главное, чтобы население республик и областей чувствовало себя комфортно, считало, что жизнь всё улучшается и улучшается. Это важнее, чем рост выплавки стали на душу того же населения, которое зачастую ни металла этого не увидит, ни доходов от его продажи.
Тем не менее на примере регионов Северо-Запада достаточно отчётливо просматривается необъективность итоговой расстановки по местам. Например, некий губернатор 1,5–2 года назад возглавил даже не проблемный регион, а находящийся в откровенно катастрофическом положении. Любые успехи нового руководителя (а они порой очень значительные) не успевают сказаться на жизни населения. Особенно в запущенных районах, где нет работы, нет дорог, нет больниц… Неудивительно, что настрой у людей минорный, и даже зная о том, что рядом запустили два завода и снова открыли аэропорт, они будут всё оценивать в негативном свете. Но в этом губернатор-то не виноват! Регион из пропасти быстро не вытянешь.
При этом в таких регионах есть сформированная местная бизнес-элита, с которой, как правило, главе приходится конфликтовать. В ответ на свои действия он получает порцию заказных очерняющих его работу статей в СМИ. Кстати, в рейтинге только на самом факте наличия таких публикаций можно потерять приличное число баллов. Но ещё глава региона теряет на ухудшении своего имиджа в глазах читателей. А в областях, где нет «оппозиционной» прессы, губернатор, напротив, набирает заметно большее число баллов (хотя ситуация там не принципиально лучше).
Впрочем, как бы ни были субъективны оценки населения, за ними не может не стоять объективный показатель – состояние экономики. Там, где успешно развивается промышленность, растут доходы населения, строятся автотрассы, больницы, школы, естественно, люди смотрят в будущее с оптимизмом, а губернатор получает высокий рейтинг. Поэтому, анализируя полученные главами регионов места, без оценки экономической ситуации не обойтись.
Дмитрий Шандлоренко, редактор отдела «Северо-Запад»
коми
Вячеслав Гайзер стал первым на Северо-ЗападеВячеслав Гайзер – самый молодой и самый прагматичный руководитель республики за последние десятилетия. Когда он стал главой Коми, ему исполнилось 45 лет, за его плечами была работа в финансовой сфере и восемь лет – в республиканском правительстве. Не удивительно, что, возглавив регион, он поставил во главу угла деятельности республиканской власти его эффективность.
Для достижения позитивных результатов Вячеслав Гайзер нередко действовал весьма жёсткими методами. Проработав всего год на посту главы, он отправил республиканское правительство в отставку в полном составе, посчитав, что его указы плохо исполняются. В новом составе правительства оказалось много финансистов, в том числе и на посту министра здравоохранения и руководителя дорожного агентства.
Не менее жёстко Вячеслав Гайзер действовал и в отношении глав муниципалитетов. На заседаниях правительства он подвергал их порой резкой критике, предлагая самим подать в отставку. За четыре года ему удалось поменять большую часть глав городов и районов.
За этот срок Вячеславу Гайзеру удалось добиться неплохих результатов в социально-экономической сфере. Ряд муниципалитетов, в частности, родная для главы Инта, вышел из состояния депрессии. Впервые в регионе уровень рождаемости превысил уровень смертности, резко сократились очереди в детские сады, росла зарплата работников бюджетной сферы, сделаны первые шаги по решению проблемы дефицита медицинских кадров.
Личными усилиями Вячеслава Гайзера в республике, имеющей огромную территорию, но крайне слабую сеть железных и автомобильных дорог, начала возрождаться малая авиация. Строятся спортивные комплексы, в том числе и в сельских районах. Развивается новая для Коми отрасль экономики – внутренний туризм.
Однако не все проекты Вячеславу Гайзеру удалось воплотить. В частности, до сих пор не началось строительство железнодорожной магистрали «Белкомур». Стоит также отметить, что высокий медиарейтинг Вячеслава Гайзера вызван тем, что большая часть СМИ региона подконтрольна республиканской власти и не может позволить себе критику главы республики.
Игорь Бобраков, собкор «НВ» в Коми
карелия
Старые проблемы тянут вниз Александра ХудилайненаВ интегральном рейтинге губернаторов, опубликованном Фондом развития гражданского общества, глава Карелии Александр Худилайнен оказался на 79-м месте. Из чего сложилась социологическая оценка, согласно которой регион оказался в нижних строчках рейтинга?
Безусловно, повлияла складывавшаяся в 2013 году в регионе финансово-экономическая ситуация. Она отражена в данных Росстата, которыми в том числе пользовались составители рейтинга. Данные эти подтверждают то, что не скрывает и само региональное руководство: минувший год с финансово-экономической точки зрения выдался очень тяжёлым. Накопившиеся за много лет проблемы на градообразующих предприятиях – Кондопожском, Сегежском ЦБК, Питкярантском целлюлозном заводе, Надвоицком алюминиевом заводе – прорвались и обрушились как снежный ком.
Результатом стало заметное падение индекса промышленного производства: в начале года он составлял 84 процента. Во втором полугодии, правда, наметился некоторый рост этого показателя. Однако фактически одновременно регион столкнулся с ещё одной серьёзной проблемой: уходом в консолидированную группу налогоплательщиков ряда организаций, в том числе крупнейшего и самого стабильного работающего предприятия – Костомукшского горно-обогатительного комбината. В результате из-за федеральных налоговых новаций регион лишился весьма значительной суммы налоговых поступлений.
В итоге осенью, приступая к формированию бюджета на 2014 год, Карелия оказалась фактически на пороге бюджетного кризиса. Худилайнен пошёл на крайне жёсткие и беспрецедентные меры – подписал указ об экономии бюджетных средств. Он вызвал весьма бурную общественную реакцию, резкие отзывы и полемику в прессе.
Учитывая, что социологические исследования, которые легли в основу интегрального рейтинга, проводились именно в этот период, в ноябре, их результаты были вполне прогнозируемы. В частности, вполне ожидаемы были негативные ответы респондентов на такие вопросы, как «Если говорить в целом, вы довольны или недовольны положением дел в нашей республике?». Равно как и низкие данные рейтинга социального самочувствия также были вполне объяснимы для региона, оказавшегося в режиме жёсткой экономии.
Тем не менее именно непопулярные, но необходимые для стабилизации бюджетного процесса меры в итоге помогли Карелии получить финансовую помощь из федерального центра. Выполнив необходимое условие по оптимизации собственных расходов, республика получила частичную компенсацию выпадающих доходов в размере 758 миллионов рублей. Это позволило относительно спокойно войти в новый бюджетный год. Однако ценой вопроса лично для Александра Худилайнена стало снижение его рейтинга. Это был, безусловно, рискованный и требующий политической воли шаг, с одной стороны. С другой – губернатор на деле продемонстрировал свои приоритеты: бюджетная стабилизация и выполнение социальных обязательств перед жителями региона.
Наталья Александрова, собкор «НВ» в Карелии
мурманск
Марина Ковтун улучшила свой рейтингВ интегральном рейтинге губернаторов глава Мурманской области Марина Ковтун заняла 65–67-е место. Его она делит с главами Курской и Омской области. Все они набрали по 52 балла.
Хотя эту часть губернаторов – «низов среднего уровня», – по мнению экспертов, тоже можно отнести к группе риска. Но всё-таки их положение лучше, чем у глав регионов, вошедших в последнюю группу «Рейтинг ниже среднего».
Кстати, по сравнению с весенним рейтингом Марина Ковтун поднялась на несколько мест вверх и вышла из числа двоечников, что уже можно считать определённым успехом. Позиции губернатора Мурманской области, возможно, были бы выше, однако большую часть картины портят проблемы с заполярным ЖКХ. Смена гарантирующего поставщика, непростая ситуация с котельными, переданными Министерством обороны, жалобы из муниципалитетов. Ситуацию сложно быстро улучшить, тем более что многие её причины накапливались годами предыдущими губернаторами.
Не стоит забывать и об информационной войне, которая активно ведётся в отношении главы Мурманской области после ареста энергетического олигарха Геннадия Шубина. Поэтому фактор освещения деятельности областного правительства в СМИ из рейтинга вообще можно исключить. Слишком необъективная получится картина.
Одним из основополагающих критериев рейтинга является и содействие развитию бизнеса. Однако большинство отраслей заполярной экономики замыкается на решении конкретных федеральных чиновников. В частности, Марина Ковтун и региональные министры не раз пытались убедить их пойти навстречу мурманским рыболовным предприятиям и компаниям. Однако воз и ныне там. Поэтому вряд ли позиция губернатора Мурманской области, представленная в рейтинге, точно отражает действительность.
Марина Калинина, собкор «НВ» в Мурманской области
нао
Игорь Фёдоров из лидеров переведён в аутсайдерыГубернатор Ненецкого автономного округа Игорь Фёдоров оказался в числе 12 глав российских регионов, чья управленческая эффективность и шансы на переизбрание оцениваются экспертами как недостаточные для дальнейшего управления территорией. По мнению составителей «интегрального рейтинга губернаторов», этот показатель может стать лакмусовой бумажкой для Кремля. И это на фоне высоких экономических показателей и повышения продолжительности жизни и снижения смертности населения территории.
Полномочия Игоря Фёдорова, занявшего в рейтинге 72–73-е место на пару с губернатором Пермского края Виктором Басаргиным, на посту главы НАО истекают в начавшемся году. Времени исправить положение у него остаётся совсем немного…
В «группу смерти», как уже окрестили дюжину замыкающих список губернаторов, Фёдоров мог попасть не в последнюю очередь из-за низкой его популярности у местного населения. Похоже, выходец из правительства соседней Архангельской области за время своей работы так и не стал для жителей региона «своим»: рейтинг выживаемости губернаторов составлен на основании опросов Фонда общественного мнения, как бы сдержанно часть экспертов не относилась к «гласу народа». При этом продолжают оставаться непростыми и отношения с соседним Поморьем – в канун Нового года округу вновь были отданы полномочия по исполнению обязательств в соцсфере и сельском хозяйстве.
В итоге Ненецкий автономный округ, регион с самой низкой численностью населения – и самым высоким уровнем инвестиций приходящегося на каждого жителя, – стал одним из самых закрытых в информационном плане не только в СЗФО. По упоминаниям в прессе в 2013 году Фёдоров не только занимает последнюю строчку среди глав регионов округа (он идёт сразу после главы Архангельской области Игоря Орлова), но и одно из самых низких в России (здесь Фёдоров занимает 75-е место). Причём столь низкая открытость главы НАО смущает, судя по всему, не только экспертов Фонда развития гражданского общества, но и население региона, традиционно живущего достаточно оторванной от «большой земли» жизнью.
Алексей Шептунов, собкор «НВ» в Архангельской области и НАО