Раскинулось море... помоек
Петербург оказался в кольце мусорных свалок, которые становятся источником наживы для одних и экологической опасности для других
Петербург оказался в кольце мусорных свалок, которые становятся источником наживы для одних и экологической опасности для других
«Вывезу мусор» – такие объявления можно сегодня встретить на многих водосточных трубах и опорах освещения. Всё чаще за ними скрываются не лицензированные фирмы, а нелегалы. И доставляют они отходы вовсе не на полигоны, а бросают, например, прямо вдоль городских дорог.
Один из последних (по времени) «мусорных» скандалов развернулся в Шушарах. Здесь несанкционированную свалку устроила частная компания «Трансторг» прямо у местного кладбища. Активно завозить строительный мусор сюда стали с лета 2013 года. На кучи обратили внимание местные жители и журналисты, по просьбе которых комитет по природопользованию провёл проверку.
– В результате проверки полностью подтвердилась информация о завозе и сбросе на указанную территорию строительных отходов в виде строительного мусора, грунта, автомобильных покрышек, твёрдых бытовых отходов (включая крупногабаритные отходы), отходов полимерных материалов, – рассказал врио заместителя председателя комитета Алексей Григорьев. – В отношении «Трансторга» возбудили административное дело по статье 8.2, которая предусматривает штраф до 250 тысяч рублей или приостановление деятельности компании до трёх месяцев.
Как только СМИ стали наперебой сообщать о шушарской свалке, владельцы решили… закопать её. А попутно дезавуировать «помойную» историю. Там, утверждали в «Трансторге», планируется строительство гипермаркета, складских помещений и автостоянки для фур. А мусор – вовсе не мусор, а «бой бетона и кирпича для укрепления грунтов стройплощадки». Но как только страсти поутихли, самосвалы вновь устремились на незаконную свалку. Мусор сюда привозят до сих пор.
Пока внимание общественности было приковано к шушарской свалке, новая стала расти вдоль Московского шоссе напротив 3-го Бадаевского проезда. Там твёрдые бытовые, пищевые и другие отходы сбрасывали на площади более 50 гектаров. Примечательно, что экологи из «Зелёного фронта» заметили… даже провалившийся в толщу утрамбованных отходов грузовой мусоровоз марки КамАЗ с логотипом «Спецтранса». Вот только руководство «Спецтранса» открещивалось: мол, это не наша машина.
Название «Спецтранс» мелькало и по другому адресу. На углу Митрофаньевского шоссе и Старообрядческой улицы есть так называемый мусороперегрузочный комплекс бытовых отходов «Ташкентская» автопарка № 1 «Спецтранса» – по сути, огромная свалка, между прочим ближайшая к центру Петербурга. Почему Смольный не предпринимает усилий, чтобы её отсюда убрать, неясно. Комитет по природопользованию лишь смог завести административное дело по факту «захламления земель отходами производства и потребления». А рядом с мусороперегрузочным комплексом, на противоположной стороне Старообрядческой улицы (за Громовским старообрядческим кладбищем), чиновники и вовсе нашли незаконную свалку.
– По результатам проверки... подготовлено исковое заявление к администрации Московского района об обязании проведения работ по ликвидации несанкционированной свалки, – заявила природоохранный прокурор Петербурга Юлия Пыхтырева.
Но незаконные помойки – беда не только города на Неве. Активное строительство жилых кварталов на границе с городом – в Кудрово, Мурино, Новом Девяткино, Буграх – заставляет нечестных подрядчиков скидывать горы бетона и прочего мусора просто на обочины. Например, гору из остатков стройматериалов, которые поступали в промышленных масштабах, обнаружили в деревне Янино-1 Всеволожского района. Там злоумышленники воспользовались тем, что собственник участка появляется тут редко и не следит за ним. Ещё одна свалка находится в районе деревни Заневки. Она образована на землях сельхозугодий. Наверное, хозяева уверены, что им удастся добиться строительства многоквартирного жилья на этом месте, а потому их не заботит отсутствие урожая.
Ещё дальше, между деревнями Старой и Аро, импровизированное сборище строительного мусора создала компания под названием ЗАО «Выборгское». Если верить жителям, землевладелец извлёк из грунта песок и продал его цементному заводу для переработки. Взамен собственник стал свозить в раскоп землю. Как показало расследование, это грунт с проспекта Добролюбова, где проводилась рекультивация под строительство «Набережной Европы».
По словам заместителя городского прокурора Всеволожска Светланы Коряченцовой, проведённая проверка установила наличие на территории ямы, засыпанной глиной, торфом и суглинком. Никакой информации о заражении грунта опасными веществами прокуроры не сообщили, однако уточнили, что на территории найдено значительное количество отходов бытового происхождения: резины, пластика, шифера и другого мусора. По словам госпожи Коряченцовой, нарушено требование закона «Об охране окружающей среды».
Все зарегистрированные, то есть законные, свалки находятся в Ленинградской области, а отходы (особенно строительные) они принимают из Петербурга. По мнению экологов, эта ниша – золотое дно, которое «мусорным королям» и чиновникам невыгодно делать чистым и прозрачным, так как прекратятся серые деньги.
– По моим подсчётам, оборот серых «мусорных» денег составляет около 500 миллионов рублей в год, – говорит руководитель Зелёного креста Юрий Шевчук.
По мнению экологов, бороться же с нелегалами, которые не доезжают до официального пункта приёма отходов, крайне трудно.
– Следить за этим бесполезно, потому что полицейских катастрофически не хватит, – пожимает плечами Шевчук. – Зато есть иные меры, которые сейчас постепенно начинают применять, – например, платить не за вывоз мусора, а за привоз его на пункт.
Председатель экологической организации «Зелёный фронт» Сергей Виноградов утверждает, что есть более простой и очень действенный метод борьбы с незаконными свалками – это арест техники.
– У городского и областного комитетов по природопользованию есть полномочия отправлять технику на штрафстоянку сроком на два месяца, – поясняет Сергей Виноградов. – Отдают технику только в том случае, если в ведомства предоставят документы, что организация имеет право заниматься вывозом. Так, к слову, истребили в области тех, кто незаконно брал песок.
По словам Виноградова, найти хозяина техники не составляет никакого труда. И экологи «Зелёного фронта» вместе с муниципалами периодически этим занимаются. У чиновников, считает эколог, тоже должна быть заинтересованность. Ведь по закону несанкционированные свалки должны за свой счёт убирать муниципалы нижнего уровня, а если они поймают грузовик и вычислят владельца, то через суд деньги, потраченные на уборку помойки, можно вернуть.
Те, кто занимается демонтажем незаконных помоек, считают, что в конечном счёте проблема упирается в отсутствие внятных законов в этой сфере. Другими словами, чтобы избавиться от незаконных свалок и улучшить экологическую обстановку в Петербурге, профильные комитеты должны сами контролировать нарушения экологического законодательства и незаконное размещение отходов. Но главное – нужно организовать места по размещению отходов и взять их под контроль. Однако на данный момент нет внятного регулятора, финансовой политики и законов о переработке и рециклинге отходов.
– Я считаю, что все проблемы находятся в плоскости нежелания принимать решения ни правительством Ленинградской области, ни правительством города. В отличие от Петербурга в Москве эту проблему решили просто, понятно, комфортно. В столице есть лицензированные свалки, есть цена – одинаковая для всех на рынке. Вместе с этим штрафы за незаконное размещение просто астрономические, – отмечает президент группы демонтажных компаний «Размах» Игорь Тупальский.
По его мнению, есть ряд кардинальных мер, которые Смольный может реализовать всего лишь за год. Во-первых, нужно принять такие законы, чтобы заниматься переработкой отходов было экономически целесообразнее, чем просто размещать их на свалке. Во-вторых, нужно допустить возможность открытия новых свалок и ввести жёсткие нормативные санкции против незаконных стихийных полигонов.
В отличие от Петербурга в Москве эту проблему решили просто, понятно, комфортно. В столице есть лицензированные свалки, есть цена – одинаковая для всех на рынке. Вместе с этим штрафы за незаконное размещение просто астрономические.
Игорь Тупальский, президент группы демонтажных компаний «Размах»
между тем…
Сжигать нельзя хранить
Не первый год, ещё со времён губернаторств Владимира Яковлева и Валентины Матвиенко, в городе обсуждается идея создания сети мусоросжигательных заводов. Они, возможно, могли бы отчасти решить проблему мусорных свалок. Однако каждый раз такие предложения сталкивались с масштабной критикой жителей и «зелёных».
По мнению активистов «Гринписа», мусоросжигательная технология приводит к существенному загрязнению атмосферы и росту заболеваемости жителей. В первую очередь речь идёт о росте числа онкологических заболеваний, заболеваний репродуктивной и дыхательной систем, а также об ослаблении иммунитета.
Причина кроется в диоксинах – самых токсичных соединениях, выбрасываемых при деятельности подобных предприятий. Технологий, которые позволили бы исключить их выброс, не существует. «Зелёные» отмечают, что в Европе, где функционируют мусоросжигательные заводы, налажен раздельный сбор мусора. Грубо говоря, использованную бумагу и дерево жечь можно, а вот батарейки или пластик уже нет. Напомним, как недавно писало «НВ», эксперимент по раздельному сбору мусора в Петербурге провалился.
Многолетние разговоры о необходимости Петербургу мусоросжигательного завода иногда не совсем уж бесплодны. Так, городские власти планировали возвести такое предприятие на Волхонском шоссе, 116. Однако губернатор Георгий Полтавченко, которому депутаты доложили об опасениях горожан, поручил отменить стройку и подготовить документы о размещении сжигательной установки на территории полигона Красный Бор в Тосненском районе Ленобласти. Что, разумеется, вызвало протесты уже тосненцев. Власти Ленобласти несколько раз предпринимали попытки отдать под спецполигон разные участки в Кировском и Тосненском районах, однако каждый раз вынуждены были отступать. По-видимому, чтобы город не превратился в помойку, чиновникам вместе с «зелёными» ещё предстоит прийти к компромиссу.
реплика
Отсортировывать нужно не мусор, а чиновников и коммерсантов
Владимир Владимиров, обозреватель «НВ»
Мусорная проблема многогранна, как искусно огранённый бриллиант, а по деньгам она дороже любых алмазных копей. Каким должен быть сбор мусора – смешанным или раздельным? Как организовать его вывоз, чтобы машины разгружались на полигонах, а не на лесных тупичках или прямо на обочинах? Строить новые заводы по «сжигательной» или традиционной технологии? А может, вовсе не строить, а просто расширять существующие мусорные полигоны?
Все эти технические проблемы, впрочем, давно можно было решить, чай, не теорема Пуанкаре. Мешает клубок финансовых противоречий. К примеру, если бы водитель мусоровоза получал деньги (или денежный документ), лишь привезя мусор официальному переработчику, у него не было бы желания вывалить свой груз в ближайшем тупичке. Но это невыгодно нашим влиятельным «Спецтрансам», которые сейчас по-хозяйски распоряжаются почти всеми «мусорными» деньгами и которых не волнует, довёз ли их водитель груз до места назначения.
Проблема раздельного сбора тоже яйца выеденного не стоит: дайте людям хоть какую-то льготу за отсортированный мусор – тарифы снизьте, клумбу во дворе пообещайте за счёт того же «Спецтранса» сделать. А то как-то не по-партнёрски получается: сами мусорщики миллиарды зарабатывают, а как помощь людей нужна – то только к сознательности взывают.
Отдельная тема – полигоны и заводы. Это тоже огромные деньги. Недаром была история, когда один из прежних председателей жилищного комитета лично повёл ОМОН на штурм мусороперерабатывающего завода, который в тот момент принадлежал «не тем» людям. Новые хозяева его, кстати, тут же развалили.
Повторим: в плане технологий никаких мусорных проблем не существует: всё давно уже придумано, проверено, выбирай любой вариант. Проблема только в том, что никто не хочет слезать с финансовых потоков и у всех мусорных королей есть свои покровители и лоббисты в городских структурах. Так что для начала хорошо бы их, как мусор в цивилизованных странах, отсортировать: коммерсантов отдельно – чиновников отдельно.