Алиса возвращается в прошлое

На Новой сцене БДТ состоялась премьера спектакля «Алиса», в котором главную роль исполнила Алиса Бруновна Фрейндлих

На Новой сцене БДТ состоялась премьера спектакля «Алиса», в котором главную роль исполнила Алиса Бруновна Фрейндлих.

Мы, зрители, застаём Алису (персонаж Фрейндлих – её тёзка) застрявшей в лифте. Она жалуется то ли нам, то ли диспетчеру, то ли самой себе, что уже много-много лет страдает бессонницей. Первый акт спектакля Андрея Могучего играется в зазеркалье, по ту сторону сцены. Художник Мария Трегубова поменяла местами актёров и зрителей, временно поместив первых в партер, а вторых – на сцену. Декорации этой части походят на кремовый торт. Ярусы зрительного зала и позолоченные канделябры укутаны белыми полотнищами, словно залиты густыми сливками. В центре сладкой композиции – Алиса Фрейндлих, взрослая Алиса, квартиру которой оккупируют персонажи книги Льюиса Кэрролла. Тут есть и чокнутый Шляпник (Валерий Ивченко), и Шалтай-Болтай (Андрей Шарков), и Кролик (Анатолий Петров), и Додо (Георгий Штиль), и Король (Евгений Чудаков), и Королева (Ируте Венгалите), и прочие персонажи, которых все помнят с малых лет.

Во втором акте, как во время сумасшедшего чаепития, все снова пересаживаются. Актёры теперь сидят среди зрителей. Кто-то пристроился за деревянным круглым столом, кто-то возле унитаза (да-да, он тоже есть, скромно ютится в стороне), на диванах вальяжно лежит Додо, между мебелью носится суетливый Кролик, который открывает парад последующих исповедальных монологов. Кролик расскажет о том, как в молодости жена узнала о его любовнице, Шалтай-Болтай – о том, как потерял близких друзей, Шляпник вспомнит, как в детстве до заикания напугал одну девочку...

В этот момент в партер-квартиру войдёт Королева, которая окажется Королевой-матерью. Матерью Алисы. Королева в прошлом была актрисой, увлечённой карьерой и забывшей о своей дочери, которая писала ей нежные письма, но не отправляла их из страха быть непонятой.

Нужно ли перечитывать кэрролловскую Алису перед спектаклем? И да, и нет. Перечитав, вы с большим удовольствием будете узнавать цитаты из Кэрролла вроде: «Если не знаешь, что сказать, говори по-французски!», «Когда идёшь – носки ставь врозь!», И помни, кто ты такая!». С другой стороны, текст постановки «Алиса», написанный Могучим в соавторстве с драматургами Сергеем Носовым и Светланой Щагиной, – самостоятельное художественное произведение, благодаря которому спектакль превращается в психотерапевтический сеанс.

Посредством одной лишь театральной реконструкции событий давно прошедших дней Алиса возвращается в своё прошлое. Процесс этот болезненный, ведь всплывают все детские обиды и страхи. Блокада (в первом акте уют квартиры Алисы нарушит печка-буржуйка), бомбёжки (такие, что оборвётся роскошная хрустальная люстра), война, уход отца из семьи, равнодушие матери-актрисы... В этот момент мимо проскачет Кролик в чёрном пиджаке, но с пушистой белой головой и винтовкой в руках. «Всё г…но!» – прокричит Шалтай-Болтай. А Поросёнок, Который Стал Человеком (Геннадий Богачёв), запрёт дверь квартиры. Отсюда нет выхода. От себя не спрятаться.

Всё это приснилось (или привиделось?) Алисе, пока она сидела в лифте между 4-м и 5-м этажами. Но заперта она не в его обшарпанной кабине, а в своих мучительных воспоминаниях, тех самых, которые многие годы крадут её сон. Текст Льюиса Кэрролла был лишь поводом вспомнить. Вспомнить всё.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.