Мастера широкого профиля
Корреспонденты «НВ» пообщались с людьми, которые выбрали нетворческие профессии, чтобы сохранить свой творческий потенциал
Корреспонденты «НВ» пообщались с людьми, которые выбрали нетворческие профессии, чтобы сохранить свой творческий потенциал
компетентно
«Люди творческих профессий ждут своего мецената»Евгения Шестакова, психолог:
– На мой взгляд, в психологии творчества художнику (в широком смысле этого слова) важно понимать, что он и его работы станут частью культурного наследия. Те же, кто работает в ожидании славы, тем более мгновенной, чаще обречены на переживания и неудачи. Это скорее экзистенциальная проблема. Творческая работа порой похожа на айсберг – на поверхности видна только небольшая часть. Что же касается обратной стороны успешности – монетизации успеха, то отмечу, что в нашей стране, к сожалению, очень мало менеджеров (профессиональных управленцев) – людей, которые любой жизненный процесс (творчество, хобби, отношения в семье, труд в компании за зарплату) рассматривают как проект и, соответственно, его поступательно реализуют. Ведь в любом проекте есть место ненормированности, усталости, увлечённости идеей (когда с одной и той же мыслью ложишься и просыпаешься), удовлетворённости и удовольствию от результата. Чаще всего люди творческих профессий ждут своего мецената или спонсора, который увидит, проникнется и решит содействовать их финансовому благополучию, а пока, чтобы заработать на хлеб, идут туда, где всегда нужны кадры.
«За учёбу надо было чем-то платить»
–Когда учился на звукорежиссёра, за учёбу надо было чем-то платить, поэтому и пришлось идти работать, – рассказал Владимир Штейников – человек, который может свести трек и залатать протечку. – Мне было 23, когда попал на стройку, а спустя 4 года я уже умел почти всё, что делают на строительных объектах.
В детстве маленький Вова мечтал стать водителем электровоза, но вместо этого он овладел сразу двумя профессиями – звукорежиссёра и сантехника. После стройки мужчина стал работать в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а параллельно применял знания, полученные за годы учёбы, – занимался электронной музыкой, обработкой звука, ремиксами и совсем немного писал сам, но, как отметил звукорежиссёр, серьёзного композитора из него не вышло. Со временем Владимир музыкой занимался всё реже, поэтому решил освоить ещё одно направление – видеоредактирование.
– Упор стал делать именно на это занятие, потому что оно и прибыльнее, и возможностей в видео больше, да и умение работать со звуком тоже пригодилось, – рассказал Владимир. – Был недавно один заказ, на котором удалось неплохо заработать. Снимали видео для интернет-магазина с рыболовными принадлежностями, но такой крупный за четыре года был всего один.
Буквально недавно он решил забросить сферу ЖКХ и до осени остаться в свободном плавании. Сегодня Владимиру 33 года, у него жена и двое детей, поэтому, как он сам признаётся, позволить себе ставить продолжительные эксперименты с работой или начинать профессионально взращивать себя с нуля он не может – ответственность перед семьёй. Мужчина старается всё-таки иногда музицировать, чтобы не потерять навыки, но основной доход приносят другие занятия.
«В котельной работают люди искусства»
Киновед Юрий Коненко уже больше 30 лет работает оператором котельной при общественной бане, которая находится на площади Мужества. По его словам, именно эту профессию выбирает немало творческих людей. Достаточно вспомнить биографию знаменитого рок-музыканта Виктора Цоя, который работал кочегаром, или же поэта Иосифа Бродского, который в течение пяти лет после школы был истопником в котельной.
– Многие культурные работники трудились в нашей котельной: поэты, художники, киносценаристы, только вот композиторов не было, – вспомнил Юрий Коненко. – Людей из самиздата, андеграунда раньше ведь не публиковали, поэтому им приходилось искать другие источники пропитания. А здесь ты сидишь один, голова чистая, мысли хорошие приходят – можно творить.
Чтобы работать в котельной, Юрий окончил месячные курсы, а на киноведа никогда не учился – образование получил дизайнера одежды, поэтому, как объяснил сам мужчина, наблюдал за художественным миром не изнутри, а снаружи. Юрий в молодости организовывал фестивали и недели кино в разных странах, составлял анонсы для кинопремьер, и однажды его труды заметили и предложили писать в газету – так началась его карьера киноведа. Он сотрудничал с культурными отделами сразу нескольких печатных изданий – писал рецензии на новые фильмы, анонсы предстоящих кинопоказов, интересовался джазом и этнической музыкой. Сегодня Юрий уже вышел на пенсию и сам не пишет – только редактирует материалы молодых авторов.
– Писателю всё-таки проще зарабатывать себе на жизнь, чем, к примеру, поэту, – рассказал Юрий Коненко. – Ведь поэзия – это вещь импульсная, она сама появляется, а писателю пишется легче, поэтому и прожить ему проще.
«И фотографирую, и чиню»
Фотограф Кирилл Шевченко однажды дал себе обещание не снимать свадьбы и рекламные плакаты, а стараться делать снимки, достойные настоящего фотожурналиста. В объектив его камеры сегодня попадают в основном экстремальные мероприятия: соревнования по сноуборду, трюковым велосипедам, паркуру и множество других эффектных видов спорта. Однако любимое занятие не приносит желаемого дохода, поэтому Кирилл не только фиксирует атрибуты экстремального образа жизни, но и чинит их.
– Мастерская приносит больше материальной выгоды, чем работа фотографа, – рассказал Кирилл Шевченко. – Зимой сам катаюсь на горных склонах, поэтому разбираюсь в инвентаре. Чиню в основном горные лыжи, сноуборды и велосипеды. Работал в двух мастерских в общей сложности десять лет.
По образованию Кирилл дизайнер интерьеров, но заниматься по специальности мужчина так и не стал – после окончания университета в 90-х годах профессия не была такой востребованной, как сейчас. Ещё до поступления он мечтал стать кинорежиссёром и заниматься визуальным искусством. Даже поступал на режиссуру – вступительный экзамен по фотографии сдал на пятёрку, а вот из-за сочинения не прошёл, однако всё равно любовь к фотоискусству Кирилла не оставила.
– Около 70 процентов фотографов имеют вторую работу, которая обычно с творчеством не связана, – рассказал Кирилл. – Также немало бухгалтеров или водителей автобусов всё бросили и стали фотографировать. Моя работа в мастерской тоже творческая, её удобно совмещать с фотожурналистикой – есть и свободное время, и гибкий график.
«Музыканты получают мало и не всегда»
–Я с детства увлекался графическими программами, да и сестра занималась печатным делом, поэтому, как приехал в Петербург из Липецка, пошёл работать в типографию, – рассказал Иван Грибоедов, молодой музыкант, который зарабатывает себе на жизнь не только стуча по барабанам, но и создавая буклеты, листовки, наклейки и брошюры. – Просто я умею это делать, поэтому и занимаюсь всеми этапами печатного производства.
Сегодня Иван – барабанщик петербургской рок-группы Dorblue и часто разъезжает с командой музыкантов по городам России. Москва, Пермь, Пенза – далеко не полный список мест, где ребята дают концерты. Как признался Иван, работа в типографии позволяет ему несколько раз в год ездить на гастроли – надо всего лишь найти себе замену на время отъезда.
– Не могу сказать про всех своих коллег, но, к примеру, мне приходится искать дополнительный заработок, потому что доход у молодых музыкантов небольшой и нестабильный, на него прокормиться сложно, а уж тем более покупать инструменты, – объяснил Иван. – Кто-то из нас учится, у кого-то богатые родители, а я – работаю.
Немало молодых барабанщиков – самоучки, но Иван Грибоедов – один из тех, кто окончил музыкальную школу, поэтому с гордостью заявляет, что стал тем, кем всегда мечтал быть, хотя в детстве склонялся к профессии биолога или учёного. Впереди у молодых музыкантов выпуск первого альбома на компакт-диске и очередной тур по городам России. Поэтому, может быть, для Ивана музыка станет не только любимым делом, но и превратится в главный, а возможно, и единственный источник дохода.
между тем…
От педагога до звезды – один шагИсаак Ньютон в 1694 году возглавил Королевский монетный двор в Англии. Экономический взлёт, который произошёл в стране на рубеже веков, многие связывают именно с его реформой финансовой системы. Через год он же образовал Банк Англии, хотя потомкам Исаак Ньютон запомнился в первую очередь как учёный, открывший закон всемирного тяготения.
Павел Воля в 2001 году окончил Пензенский государственный педагогический университет имени В.Г. Белинского по специальности «учитель русского языка и литературы». Сразу после окончания университета уехал в Москву, где первое время работал прорабом на столичной стройке, а только потом получил известность как юморист.
Гарик Мартиросян был исключён из музыкальной школы за плохое поведение, но позже всё равно научился играть на рояле, гитаре, барабанах и смог сам писать музыку. Однако специальность знаменитого комика с музыкой не связана, как и с юмором тоже, – он окончил Ереванский государственный медицинский университет, где выучился на невропатолога-психотерапевта, после чего ещё три года работал по профессии и, как вспоминает, с удовольствием.
Олег Газманов – выпускник Калининградского высшего инженерного морского училища по специальности «холодильные и компрессорные машины и установки». Начиная с третьего курса он активно занимался наукой, а после учёбы преподавал на одной из кафедр училища, читал лекции, писал диссертацию. В 1981 году окончил Калининградское музыкальное училище по классу гитары и начал делать первые шаги уже в новой области.
Михаил Задорнов окончил Московский авиационный институт по специальности «инженер-механик», а следующие четыре года работал в том же институте на кафедре авиационно-космической теплотехники инженером, затем ведущим инженером. Параллельно являлся режиссёром-постановщиком студенческого театра, а также публиковал юмористические рассказы сразу в нескольких изданиях.