В городе Cочи тёплые ночи
Спустя неделю после закрытия Олимпиады в памяти остались не только спортивные победы, но и общая позитивная атмосфера Игр, в создании которой не последнюю роль сыграли «голоса культуры»
Спустя неделю после закрытия Олимпиады в памяти остались не только спортивные победы, но и общая позитивная атмосфера Игр, в создании которой не последнюю роль сыграли «голоса культуры».
За три дня до окончания Игр в жарком зимнем Сочи расцвела мимоза. Пушистые её облака яркими жёлтыми пятнами расцветили буйную субтропическую зелень, среди которой лучше всего чувствовали себя пальмы: их в Сочи очень много. Ветки мимозы стали одним из важных символов на церемонии закрытия Олимпийских игр, сценарий и визуальный облик которых был определён Даниэле Финци Паски – одним из самых креативных итальянских режиссёров. А над церемонией открытия потрудился художник-сценограф Георгий Цыпин – и мы радостно опознавали автореминисценции из цыпинских спектаклей «Борис Годунов» и «Война и мир», шедших в Мариинском театре.
Стоило бы провести профессиональный искусствоведческий анализ церемонии, в особенности открытия. Достойно восхищения, как Эрнст и его команда с лёгкостью необыкновенной конвертировали «языки искусства» в формат массового грандиозного шоу. Постановщикам удалось превратить церемонию открытия в серьёзное высказывание о стране и её культурной роли в мире, причём скроено шоу было в соответствии с lege artis – по законам искусства самой высокой пробы.
Во время Олимпиады в Сочи кипели не только спортивные страсти. Меломаны получили свою порцию счастья: на Зимнем фестивале искусств Юрия Башмета в этом году выступали солисты самого высокого класса – такие, как превосходный тенор-интеллектуал Михаэль Шаде и шведское сопрано Малин Хартелиус – завсегдатаи Зальцбургского фестиваля. Приехал и турецкий пианист Фазиль Сай – мировая знаменитость.
Фестиваль традиционно проходит в Сочи в феврале; но в этот раз он стал важнейшей составляющей культурной программы Игр. Однако фестивалем культурная программа отнюдь не исчерпывалась; в жарком зимнем Сочи были слышны и другие «голоса культуры». То вдруг, проходя мимо торгового центра «Светлана», заслышишь жизнерадостное пение ансамбля краснодарских казачек. То бухающие звуки рок-концерта донесутся со стороны знаменитого сочинского Морвокзала – здания «большого сталинского стиля», возносящего над морем свой острый и тонкий шпиль.
Концерты, выставки, уличные представления разворачивались повсюду. Сочи цвёл и звенел; водопад дружелюбия и приветливых улыбок обрушивался на всех и каждого. Дыхание весны, красочные салюты над бухтой и пение соловьёв по ночам вносили свою лепту в ощущение праздника.
В кластерах «Олимпийский парк» и «Красная Поляна» развивались свои, не менее красочные сюжеты. В комплексе «Галактика», что на Красной Поляне, открылся концертный зал, где в рамках Зимнего фестиваля проходили концерты Игоря Бутмана с оркестром «Солисты Москвы» и Юрием Башметом. Пока в зале играли джаз и классику, снаружи на балконе «зажигали» ряженые: девица в карнавальном сине-жёлтом костюме с трубками изображала певицу Плавалагуну – персонаж из фильма «Пятый элемент».
В Олимпийском парке, невзирая на теплынь, с балкона узорчатого Ледового терема бойкая Снегурочка неутомимо взывала к прохожим, предлагая вместе покликать Деда Мороза: «Где ты, Дедушка Мороз? А-у-у!»
Ряженые на ходулях – белые ангелы, сказочные королевы из Зазеркалья, колдунья Гингема – развлекали публику, выходящую со спортивных состязаний, и охотно фотографировались с желающими. Чеканя шаг, проходили юные барабанщицы в костюмах гусар. В каждой мелочи сквозило желание организаторов разнообразить жизнь Олимпиады.
Что до фестиваля Башмета, то основные его события развернулись на сцене Зимнего театра. Пафосное здание образца 1937 года, с виду – копия Парфенона, горделиво возвышается над морем и парком имени Фрунзе; пологие ступени ведут к величавому портику, поддерживаемому лесом колонн.
С каждым годом фестиваль Башмета всё больше мутирует в сторону мультижанровости. В этом году он проходил уже в седьмой раз. Концерты классической музыки перемежались со спектаклями и музыкально-театральными композициями типа «Евгения Онегина» с участием Ксении Раппопорт и Константина Хабенского. А потом в Сочи на гастроли приехал Театр наций и привёз «Рассказы Шукшина». На равных с музыкой в афишу фестиваля вписали балет и джаз – неистовая Нино Катамадзе выступила с ансамблем Insight, вызвав овации зала.
Целый день был отдан традиционной корейской музыке и танцам. Днём в Органном зале несколько ансамблей представили современные адаптации древней традиции придворной и храмовой музыки – гагок и пансори, сопроводив звучание пантомимой в масках. А вечером Национальный ансамбль танца Кореи радовал глаз яркими красками костюмов, изяществом поз, замысловатыми узорами девичьих хороводов и удивительной синхронностью движений, завершив пластическую феерию согласным грохотом множества разноцветных барабанов.
Корейский акцент появился в программе фестиваля не случайно: следующие зимние Олимпийские игры пройдут в корейском городе Пхёнчхане, так что корейские артисты выступали в качестве «послов культуры», представляющих страну – будущую хозяйку Олимпиады 2018 года.
Как обычно, на фестивале выступали оба оркестра Юрия Башмета: «Новая Россия» – в первой половине и «Солисты Москвы» – во второй. На заключительном концерте к ним присоединился Всероссийский юношеский оркестр – тот самый, что спустя день играл на церемонии закрытия. Ребята, тщательно отобранные по музыкальным школам страны, демонстрировали отличную сыгранность: чувствовалось, что партии ими проштудированы и тщательно отрепетированы. С оркестром выступил Сергей Крылов, зажигательно исполнив «Рондо-каприччиозо» Сен-Санса: из директорской ложи за феерической игрой скрипача-виртуоза со всё возрастающим изумлением следил вице-премьер Дмитрий Козак, честно отсидевший весь заключительный концерт.
Сам же Башмет при каждом удобном случае не уставал повторять, что Олимпиада закончится, а фестиваль существовал до неё и будет существовать после. На заключительной пресс-конференции Башмет всерьёз заявил, что намерен превратить Зимний фестиваль искусств «во второй Зальцбург». Что ж, пожелаем маэстро успеха на этом поприще. Главным же залогом успеха станут солидные финансовые дотации. Ведь, как известно, бюджет последнего Зальцбургского фестиваля, с его сотнями концертов и десятками спектаклей, лишь немного не дотянул до круглой цифры – 60 миллионов евро.