В Петербурге завершился фестиваль Александра Володина
Торжественная церемония закрытия юбилейного Х Международного театрального фестиваля имени А.М. Володина «Пять вечеров», сохраняющего память о творчестве одного из самых ярких ленинградских-петербургских драматургов «союзного значения», прошла в театре «На Литейном», как обычно, в день рождения Володина
Торжественная церемония закрытия юбилейного Х Международного театрального фестиваля имени А.М. Володина «Пять вечеров», сохраняющего память о творчестве одного из самых ярких ленинградских-петербургских драматургов «союзного значения», прошла в театре «На Литейном», как обычно, в день рождения Володина.
В пику иным фестивалям всё торжество всякий раз заключается в том, что на заднике возникает до грусти знакомое лицо доброго и мудрого человека, а размножившиеся буфетчицы Клавы разносят зрителям по стопке водки. В этом году даже без закуски: городской поддержки фестиваль не получил вовсе, а помощь Министерства культуры, знать, не беспредельна…
Зрители и гости фестиваля, среди которых был легендарный Станислав Любшин, сыгравший Ильина в знаменитом фильме Никиты Михалкова «Пять вечеров» по пьесе Александра Моисеевича, нынче посмотрели спектакли Новосибирска, Москвы и Петербурга. Однако по Володину «в чистом виде» было всего три. Причём «С любимыми не расставайтесь» (реж. Генриетта Яновская, московский ТЮЗ) и «Фабричная девчонка» (реж. Павел Южаков, новосибирский «Первый театр») открывали фестиваль на… разных площадках: впервые володинский театральный форум шагнул за пределы одного театра. Его принимали одновременно Молодёжный театр на Фонтанке, Большой театр кукол, театр «На Литейном» и «Балтийский дом», на сцене которого была сыгран спектакль Анатолия Праудина «Осенний марафон. P. S.».
Любопытными и по-доброму смешными оказались постановки «В поисках радости. XXI век», замешанные одновременно на розовской и володинских пьесах (реж. Галина Пьянова, «Старый дом», Новосибирск), и ещё один московский вариант «С любимыми не расставайтесь» Юрия Погребничко и театра «ОКОЛО дома Станиславского». Последний спектакль сводил воедино героев Володина и Достоевского… Ещё на фестивале пели (кабаре-бэнд «Серебряная свадьба»), играли в куклы (моноспектакль Светланы Бень «Домашний ёж» по сказке Владимира Шинкарёва), вспоминали блокаду («Развалины» Кирилла Вытоптова и Центра драматургии и режиссуры А. Казанцева и М. Рощина) и пытались понять многослойный и многосложный спектакль «Август» москвича Алексея Паперного.
Уже не первый год в рамках фестиваля осуществляются читки пьес современных драматургов, а лучшие произведения рекомендуются экспертами-театроведами для постановки. Результатом такой «лабораторной работы» фестиваля в этот раз стал спектакль «Кеды» по пьесе Любови Стрижак в постановке Алексея Забегина и нашего Этюд-театра. Впрочем, вампиловского в этой постановке оказалось больше, чем володинского: Гриша в исполнении Филиппа Дьячкова больше тяготеет к Зилову, чем к кому бы то ни было из героев пьес Володина. Но история Стрижак куда страшнее «Утиной охоты» Вампилова: кризис опустошённости в ней настигает молодого человека 26 лет от роду. Этюд-театру удалось предъявить зрителям эпизод «истории болезни» даже двух поколений – детей и отцов, покорёженных сломом эпох и вседозволенностью времени…
На фестивале нет победителей и побеждённых: наградой всем участникам, искренне радующимся успехам друг друга, является фигурка самого Володина, выполненная неподражаемым Резо Габриадзе.