«Комедия для меня – способ самопознания»

Актёр Алексей Чадов считает, что второсортных жанров не бывает, главное – не становиться заложником одного из них

Актёр Алексей Чадов считает, что второсортных жанров не бывает, главное – не становиться заложником одного из них

Кажется, Алексей Чадов из тех актёров, которым все жанры подвластны. И суровая драма, как «Война» или же «Девятая рота», и лёгкая комедия положений, как «Любовь в большом городе». А ещё в его послужном списке – популярные «Дозоры» (Чадов сыграл роль вампира), костюмированная драма «Слуга государев» и даже биографическая лента «Чемпионы». А среди последних премьер к ним прибавился именитый кинематографический долгострой «Вий» по повести Гоголя, который шёл к зрителю немалых семь лет…

– Вы снимались в самых разноплановых картинах и, кажется, везде преуспели. Но как вы сами считаете, может ли нынешняя комедия быть для актёра выигрышной?

– Думаю, любая качественная комедия – такой же серьёзный вызов профессиональному актёру, как драма шекспировского уровня. Тот же Шекспир помимо «Гамлета» и «Короля Лира» создал и «Двенадцатую ночь», и «Укрощение строптивой» – такие же нетленные, востребованные как в театре, так и в кино произведения. Комедия не может быть второсортным жанром. Не жанр определяет качественную сторону того или иного кинопродукта, а люди, принимающие самое активное, живое и непосредственное участие в создании этого продукта. Я убеждён, что «Любовь в большом городе» – та комедийная сага, участием в которой можно и должно гордиться. Это фильмы, в которых разумное, доброе и вечное преподносится в шутливой форме, за которой кроется серьёзная мысль. Мне такие смысловые зацепки нравятся. Мне вообще нравятся фильмы с серьёзной сердцевиной.

– Однако вы стараетесь искать себя в других жанрах...

– Комедия для меня – способ самопознания: творческого, профессионального, но не самоцель – это точно. Можно испытывать себя в этом жанре, который одни считают лёгким, другие – пафосным. Можно, но лишь до той степени, пока ты сам не начнёшь осознавать, что с каждым шагом, с каждым кадром становишься заложником комедийных образов и обстоятельств. Для меня участие в фильмах цикла «Любовь в большом городе» – несомненно, этапный момент в творческой биографии, да и просто в личной жизни, но необходимо двигаться дальше. Вообще, актёру замыкаться в рамках одного жанра не стоит. Нужно пробовать всё, переживать самые разные эмоции, проживать самые разные жизни, которые тебе предлагает кинематограф. И, слава богу, фильмы, позволяющие это делать, снимаются – как тот же «Вий», как «Чемпионы»…

– Почитать ваши интервью, так для вас каждая работа – этапного свойства...

– Совершенно верно. Это испытание на прочность моего актёрского «я». Такими этапными в моей жизни были «Война» – серьёзная, вдумчивая картина, основательная заявка на изучение темы современной войны. И «Ночной дозор» и «Дневной дозор», в которых фантастика основательно выходит за рамки элементарного понимания жанра. Сниматься там было приятно по множеству причин – это и режиссура, и актёрская компания, и идея фильма. Для меня это был хороший профессиональный этап актёрского развития. Таким же этапным, но чрезвычайно сложным выдался проект «Живой», который берёт за душу своей темой и внутренней энергетикой. Точно так же и комедийная трилогия «Любовь в большом городе» стала этапной в моей биографии. Но теперь надо смотреть вперёд, искать новые для себя темы, новые ситуации, новые сценарные разработки.

– Одной из которых стал «Вий».

– Бесспорно. Наконец-то этот долгожданный фильм вышел на киноэкраны, я очень рад этому. То, что фильм чрезвычайно долго шёл на киноэкраны, говорит лишь о вдумчивости и скрупулёзном подходе его творцов к созданию картины, и не более того. Ведь это очень необычный проект, преисполненный дерзких амбиций и смелых претензий. Причин подзадержать выход ленты было много. Тут и довольно-таки сложный литературный первоисточник, и непростая технологическая оснастка картины, где система 3D играет немаловажную роль, и грандиозные декорации, и невероятно сложный, насыщенный грим. Я даже рад, что продюсер фильма Алексей Петрухин не запустил фильм в широкий прокат раньше, будучи очень требовательным и к себе, и к той неимоверной работе, которую мы все проделали. Если бы картина вышла раньше, она бы многого лишилась из того, что со временем в неё привнесли создатели. Она была бы проще, а значит, хуже. Но Алексей Петрухин пошёл на беспрецедентный шаг: он почти полностью переснял фильм.

– Трендовым явлением современного кино стали свежие экранизации классических произведений – те же «Отверженные» Тома Хупера или же «Анна Каренина» Джо Райта. Теперь с вашей помощью и гоголевский «Вий» обрёл новую киножизнь. Вопрос простой и сложный одновременно: зачем?

– Думаю, это почти что риторический вопрос. На него сложно ответить однозначно. Экранизации литературных произведений, особенно таких сложных, насыщенных персонажами и сюжетными коллизиями, как «Вий», всегда вызывали интерес – как у читателей, так и у зрителей. А сегодня, в условиях острейшего дефицита достойных историй, это стало ещё актуальнее. Частенько сталкиваюсь с тем, что режиссёры и продюсеры поругивают современных сценаристов: где, мол, удобоваримый материал для добротного фильма? А тут сам бог велит – бери с библиотечной полки хорошую, зачитанную почти что до дыр книжку, с продуманным сюжетом, разработанными характерами, ситуациями – и дерзай, экранизируй. «Вий» – классическое подтверждение слов, что если за хорошую книжку взяться основательно (в плане её экранизации), получится такое же серьёзное, основательное кино.

– Известно, съёмки «Вия» 1967 года не обошлись без таинственных и даже мистических ситуаций. Было ли у вас что-либо подобное на съёмочной площадке?

– Главное проявление мистики нашей картины – в том, что она вообще вышла на экраны (смеётся). Так, производство кинокартины было приостановлено в самый кризис почти на два года, после чего было решено всё полностью переделать, переснять с использованием новейших технологических разработок, той же технологии 3D. Этот фильм находился в производстве без малого семь лет и за это время воистину прошёл огонь, воду и медные трубы. И в том, что он наконец-то добрался до экранов, есть что-то мистическое.

– Если бы про вашу жизнь снимали фильм, каков был бы жанр – драма, комедия или нечто иное?

– Чтобы о тебе начали снимать кино, для начала нужно быть чрезвычайно амбициозным и отчасти самовлюблённым человеком. А этого во мне точно нет. Фильм о себе – нешуточная заявка. Если учесть, что я человек эмоциональный, противоречивый, то романтическая трагикомедия с элементами приключенческого экшена больше всего подходит, однако подобного жанра в кино не существует. А если серьёзно, моя персона не настолько ещё масштабна, чтоб обо мне слагать легенды, снимать кинофильмы. Биографические ленты – большая ответственность – как тех, кто снимает эти ленты, так и тех, о ком снимают. Я же пока просто актёр. Хороший или плохой – не мне судить, а вам.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.