На праздничном вираже – снова М и Ж

Что сегодня символизируют «мужской» и «женский» дни и как меняется отношение к ним общества?

 

Что сегодня символизируют «мужской» и «женский» дни и как меняется отношение к ним общества?

«Не поздравила с 23 Февраля – на 8 Марта открытку не получишь» – такими грозными предупреждениями год назад пестрели «стены» мужских страниц «ВКонтакте». Не всех, конечно, а наиболее чутких к вопросу равноправия полов… Мужчины, получив от жён, подруг и коллег порцию одеколонов, чашек и носков, задумываются над неизбежным вопросом: «Что дарить этой ораве на 8 Марта?» Впрочем, некоторые ставят вопрос диалектично: «А надо ли вообще отмечать этот сомнительный бабский праздник?» Тем не менее, скрепя сердце, скидываются, сочиняют корпоративные стихи и покупают подарки и букеты по заоблачным в этот день ценам.

В конце 1990-х мои одноклассницы плохо понимали, почему должны сдавать деньги мальчишкам на закладки и прочую ерунду, но 8 Марта ждали торжественного возложения мимоз каждой. Возмущались все. Девочки вопили: «Плюшкин же в армии не служил, за что ему подарок?!» Мужская половина 7-го «б» тоже отказывалась приравнивать девчонок к мамам, бабушкам и прочим «настоящим женщинам». Это было давно, и мимозы те увяли. Но спроси современных школьников: «С чем вы поздравляете девочек/мальчиков?» – вряд ли кто-то сможет толково объяснить. У нас эти праздники ассоциировались с мужским и женским началом. Мужчин чествуем за то, что они – мужчины, а женщин за то, что они – женщины.

Кстати, 8 Марта ассоциирует с мамой, цветами и весной не только молодёжь, но и люди старшего поколения. Воспоминания о феминистках и суфражистках вторичны. Однако сложно радоваться празднику, если не вполне понимаешь, что отмечаешь, или не принимаешь его сути, к тому же раздражает обязаловка охватить вниманием всех. 23 Февраля телевизионная сетка запестрит фильмами про «настоящих мужчин», а 8 Марта домохозяйки займутся праздничным обедом, рыдая над фильмами «Унесённые ветром» и «Москва слезам не верит». Там ух какие героини – волевые, красивые, сильные и жутко несчастные, но потом всё у них склеится… И так из года в год. Однако 8 Марта раздражает не только феминисток, не готовых отмечать факт того, что «женщина тоже человек», но и воцерковлённых прихожанок. Перед весенним днём в соцсетях наиболее активные из них пишут пожелания: «Приберегите поздравления до Дня жён-мироносиц». И это не шутка. Идеологическая подоплёка отравляет радость торжества женщин в марте, но свято место пусто не бывает. Поэтому в последнее время набирают популярность заимствованные праздники – День матери и День отца.

 

мнения

Михаил, 29 лет:

– 23 Февраля не мужской и не женский праздник, а профессиональный – День Советской армии. Поэтому отмечать его имеют право те, кто служит, независимо от пола. День милиции или День десантника ведь гражданские не отмечают? Сейчас 23 Февраля по аналогии с женским днём превращают в мужской праздник. А это в корне не верно. Женский день тоже не совсем женский. 8 Марта – праздник суфражисток. Стало быть, принимая подарки и криво приготовленный мужчиной ужин, женщина лицемерит вдвойне: потому что понимает, что это всего лишь раз в год, а суфражистки боролись не за это, а во-вторых, потому, что суфражистки боролись за равноправие, но они не новые амазонки. А мужики лицемерят, потому что понимают, что с завтрашнего дня для женщины праздник кончится. Но для большинства эти праздники ещё один повод отдохнуть от работы, провести корпоратив.

Анастасия, 30 лет:

– Ненависти или ярой любви к 23 Февраля и 8 Марта у меня нет. Но при этом их «гендерность» меня нисколько не оскорбляет, более того, я далека от фырканий: «Наши мужчины только 8 Марта и мужчины». Праздники я люблю, выходные тоже. Обидно то, что, как и к любому празднику, к ним цепляются километры клише, не всегда приятных.

а как у них?

Екатерина, 28 лет, Эстония:

– 8 Марта в Эстонии не государственный праздник, однако в памяти людей (и русских, и эстонцев, и других жителей Эстонии) всё равно остался очень тёплым днём, поводом подарить женщинам цветы. С 23 Февраля немного сложнее. Во-первых, это – военный праздник. Во-вторых, праздник Советской армии, а от всего советского у нас в стране стараются уходить. Из списка официальных праздников 23 Февраля ушёл довольно быстро, по крайней мере для эстоноговорящей части страны. Для мужчин-военных есть праздники, связанные с историей независимой Эстонии. День отца и День матери больше популярны среди эстонцев, хотя в последнее время проникает и в русскоязычную среду.

Брайан, 28 лет, США:

– Большинство американцев не знают о празднике 8 Марта. У нас нет специального дня женщин или мужчин. Но мы отмечаем День матери и День отца. Лично я не считаю эти праздники очень важными. Ещё я вспомнил про День ветерана, посвящённый мужчинам и женщинам, которые служат в армии.

 

комментарии специалистов

Валентина Ушакова, доцент факультета социологии, директор Института гендерных исследований СПбГУ:

– Понятия «типично женское» и «типично мужское» очень относительны: то, что в одном обществе называют мужским, то в другом может считаться преимущественно женским. Для определения совокупности культурных и социальных норм, следовать которым людям предписывается в зависимости от их биологического пола, появилось понятие «гендер». Гендерный подход в целом подразумевает, что различия в восприятии и поведении женщин и мужчин определяются не анатомическими особенностями, а различными социальными факторами, например воспитанием, образованием и традиционными для данной культуры представлениями о сущности женского и мужского. Гендерная роль – набор ожидаемых норм поведения для женщин и мужчин, которая выражается в «соответствующих» женскому или мужскому полу поведении, внешнем виде, жестах, манерах, сферах активности, речи и так далее.

 

Владимир Ильин, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии культуры и коммуникаций СПбГУ:

– Праздник – это способ обозначить специфическую идентичность (Я есть Х), отличную от других. Но «Я женщина» может раскодироваться самыми разными путями: мать, работница, секс-бомба, православная, «не женщина, а человек» и так далее. Это же и о мужчинах: 23 Февраля – торжество для военных или для мужчин. Если мужчина определяется как защитник Родины, тогда для всех мужчин, если нет – то профессиональный праздник, а не гендерный.

 

Елена Омельченко,  доктор социологических наук, заведующая кафедрой социологии ГУ-ВШЭ (СПб)

– 23 Февраля и 8 Марта связаны с советским коммунистическим социалистическим прошлым. 8 Марта – праздник, окрашенный пафосом революции, идеей освобождения женщины от пут буржуазной морали, выведения женщины из семьи и так далее. Этот праздник в застойный период превратился в ритуал признания того, что женщина существует, и стал формальностью. Если брать феминисток как наиболее ярких представителей идеи гендерного равенства, то не всем им по душе этот праздник, как и День матери. Получается, что женщина признаётся полноценным членом общества только через поддержку государства, что показывает её социальную неполноценность… У каждого праздника есть политический, религиозный или языческий шлейф. До легитимации православных инициатив, думаю, все с удовольствием праздновали 8 Марта. Так же как в советское время, и сейчас и верующие, и атеисты красят яйца на Пасху.

Постепенно европейские День матери, День отца войдут в обиход, как День святого Валентина, как бы с ними ни боролась Церковь. Думаю, молодёжь с трудом воспримет День любви, семьи и верности в отличие от Дня святого Валентина. В целом же у религиозных праздников больше шансов на народное признание, чем у тех, которые навязываются сверху. Идея сплачивания семьи доходит до абсурда. Например, в Ульяновске возникла патриотическая акция «Роди патриота в День России», и за 9 месяцев до 12 июня празднуется некий «День семейного отдыха» для осуществления этой задачи… В этот день даже домой отпускают для «работы над патриотом». Странные попытки политического креатива, нацеленного на поддержание идей государства, бывают более чем курьёзными. Но у любой нелепой инициативы начальства находятся желающие её подхватить.

Сегодня мужской образец – президент, то есть волевой, суровый, немногословный, спортивный мужчина, любящий животных и придерживающийся патриархальных ценностей. Кстати, в советское время было примерно так же. Он доминирует, подчинёнными у него будут все, в том числе и женщины. Чем жёстче в обществе регламентированы гендерные и социальные роли, тем строже от человека требуется их соблюдение и считываемость таких маркеров, как пол, ориентация, этническая принадлежность, вероисповедание. Наше общество очень консервативно и стремится воспроизводить в праздниках стереотипные образы женщины как хранительницы очага и мужчины-бойца. Поэтому, как и в советское время, через праздники осуществляется укрепление патриархальных идеалов. Но далеко не каждый мужчина хочет быть брутальным и мужиковатым, далеко не каждая женщина готова воплотить тот образ женственности, который навязывается государством, – многодетной православной христианки.

 

как это было

23 Февраля – День защитника Отечества. Праздник был установлен в СССР в 1922 году как «День Красной Армии и флота». С 1949-го по 1993-й носил название «День Советской Армии и Военно-Морского Флота». С 2002 года 23 Февраля в России – нерабочий день, и эта дата отмечается как День защитника Отечества. Мужчины исполняют и другие гендерные роли помимо «бойцовской», – отцовскую, супружескую, профессиональную и так далее. Поэтому закономерно появление новых праздников – Дня отца, Дня семьи, супружеской любви и верности.

8 Марта. За годы своего существования Международный женский день превратился из политико-социальной акции в праздник весны и материнства. 8 марта 1908 года по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. В 1910-м немецкая коммунистка Клара Цеткин на II Международной социалистической женской конференции предложила учредить международный женский день. Имелось в виду, что в этот день женщины будут устраивать митинги и шествия, привлекая общественность к своим проблемам.

8 марта 1857 года работницы швейных фабрик устроили на улицах Чикаго и Нью-Йорка так называемую манифестацию чистых кастрюль. Это была первая в истории демонстрация женщин-работниц. Они требовали повышения зарплаты, улучшения условий труда и предоставления женщинам избирательного права. В этот день более 15 000 женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня и равных c мужчинами условий оплаты труда. Кроме того, было выдвинуто требование предоставления женщинам избирательного права.

В советский период этот праздник нёс идеологическую нагрузку как день международной солидарности трудящихся женщин в борьбе за свои права. В условиях постсоветской России, плюрализма идеологий восприятие и трактовка праздника наполнились новым содержанием. Сохранился компонент борьбы за права женщин в связи с их дискриминацией в современном обществе (например, пикеты женщин, уволенных работодателями с нарушением их трудовых и материнских прав, под лозунгом: «Дайте закон вместо цветов»!). Появилась и новая трактовка праздника как дня поклонения традиционной «женственности».

Кстати, в дохристианский период в это время года наши предки также праздновали день поклонения женскому началу, которое олицетворяла богиня Мокошь. Это символизировало пробуждение природы и надежду на новые посевы, урожаи, плодородие Земли-Матушки. День матери, День семьи, День жён-мироносиц маркируют гендерные роли наших женщин как матери и супруги. Поэтому и эти праздники постепенно входят в нашу жизнь.

 

В России Международный женский день стал выходным в 1966-м. Ходила в народе такая байка. В 1965 году Леонид Ильич Брежнев хорошо отпраздновал 8 Марта в семейном кругу, вызвал своего помощника Валентина Александрова-Агентова и сказал: «Нельзя ли приготовить что-то такое, чтобы обрадовать наших женщин?» Александров-Агентов пришёл домой и спросил совета у жены. Она посоветовала: «Так нечего думать, давай сделаем 8 Марта выходным!» Александров-Агентов принёс бумаги Брежневу, и тот подписал их.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.