«Красота и талант рифмуются очень редко»

Независимая актёрская премия имени народного артиста СССР Владислава Стржельчика вручалась (в пятнадцатый раз!) в день его рождения – 31 января. Ежегодно этой наградой отмечают артистов, в творчестве которых очевидны масштаб дарования, сценическая культура, широта исполнительского диапазона, самоотдача и подлинная духовность

Независимая актёрская премия имени народного артиста СССР Владислава Стржельчика вручалась (в пятнадцатый раз!) в день его рождения – 31 января. Ежегодно этой наградой отмечают артистов, в творчестве которых очевидны масштаб дарования, сценическая культура, широта исполнительского диапазона, самоотдача и подлинная духовность.

Церемония проходила в Доме актёра им. К.С. Станиславского. Проходила традиционно. На заднике сцены – портрет Владислава Стржельчика. На авансцене – ведущий, на сей раз – Валерий Дегтярь. А в переполненном зале – «ба, знакомые всё лица!»

– В этот день мы, единая большая театральная семья Петербурга, стараемся быть вместе, – заметил Валерий Дегтярь. – Получается не всегда: спектакли, репетиции, гастроли… И тем не менее, кто смог прийти, сегодня здесь.

Нетрадиционным было то, что церемонию открыл бард. Александр Городницкий, вся юность которого прошла «под знаком театра Георгия Александровича Товстоногова, где блистал Владислав Игнатьевич Стржельчик». Он исполнил своих легендарных «Атлантов». Прозвучали стихи Ольги Берггольц в исполнении актрисы БДТ Александры Куликовой – дань памяти героическим защитникам и жителям блокадного Ленинграда, 70-летие освобождения которого отмечалось пятью днями раньше. И выступление театра пластики рук Hand Made также было посвящено этой знаменательной дате. Его руководитель Андрей Князьков – лауреат премии имени Владислава Стржельчика.

Дважды демонстрировалась (на экране) нарезка видеофрагментов театральных, теле- и киноработ Владислава Стржельчика, позволяющая ещё раз убедиться, каким уникальным артистом он был. Звучала классическая музыка, Валерий Дегтярь читал стихи Давида Самойлова…

Михаил Боярский, Николай Мартон и Сергей Паршин вручили диплом «Благодарность» одному из ведущих офтальмологов нашего города, сотруднику петербургского филиала клиники «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Фёдорова заслуженному врачу России Эмме Сапегиной, которая, по словам Боярского, «вернула зрение, вновь открыла глаза на мир десяткам, сотням наших коллег».

Жюри премии имени Владислава Стржельчика – постоянное: режиссёр Людмила Шувалова (вдова Владислава Игнатьевича), артисты Алиса Фрейндлих и Олег Басилашвили – он вошёл в состав после смерти Кирилла Лаврова.

На церемонии отсутствовал только Олег Валерьянович, как сказала Алиса Фрейндлих, по каким-то неотложным делам. Она же назвала «нашу премию» маленькой, скромной, но изящной.

– Пятнадцать лет мы трудимся честно, чисто и согласованно, – сказала Алиса Бруновна, выйдя на сцену для того, чтобы объявить имя нового лауреата. – И несмотря на аномальные морозы и аномальную сегодняшнюю режиссуру, всё-таки наше актёрское поле продолжает родить. Мы смотрим спектакли и, как в школе, один пишем – два запоминаем, или два пишем – три запоминаем. И находим всё новые и новые талантища. Сегодняшний лауреат – актриса, которая очень рано и внятно заявила о себе, это лишнее свидетельство того, что такое хорошая школа и что такое сразу попасть в хорошие руки. Думаю, Владислав Игнатьевич был бы несомненно доволен, потому что такие удивительные вещи, как талант и красота, рифмуются очень редко. Ксения Раппопорт!

Ксения Раппопорт окончила Петербургскую театральную академию (её учитель – Вениамин Фильштинский) и была приглашена в Малый драматический театр – Театр Европы, актрисой которого является и в настоящее время (художественный руководитель – Лев Додин). Ныне она – заслуженная артистка России. Роли Ксении Раппопорт отличаются тонким психологическим рисунком, ярким темпераментом, аристократизмом и той завораживающей тайной перевоплощения, которая присуща истинному таланту.

Ксения казалась смущённой, даже несколько растерянной – словно бы впервые вышла на сцену. Говорила она, обращаясь то к Алисе Фрейндлих, то к залу:

– Это, конечно, чувство ненормальное и аномальное слышать такие слова от вас, Алиса Бруновна, и понимать, что премию мне присудили люди, которые для меня являются абсолютными кумирами, небожителями и богами. Они посмотрели на Землю, и взгляд их упал на меня… Пусть простят меня все мои остальные театральные премии, эта – самая драгоценная. Потому что она носит имя величайшего артиста, который олицетворяет собой эпоху, время, когда настоящая культура творилась каждый день и даже каждую минуту.

Ксения Раппопорт также сказала, что её трёхлетняя дочь родилась в один день с Владиславом Игнатьевичем…

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.