Крутой маршрут
Правоохранительные органы и власти Коми пытаются разобраться в причинах роста ДТП на дорогах республики
Правоохранительные органы и власти Коми пытаются разобраться в причинах роста ДТП на дорогах республики
Игорь Бобраков,
собкор «НВ» в Коми
Нынешняя зима в Коми стала весьма горячей для сотрудников ГИБДД и МЧС. Сообщения об авариях на дорогах республики напоминают сводки военных действий. Только за январь число погибших в дорожных авариях достигло двадцати человек. Подобного в регионе ещё не случалось.
Смертельный таран произошёл 7 января на 763-м километре автодороги Сыктывкар – Киров, где пассажирский автобус, выполнявший рейс из столицы Коми в село Ношуль, столкнулся с иномаркой. Легковая машина разбилась всмятку, четыре человека в ней погибли. 19 пассажиров автобуса получили травмы различной степени тяжести. Спустя несколько дней на дороге Усть-Кулом – Керчомья – Гайны лесовоз налетел на «Ниву». Три человека погибли, один с травмами госпитализирован. А спустя сутки неподалёку от Сыктывкара на оживлённой трассе, соединяющей центральную часть города с удалённым Эжвинским районом, столкнулись сразу пять автомобилей. В результате несколько человек получили травмы, один погиб. На этой же трассе произошла ещё одна трагедия, всколыхнувшая даже федеральные СМИ. Машина скорой помощи вылетела на полосу встречного движения и столкнулась с «Нивой». Погибла 26-летняя Анастасия Мальцева – фельдшер «скорой», ещё девять человек серьёзно пострадали, среди них ребёнок. Оставшийся в живых водитель «скорой» утверждает, что во всём виновата колея, но при этом он более чем на 20 километров в час превысил разрешённую скорость.
И всё это – за короткий период времени на территории, где не так много и людей, и машин! Власти и правоохранительные органы Коми начали искать причину бедствий, и первыми в список виновных попали дороги. В частности, злосчастная трасса Сыктывкар – Эжва. После второго ДТП со смертельным исходом временно исполняющий обязанности главы республики Вячеслав Гайзер поручил мэру Сыктывкара Ивану Поздееву срочно ограничить скоростной режим на этой дороге и провести полное обследование состояния трассы.
– Что ни день – информация о новых происшествиях на этой дороге. И всё чаще – с пострадавшими. До тех пор, пока город не подтвердит вместе с привлечёнными общественниками, что трасса в порядке, скорость надо ограничить. Жизни людей важней, чем те несколько минут и миллионы рублей, что придётся потратить дополнительно на дорогу, – заявил губернатор.
Городские власти немедленно принялись исполнять поручение руководителя республики. На трассе установили дорожные знаки, ограничивающие скорость до 40 километров в час, а спецмашины на отдельных участках сняли примерно пять сантиметров асфальта, чтобы покончить с колейностью, возникшей в результате резких перепадов температуры осенью прошлого года.
Однако сами водители к ограничению скорости на отдельных участках опасной трассы отнеслись скептически: теряя время в одном месте, приходится навёрстывать упущенное в другом. И теперь уже там создаётся опасная ситуация. Впрочем, Иван Поздеев признался, что эту проблему можно решить, если дорогу сделать четырёхполосной (сейчас здесь три полосы) и поставить разделительное ограждение. Правда, проект требует больших затрат.
Иначе видит проблему республиканский министр внутренних дел Анатолий Жуковский. Выступая на расширенном заседании коллегии МВД по Коми, он заявил: причина многочисленных ДТП – в менталитете наших водителей.
– Выезжает россиянин за границу и сразу начинает соблюдать правила дорожного движения. Потому что там от ответственности не уйдёшь. Если не полицейские, то сами водители остановят. У нас, наоборот, едут люди, а им встречные сигналят, мол, впереди сотрудник ГИБДД.
Свою точку зрения высказал и прокурор республики Сергей Бажутов. Он в этой сложной проблеме видит комплекс причин. Первая – низкий уровень подготовки кандидатов на получение водительских удостоверений. По его словам, 15 процентов всех ДТП, в которых погибают люди, происходит по вине водителей со стажем менее трёх лет. Вторая причина – управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения. Хотя штрафы за управление автомобилем в нетрезвом виде резко возросли, количество ДТП, совершённых пьяными водителями, всё равно выросло. И наконец, третья причина – необеспечение принципа неотвратимости наказания. Например, в Койгородском районе 102 правонарушителя так и не отбыли назначенные судом сроки лишения свободы, из них 37 – за нарушения правил дорожного движения.
– Четыре уголовных дела о преступлениях, где последствием нарушений правил дорожного движения стала смерть граждан, были в 2013 году прекращены в связи с примирением сторон. Права погибших реализовывали их близкие родственники. Однако я не уверен, что во всех случаях такие решения справедливы и что сами погибшие дали бы такое согласие в отношении виновников своей гибели. Наверное, это и есть одно из проявлений равнодушия в нашем обществе, – заметил Сергей Бажутов.
А пока чиновники ищут выход из ситуации, сводки о новых ДТП и пострадавших в них продолжают поступать. Но они почему-то не пугают водителей, нарушающих правила дорожного движения. Иногда ценой чьей-то жизни.
У нас почти все аварии происходят из-за превышения скорости. Создаётся ощущение, что водители воспринимают всё как компьютерную игру, в которой у них есть две запасные жизни.
Иван Поздеев, глава администрации Сыктывкара
Как бы мы санкции ни усиливали, всегда остаются лазейки. Нарушений ПДД становится меньше, но наши люди по-прежнему рассчитывают, что им повезёт, что их не поймают, что их не оштрафуют. Рассчитывают на авось.
Анатолий Жуковский, министр внутренних дел Коми
ну и ну!
Женщина прокатила инспектора ГИБДД на капотеВ ближайшее время в Удорском районном суде будет разбираться дело местной жительницы, попытавшейся избежать наказания за нарушение правил дорожного движения и уехать с места происшествия вместе с полицейским.
Случилось это в конце прошлого года, когда два инспектора дорожно-патрульной службы Удорского района остановили автомобиль, на переднем пассажирском сидении которого находился ребёнок без специального кресла. Водителя – 50-летнюю даму – инспекторы пригласили в патрульный автомобиль для составления протокола.
Однако дама не пожелала выполнять требования сотрудников ГИБДД, тронулась с места и наехала на стоявшего перед её автомашиной инспектора. С лежащим на капоте полицейским дама проехала почти полсотни метров, после чего путь ей преградила машина ДПС.
Теперь даме предъявлено обвинение в применении насилия в отношении представителя власти и грозит наказание до пяти лет лишения свободы.