Отцы и деньги

Полицейские Пушкинского района задержали мошенника, вымогавшего деньги у пенсионеров

Полицейские Пушкинского района задержали мошенника, вымогавшего деньги у пенсионеров

Оперативники Пушкинского ОМВД задержали мошенника, который использовал для личного обогащения самый жестокий и, увы, беспроигрышный приём – играл на чувствах пожилых родителей. Испуганные и растерянные люди, первой мыслью которых было желание помочь попавшему в беду сыну, безропотно отдавали деньги преступнику и лишь потом спохватывались. А начиналось всё с телефонного звонка.

– Алло, папа, ты? Слушай, у меня мало времени, я попал только что в аварию, мне сейчас нужны деньги, чтобы не сесть в тюрьму. Когда сможешь подвезти? – в телефонной трубке 76-летнего жителя Пушкина звучал голос, похожий на голос сына.

– Какая авария? Какие деньги? Сколько? Кому подвезти? Сынок, только не бросай трубку! – в голове у пенсионера сразу начала вырисовываться ужасающая картина: его сын стоит один на один со своей бедой где-нибудь на оживлённой автомагистрали рядом с изуродованной машиной, тут же рядом лежит пешеход, стоят полицейские, и его мальчик во всём этом виноват!

– Необходимо 800 тысяч рублей, только срочно. Сегодня же! – речитативом произносит «сын». – Передай их мне через знакомого, через 20 минут он тебя будет ждать у подъезда. Всё, больше говорить не могу.

Далее следуют продолжительные гудки и пожилой мужчина медленно начинает сползать по стенке, схватившись за сердце… На уме одна за другой проносятся мысли: «Может, это ошибка? Да нет, вроде сын говорил! Откуда же у меня столько денег? Единственный выход – занять у друзей и знакомых. Может, самому к сыну поехать? А какой смысл? Да и куда ехать, неясно». Ясно для жителя Пушкина на тот момент было одно – сына надо выручать максимально быстро и сделать это так, как он и просил, – передать деньги через его знакомого.

И действительно, ровно через 20 минут у подъезда пятиэтажки стояла старенькая иномарка. За рулём сидел паренёк лет 25–30, именно он и представился приятелем сына. Некоторые сбережения у пенсионера были на банковской карте, поэтому он, даже не расслышав до конца имени водителя, запрыгнул на пассажирское сиденье и попросил быстрее мчаться к банкомату. Хозяин автомобиля молчал. Лишь изредка он напоминал дедушке, что «ДТП крайне серьёзное» и поэтому «срок у сына может быть хороший».

Притормозив у банкомата, мужчины поехали на работу к дедушке. Исчезнув в дверях какого-то предприятия, он всё с тем же ошарашенным видом вернулся через 10 минут назад – в руках был газетный свёрток.

– Вот, держите, здесь почти 700 тысяч, коллеги помогли, – пояснил мужчина. – Сейчас ещё к одной знакомой подъедем, у неё тоже должны быть деньги, она болеет, на лекарства постоянно копит.

Автомобиль снова рванул с места. Теперь малообщительный молодой человек вёз куда-то на окраину Пушкина перепуганного насмерть пенсионера, у которого, к слову, самого постоянно не хватает денег на лечение из-за перенесённого недавно инсульта. История повторилась. Через некоторое время пожилой мужчина сел обратно в машину с очередной пачкой денег.

– Вот последнее, больше, наверное, нигде не найду, – проговорил он.

– Ладно, я, думаю, хватит этого, – ответил знакомый сына. – Может, вас до дома подкинуть? Не надо? Ну тогда удачи.

Когда чёрная машина скрылась за углом дома, пенсионер всё-таки решил позвонить сыну – и тут же получил очередной удар. Оказывается, сын всё это время был жив и здоров, в ДТП он вовсе не попадал. И только теперь пожилой мужчина понял, что его сурово и бесчеловечно обманули…

Кто поможет в такой беде? Только сейчас пенсионер начал осознавать, что и голос в трубке домашнего телефона всё же отличался от голоса сына. А номер машины и имя водителя он не запомнил, как и самой внешности «знакомого». Единственный путь – идти в отдел и просить помощи у полицейских, ведь больше не у кого.

Сотрудники ОМВД России по Пушкинскому району, получив сообщение, сработали молниеносно. В этот же день по Петербургу и области разослали ориентировку, как на розыск легкового автомобиля иностранного производства тёмного цвета, так и на установление его владельца. Автолюбители и пешеходы с похожими приметами проверялись сотрудниками ДПС и патрульными постовыми. Но всё было тщетно.

– Становилось ясно, что телефонный мошенник затаился, – рассказывает начальник отдела уголовного розыска ОМВД России по Пушкинскому району Константин Шилин. – Тем более что резко сократилось число заявлений в полицию, в которых граждане описывали похожие случаи. Необходимо было ждать, делая при этом всё возможное, чтобы не спугнуть афериста, если он вновь проявит себя.

Через некоторое время в Пушкинское ОМВД позвонил другой пенсионер с аналогичным рассказом. Стало понятно, что «работает» всё тот же мошенник. Но теперь при попытке увезти круглую сумму на своей старенькой иномарке он был задержан сотрудниками отдела уголовного розыска. В отношении него возбудили уголовное дело по части 3 статьи 159 УК РФ – «мошенничество». Преступника заключили под стражу.

Кстати, в конце 2013 года сотрудники уголовного розыска ОМВД по Пушкинскому району за совершение подобного телефонного мошенничества задержали другого афериста – преступник чуть не обманул пенсионера на 1 миллион 200 тысяч рублей.

 

тем временем…

Полицейский карманника видит издалека

Профессиональный вор-карманник режет сумку у одной из пассажирок трамвая, вытаскивает из неё кошелёк и пытается скрыться в толпе. В этот момент его замечают сотрудники уголовного розыска и задерживают. Казалось бы, что тут такого? Но несведущему в тонкостях работы полицейских человеку сложно представить, из чего складывается кропотливая работа в отделе уголовного розыска по борьбе с карманными кражами.

Сотрудники 6-го отдела оперативно-розыскной части № 2 Управления уголовного розыска – не совсем обычного подразделения ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – всегда на посту: и днём, и ночью. Этого требует сама специфика их деятельности. Оперуполномоченный «карманного» отдела, заходя в кафе, в вагон метро, да и просто в магазин за покупками, в первую очередь невольно анализирует окружающих по их поведению и внешности.

– Как-то пошли с женой в театр, – рассказывает заместитель начальника 6-го отдела Юрий Лебедев. – В фойе давка, народу много. Мы зашли в гардероб. Стоим, ждём своей очереди. И вдруг я замечаю, что рядом стоящий мужчина ведёт себя как-то не так – суетится, глаза бегают. Я стал за ним наблюдать. И действительно, подходит он со спины к пожилому человеку и незаметно вытаскивает прямо из-под лацкана пиджака бумажник – тут-то я его и взял. Конечно, в тот день на спектакль мы так и не попали, но впечатлений было не меньше.

А началась работа отдела в неспокойном 1995 году. Тогда в только что созданное подразделение главка из различных районных отделов пришли работать ещё достаточно молодые, но уже проверенные антиуголовным опытом Юрий Лебедев, Максим Вайсберг, Сергей Силантьев и другие – всего восемь человек. Кто-то из них и до этого специализировался на борьбе с карманными кражами, кто-то занимался расследованием других имущественных преступлений. Но их объединяло то, что все они как один уже тогда были настоящими профессионалами розыскного дела.

Поначалу ребята действительно проводили на работе и день, и ночь. О личной жизни и разговоров не шло. Всплеск общеуголовной преступности не давал отдышаться ни на минуту. Тогда уже и пресловутый «кодекс воровской чести» потерял окончательные рамки. Воры воровали у воров, а карманники не гнушались обирать и без того нищих пенсионеров, часто совершали кражи у одиноко идущих детей…

Оперативникам «карманного» отдела приходилось работать без выходных месяцами, то катаясь в городских автобусах в поисках очередного «щипача», «писаки» или «хирурга», то выискивая его в музее или просто на улице. Их поиск осложнялся ещё и тем, что большинство воров знали своих лютых врагов (сотрудников 6-го отдела) в лицо, ведь их можно было пересчитать на пальцах. Поэтому воры зачастую старались не рисковать, замечая за собой слежку.

Чуть позже, уже ближе к 2000-м, когда начальником отдела стал Андрей Ефремов, а впоследствии и Сельман Гасанов, кадровая ситуация изменилась к лучшему.

Во-первых, расширился штат. Именно Сельман Гасанов внёс большой вклад в подбор кадров и организацию службы. Он начинал с должности простого участкового, а закончил заместителем начальника «убойного» отдела ещё тогда Ленинского РУВД и своим оперативным чутьём выискивал наиболее подходящих кандидатов для работы в своём подразделении. Причём это были не обязательно прожжённые разыскники. В отдел брали парней из различных строевых служб, часто даже без офицерского звания. Уже в процессе работы каждый понимал для себя: его это или нет.

– Руководство никогда не старалось давить на подчинённых, – говорит Сельман Гасанов. – В нашей работе сотрудник и так может очень быстро, что называется, «перегореть», выработать свой профессиональный ресурс. Поэтому я и мои заместители стараемся сделать отношения между нами не как начальник и исполнитель, а скорее как отец и сын. По мере возможности выбираемся всем отделом на природу, стараемся выделять хотя бы полдня в неделю для каких-то спортивных мероприятий.

Но преступный мир тоже не дремлет. Сегодня вор-карманник – это не обязательно угрюмый мужчина крупного телосложения, у которого за спиной десяток судимостей. Этой элитной криминальной специальностью теперь мастерски владеют и добропорядочные на вид женщины, и безупречно одетые пожилые люди. Много среди них цыган. Одним словом, обычный человек редко способен утвердительно ответить, кто рядом с ним, – карманник или честный гражданин. А оперуполномоченные 6-го отдела ОРЧ № 2 Управления уголовного розыска способны.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.