«Я писал судьбу Аллы Пугачёвой»

Популярный поэт-песенник Илья Резник рассказал «НВ» о том, почему он до сих пор не обрёл своего жилья в Москве, но при этом считает себя счастливым человеком

 

Популярный поэт-песенник Илья Резник рассказал «НВ» о том, почему он до сих пор не обрёл своего жилья в Москве, но при этом считает себя счастливым человеком

На днях в Мюзик-холле состоялась премьера мюзикла Александра Зацепина «31 июня» (по повести Джона Пристли). Постановку осуществил с петербургским театром «Карамболь» режиссёр Борис Павлович. Автор идеи – Ирина Брондз. Многие помнят популярный фильм 1978 года с таким же названием и несколько музыкальных хитов, которые он подарил. И вот спустя 35 лет Зацепин сочинил уже для театральной постановки ряд новых композиций. А написать стихи был приглашён один из самых известных в нашей стране поэтов-песенников Илья Резник. Надо признать, мюзикл довольно сильно отличается от фильма: он осовременен, в руках героев появились мобильные телефоны… Но главные смыслы не поменялись. Любовь что в сегодняшнем мире, что в параллельной реальности, где существует 31 июня, – всё равно побеждает и торжествует. С этой темы мы и начали наш разговор с Ильёй РЕЗНИКОМ.

– Илья Рахмиэлевич, стихи у вас льются потоком – выпускаете книжки, читаете молитвы со сцены, сонеты, сочиняете гимны. Возраст поэзии не помеха?

– Ну, может быть, кто-то к 75 годам и утрачивает свежесть мысли и азарт, а у меня действительно творчество «прёт». Думаю, потому, что со мной рядом уже пятнадцать лет моя жена Ирина. Она мой самый настоящий друг, партнёр, советчик, помощник, любимый человек. Я живу с радостным ощущением перспективы, каких-то планов, целей. Я счастливый человек.

– А везунчиком себя считаете? Всё-таки вам довелось работать с самыми звёздными эстрадными певцами нашей страны – Пугачёвой, Леонтьевым, Вайкуле...

– Не только мне их, но и этим звёздам стоит меня поблагодарить. Кого-то именно сотрудничество со мной и сделало звёздами. Это такой взаимный процесс. А везунчиком я себя не считаю. Как сказал Иосиф Кобзон, я не капитализировал своё имя. В материальном смысле. Мало кто верит, но вот ведь у меня нет своего жилья в Москве. Мы с Ириной снимаем дом в Подмосковье. Почему? Потому что мы люди добрые и щедрые, содержим родителей, детей, внуков, других родственников. Подбираем бездомных собак, кошек. И когда приходят приличные гонорары, всё равно эти суммы распыляются. Летом в Ялте у меня были два концерта. Одна женщина, сыну которой надо было пересадить почку, подошла к Ирине после концерта и попросила помочь. Гонорар от концертов мы перечислили этой женщине. Но... при всём этом хотелось бы для себя более стабильного материального положения.

– О чём-то в жизни жалеете?

– Что много энергии и сил ушло на преодоление сопротивления, на то, чтобы меня признали. Помню, в родном Питере в 1973 году был мой первый авторский вечер. В афише были обозначены Эдита Пьеха, Ирина Понаровская, Людмила Сенчина, Сергей Захаров, ансамбль «Дружба». Они исполняли песни на мои стихи. Но моё имя написали самым мелким шрифтом внизу афиши по распоряжению отдела культуры обкома КПСС. Правил тогда Романов. Меня запрещали на радио, на телевидении, не хотели принимать в Ленинградский союз писателей, несмотря на то что была рекомендация Сергея Михалкова.

– Что было причиной?

– Думаю, за этим стояла ревность к песенной поэзии, к моим успехам. Только когда перебрался в столицу, многие годы спустя по настоянию Риммы Казаковой я был принят в Союз писателей Москвы.

– Как вы стали народным артистом Украины?

– У меня два года назад в Киеве был большой концерт. Три президента пришли, нынешний и бывшие: Янукович, Кравчук и Кучма, а с ними всё правительство. Заглянули минут на 40, а остались смотреть и слушать все два с половиной часа. Получился очень тёплый вечер – песни на мои стихи пели украинские певцы, ощущалась такая кровная связь Украины и России... Моё приветствие Украине заканчивалось так: «Желаю вам мира и счастья, я Киев люблю и Москву. Тверская впадает в Крещатик, а Днепр впадает в Неву». В моей судьбе со времён Советского Союза было немало украинских исполнителей: Юрий Богатиков, Евгений Мартынов, София Ротару. Уж не говорю об Иосифе Кобзоне, кабаре-дуэте «Академия», Людмиле Сенчиной, Наташе Королёвой. Они все родом с Украины.

– Переживаете по поводу того, что сейчас делается на Украине?

– Я чувствую боль за эту страну. Не дай бог, к власти придут националисты, фашисты. К сожалению, там сопротивление очень слабое пока. И ведут себя националистически настроенные группировки очень агрессивно. Того, кто мирно протестовал, вытеснили радикалы. Наверное, есть повод, чтобы протестовать: уровень жизни, коррупция, но это же наблюдается во многих странах, и не везде происходят революции. Я счастлив, что нашей стране России наконец-то повезло с президентом.

– Каким образом возникло сотрудничество с театром «Карамболь»?

– Поставить мюзикл «31 июня» – идея художественного руководителя Ирины Дмитриевны Брондз. Она меня нашла в Ялте прошлым летом, где я отдыхал с женой в санатории. Приехала, привезла сценарий, варианты арий, сцен. Предложила мне превратить одну из сцен в диалог. И я стал писать запоем уже в Ялте. Продолжил в Москве. Это было очень интересно.

– Композитор Александр Зацепин живёт в Париже. Как вам приходилось общаться?

– По интернету – по почте, по скайпу – пересылали партитуры, стихи. Он делал аранжировки. Я предлагал варианты. Долгий, конечно, процесс. По сути, в готовом виде я услышал мюзикл только на премьере в Петербурге. С Александром Сергеевичем работалось прекрасно. Он высокий профессионал.

– Чем поэт-песенник отличается от поэта не песенника?

– Просто поэтов хоть пруд пруди. А поэтов, которые работают в песенной поэзии, – единицы, это те, кто может впитать в себя музыку и выдохнуть её со стихами. А бывает, что и не поэты, и не песенники. Пишут песенки, которые живут два-три месяца, пока оплачивается эфир. Песенная поэзия сублимированная, очень сложная. Должна быть гениальная простота, а не примитив. Тогда песни живут долго. Многим моим песням уже по 30–40 лет. Их до сих пор поют: «Золушка», «Звёздное лето», «Журавлик», «Яблони в цвету», «Маленькая страна», «Бабушка рядышком с дедушкой», «Старинные часы»... У нас были великие поэты-песенники: Михаил Танич, Леонид Дербенёв, Роберт Рождественский, Михаил Пляцковский. Остались сегодня единицы. А на всю Украину один только Юра Рыбчинский.

– Возможно, вам помогло стать поэтом-песенником то, что изначально вы по профессии актёр?

– Это помогало. Я – в предлагаемых обстоятельствах. Много лет я писал судьбу Аллы Пугачёвой, я проживал её любови, страсти, разочарования, радости. Написал для неё 71 песню. У нас было золотое трио: Пугачёва, Паулс и я. Таким же образом я писал для Лаймы Вайкуле, Валерия Леонтьева, Володи Преснякова. Происходило внутреннее срастание. Они говорили моим языком о том, что чувствовали.

– Вы пишете в основном по заказу? Или о том, что наболело?

– По-разному. Песня «Служить России» появилась после поездки в Чечню в 2000 году, после общения с президентом Владимиром Путиным. Тогда министр обороны предложил: «Напишите что-нибудь для армии». С того момента и пошли песни патриотического звучания, появился цикл: «Рабочие войны», «Президентский полк», «Тревожный вальс», «Против Третьей мировой», «Не отрекайся от страны».

– Вы пишете на компьютере?

– Нет, только ручкой. И по ночам. Обложусь бумагами, лежу в темноте. Строчки начинают приходить, я свет включаю и записываю. Потом снова свет гашу. И так до утра. А уже в память компьютера стихи мне помогает переносить Ирина.

– Вы прожили ребёнком полтора года в Ленинграде во время блокады. Играли на сцене Комиссаржевки несколько лет. Чувствуете сроднённость с городом?

– Ещё бы. Правда, на празднование Дня освобождения от блокады меня почему-то ни разу не приглашали. А из Комиссаржевки всякий раз звонит директор театра Виктор Новиков и просит написать стихи по разным поводам, в том числе к открытию сезона. И тогда печатаются 850 программок с моими стихами и каждому зрителю кладутся на кресло. Так я существую в этом театре. А ещё я сочинил русскую версию современной оперы «Декабристы», музыку к которой написал Риккардо Коччианте, известный всему миру как автор «Нотр-Дам-де-Пари». Было бы исторически оправдано, если бы эта постановка осуществилась здесь, в Санкт-Петербурге.

– Вы много раз отец. Как общаетесь с детьми?

– Они все взрослые, но я по-прежнему им помогаю. У меня есть внук Илюша Резник. Горжусь успехами старшего сына Максима, особенно когда сижу в зале на отличном спектакле «Вредные привычки», где заняты Сергей Шакуров и Даниил Спиваковский. Максим сделал отличную адаптацию пьесы Филиппа Лелюша к нашей российской жизни. Я молод, как и мои дети. И у меня ощущение, что жизнь в самом расцвете.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.