Шоумены войны

Сегодня любой может побывать на настоящей войне, не выходя из своей комнаты, лишь нажав несколько клавиш на компьютере. Кому выгодно это кровавое шоу?

Сегодня любой может побывать на настоящей войне, не выходя из своей комнаты, лишь нажав несколько клавиш на компьютере. Кому выгодно это кровавое шоу?

Сашко Билый (Александр Музычко) и Муслим Аш-Шишани. Интернет позволил этим людям делать из войн и мятежей спектакль с самими собой в главных ролях

 

 

Апокалипсис успеют выложить в Сети

 

Войны, революции и всяческие смуты всегда были делом тяжёлым, неприятным и, как сейчас говорят, «непрозрачным». Обстановка на войне меняется с такой быстротой, что отслеживать её не в состоянии даже командиры крупных частей. Что уж говорить о простом солдате или мирном обывателе, оказавшемся в зоне боевых действий. Для них всё происходящее предстаёт ужасающим хаосом.

Но последние годы высокие технологии внесли в это значительные коррективы. Особенно преуспел интернет. Широко разрекламирована роль социальных сетей в охватившей мир эпидемии революций. Теперь не надо посылать гонцов или почтовых голубей, не надо даже вытаскивать из тайников рации, чтобы передать сообщение единомышленникам. Достаточно в любом месте, где есть интернет, открыть ноутбук и лёгким нажатием клавиши отправить сообщение на тысячу адресов, чтобы на следующий день десятки тысяч вышли протестовать, строить баррикады, драться с полицией, а то и вести сражения с регулярной армией.

Но помимо облегчения коммуникации интернет выдал ещё и побочный эффект: теперь война или мятеж, да и любое громкое событие – от разрушительного урагана до падения самолёта – стало мировым шоу, которое большинство пользователей смотрят, удобно устроившись в креслах с чашечкой кофе, лишь изредка утруждаясь сделать пару комментариев к просмотренному. Ходит шутка, что, когда начнётся конец света, пользователи сразу же увидят на своих мониторах видео с явлением всадников Апокалипсиса. И даже успеют сделать несколько комментов…

Профессиональные участники локальных войн и всевозможных «арабских вёсен» быстро сообразили, как можно использовать такой феномен. Если во время вторжения американцев с союзниками в Ирак теленовости да и интернет заполняли в основном одни и те же кадры, отснятые теми каналами, которые союзники допустили снимать военные действия, а ролики, снятые противоположной стороной, появлялись лишь эпизодически, то к началу революции в Египте её уже можно было рассматривать в Сети в подробностях и с разных точек зрения.

Теперь поглядеть «войнушку» в Сети – дело самое тривиальное. Даже если солидные ресурсы, такие как, например, YouTube, быстро снимают видео, чем-то неугодное хозяевам портала, оно всё равно успевает в секунды разлететься по интернету и осесть в десятках тысяч блогов.

 

Майдан виден по-разному

 

Однако странное дело: несмотря на то что теперь, казалось бы, войну можно спокойно и без спешки рассмотреть во всех подробностях, составить по интернет-информации объективную картину событий очень трудно. Возьмём самый близкий и больной пример: нынешние события на Украине. Одни и те же ролики сторонники и противники Майдана толкуют в свою пользу. 

Вот распространённые кадры, которые «мирные демонстранты» с Майдана широко тиражировали как свидетельства зверств «снайперов «Беркута». Украинским «революционерам» всё понятно: псы «кровавого режима» стреляют по безоружным людям. Но я вижу несколько иное. Вот некие люди, похожие на статистов на съёмочной площадке, спокойно и деловито – хотя слышна интенсивная стрельба и, казалось бы, они должны двигаться побыстрее – расставляют «декорации»: бочки с горючим, автомобильные покрышки, которые тут же поджигаются, не спеша выстраивают баррикаду из металлических и деревянных щитов. И начинается действие. Камера показывает перебегающих людей в снаряжении, похожем на «беркутовское». Они действительно палят по демонстрантам. Странно, на рукавах этих «опричников Янука» – жёлтые повязки, очень похожие на те, которые носили многие участники Майдана.

– Зачем человеку, одетому в форму спецназа, жёлтая повязка на рукаве? Чтоб отличаться от других людей, одетых в форму спецназа? Потому как от демонстранта, даже одетого в бронежилет и каску, спецназовец всё равно отличается, как птичка от рыбки... Так на кой ещё какие-то дополнительные отличающие признаки? Вот этот момент лично у меня и вызывает серьёзные сомнения, – говорит по этому поводу писатель Борис Громов, он же сотрудник российского ОМОНа, не раз видевший и уличные бои, и горячие точки. Так что к его сомнениям следует прислушаться.

Дальше – больше. Вот бегут прикрытые от обстрела щитами демонстранты. Но в некоторых всё-таки вроде бы попадают – опять же, очевидно, травматическими пулями, ибо раненный боевым зарядом человек вряд ли способен так резво подскочить после падения и бежать дальше. Но кто-то не поднимается, видимо, задет серьёзно. Раненых прикрывают щитами.

Потом – страшно. Одному из них его соратник… стреляет в лицо! За кадром голос: «Сейчас телевидение прямой эфир давать будет, надо трупы показывать!»

 

Блогер Берг Dок Николай делится своими наблюдениями:

– Группа «кинозвёзд» – майданутых под обстрелом. 1. Группу (именно эту) снимают со всех сторон несколько вполне профи-операторов (видал много записей оттуда – всё пляшет и скачет, а тут ребята работают как в студии). 2. Группу (именно эту) расстреливают не по-детски. Я насчитал четверых «двухсотых». То есть не похоже, что таких групп много было. 3. Группу (именно эту) спокойно показывают везде. Калечение ментов – это шокирующий контент, запрещается. А это где хочешь есть. 4. Ни одного оператора не ранило и не убило… Это только у меня складывается впечатление, что была сделана спецом маленькая операция, когда группу не очень нужного мяса загнали на убой?..

 

Есть у революции начало, нет у революции…

Как говорится, выводы делайте сами… А видео искалеченного «беркутовца», которому революционеры выбили глаз, действительно очень быстро убрали из общедоступных сетей. То же случилось с кадрами издевательств «майдаунов» над губернатором Волыни, и с видео вповалку лежащих убитых и раненных реальными снайперами «беркутовцев»… Вот, кстати, о снайперах: 20 февраля, во время самого кровавого «замеса» на Майдане, в одной из сетевых групп появилось следующее сообщение: «Огромная просьба! Распространите информацию о том, что сейчас на Майдане на крышах домов три снайпера из американского посольства! Они стреляют и по милиции, и по майдановцам, и по врачам для эскалации конфликта!» Я почему-то верю этому сообщению. Может быть, потому, что был в октябре 1993-го в Москве и видел «работу» так никому до сих пор и не ведомых снайперов, стрелявших по всему, что движется. И тоже были сообщения, что стреляли с крыши американского посольства. А главное – такие снайперы-невидимки появлялись в начале всех революций последнего времени, и пролитая ими кровь всё больше распаляла страсти.

Но мои оппоненты из числа сторонников «украинской революции» почему-то в упор не видят всего этого. А если видят, толкуют прямо противоположным образом. Как говорится, хоть головой о стенку бейся.

 

Вот абсолютно однозначные и не имеющие альтернативного объяснения кадры: некий Александр Музычко по кличке Сашко Билый, один из руководителей праворадикальной (а говоря прямо, нацистской) группировки «Правый сектор», в своё время убивавший русских солдат в Чечне, приходит с автоматом Калашникова на заседание Ровенской областной администрации. Далее следует его примечательный диалог с чиновниками.

– Может, вы думаете, что революция закончилась?.. Может, вы хотите попробовать забрать у меня автомат? – вопрошает Сашко.

– Нет, – почти шепчут побледневшие «слуги народа».

– Ну и хорошо. Просто банду-то мы прогнали, но к власти опять пришли неправильные люди. Потому революция будет продолжаться до победы, – заключает пан Музычко и в дополнение к автомату выкладывает на стол внушительных размеров нож.

Но это мы всё проходили. А ежели у «майданутых» украинцев столь короткая историческая память, то вскоре она проснётся – под властью обвешанной автоматами и ножами шпаны.

Кровавый сирийский цирк

Однако эта статья всё-таки не об актуальном положении в братской стране, а о шоуменах от войны, одним из которых, несомненно, является пан Музычко – достаточно посмотреть, как он театральным жестом выкладывает перед чиновниками свои смертоносные цацки. И таких «артистов» в мире теперь завались. Шоу, как известно, должно продолжаться. И оно продолжается – от Чечни до Египта, от Египта до Сирии. «Актёры» этого дьявольского театра плавно перетекают с гастролями из одной горячей точки в другую. Но репертуар у них всё тот же.

Особенно благоприятная обстановка для них сейчас в Сирии. Я не говорю, что антиправительственные мятежники и «понаехавшие» моджахеды побеждают, совсем наоборот. Когда стало ясно, что правительство держится крепко, война постепенно перетекла в цирк. Кровавый цирк.

Для начала бывшие союзники, а именно Свободная сирийская армия (светские повстанцы) и джихадистские группировки «Исламское государство в Ираке и Леванте» и «Джабхат ан-Нусра», попросту передрались между собой. Причина банальна – перераспределение «печенек», то есть контроль над снабжением населения продовольствием, рэкет мелкого бизнеса, наркотрафик и прочие доходные темы. Дело дошло до того, что правительственные войска почти прекратили активные действия и с интересом наблюдают, как бывшие союзники уничтожают друг друга всеми способами.

 

При этом почти все заявления лидеров исламистских и повстанческих группировок делаются через «Фейсбук» или «Твиттер», а у любой, даже мелкой банды есть свой сайт.

 

Вот одно из последних сообщений – от 25 февраля – в «Твиттере» группировки «Джабхат ан-Нусра», обращённое к их противникам:

«Клянусь Аллахом, умма покончит с вами, с вашей невежественной идеологией и запретит её – даже в Ираке! И вы знаете, что сотни опытных и отличившихся братьев только ждут сигнала в Ираке. Очнитесь, вернитесь к умме, к её учителям и лидерам. И тогда мы не позволим добить вас».

Как Сейфуллах не попал в бар

6 февраля сирийский джихадистский театр понёс тяжёлую утрату: в ходе очередного провалившегося штурма центральной тюрьмы Алеппо был убит пропагандист и вербовщик глобального джихада грузинский чеченец Сейфуллах Аш-Шишани (Руслан Мачаликашвили). Надо сказать, тюрьму эту повстанцы за полтора года «брали» раз семь, каждый раз с торжеством выкладывая видео в интернете. Это должен был быть последний и решительный штурм, перед которым у ворот тюрьмы должен был взорваться смертник в грузовике с 20 тоннами взрывчатки. На видео показали этого молодого шахида – сына известного исламского богослова из Англии. Судя по выражению его лица, он не очень стремился к гуриям, но в кабину сел. Потом показали отдалённый взрыв под вечные крики: «Алла акбар!» Кстати, шутники из Рунета передают их как: «Алла, я в бар!», и делают предположение, что моджахеды так сообщают Аллаху, где он их может найти, если они ему понадобятся… Позже выяснилось, что грузовик не доехал до ворот, потому что был расстрелян из гранатомёта. При взрыве погибло множество нападавших.

 

Однако штурм продолжался. То тут, то там мелькала длинная чёрная борода Сейфуллаха, который горячо орал на бегущих от тюрьмы соратников. Пока не раздался очередной взрыв и господин Мачаликашвили не улёгся на землю, выставив свою бороду к небесам. Во лбу его зияла небольшая дырочка от совсем маленького осколка.

Но какой был артист, этот Сейфуллах! Вот выдержки из его вербующей соотечественников вступать в ряды моджахедов сверхэмоциональной речи, перемежающейся ритуальными словами на арабском: «Если говорят кто-то, короче, что Ахрар аш Шам и, короче, Джабхата Исламия – такфир (неверующие. – Прим. ред.), мы, их, такфир не выносим, короче. О братья, короче, давай ради Аллаха оставим эта фитны… Хочу воевать против кафиров, короче… Кафиры каждый день наступают, субханалла. Кто воюет за Аллах – это наши братья! Кто воюет за демократию – это нам кафиры!.. Вашу, короче, религию, будем испортить!..» И так далее. В этом человеке, несомненно, погиб великий эстрадный комик.

Тактический Джигурда

Однако осталось много других. Вот, например, Муслим Аш-Шишани, он же Маргошвили, тоже выходец из Грузии. Сетевые шутники называют его Тактическим Джигурдой – за сходство с российским шоуменом и большое количество навешанного на этого моджахеда военного снаряжения. Надо сказать, настоящему Джигурде до него далеко – в кадре Аш-Шишани смотрится великолепно: мужественно и спокойно комментирует события под осколками и пулями. Его много раз окружали, но он всегда выходил из окружения. Правда, злые языки поговаривают, что почему-то всегда один… И что, когда по его базам наносили авиаудары, он всегда в последний момент выходил покурить. А уж самые злые шепчут, что никакой он не Муслим, да и не Маргошвили, а имеет вполне славянские имя и фамилию и даже чин подполковника ФСБ. Но это, конечно, грязная клевета на стойкого бойца джихада. Вот, пожалуй, Тактический Джигурда имеет все шансы занять в повстанческом интернете вакантное место обретающегося ныне с гуриями Сейфуллаха.

 

Дружественное отрезание головы

 

Надо сказать, что в разгар восстания в Сирии видео, которое выкладывали в Сеть мятежники, впечатляло. Как правило, за счёт очень быстрой убыли операторов. Ну, не знаю, героем или идиотом надо быть, чтобы снимать, как правительственный танк разворачивает орудие на твою камеру. Видно, как из ствола орудия вылетает пламя, и всё – чернота… Таких роликов одно время было полно. Потом стало меньше – очевидно, образовалось слишком много вакансий операторов. Сериал продолжился такими, например, захватывающими шедеврами, как стрельба моджахедов из украденного ими где-то противотанкового ракетного комплекса «Корнет» российского производства. Очень долго возятся с ракетой, наконец с грехом пополам заряжают орудие, бабахают и радостно сообщают Аллаху, что «намерены посетить бар». Поскольку противник не показан, выстрел был явно произведён на публику, а ракета ушла «в молоко».

Сирийский повстанческий интернет-балаган достиг апогея в сцене «дружественного отрезания головы» – это ноу-хау сирийских мятежников, до сих пор был известен лишь «дружественный огонь», когда по ошибке палят по своим. Террористы поместили в интернете видео расправы с человеком, которого они называли боевиком шиитского ополчения, воюющего на стороне Асада. Он, раненый, лежал в госпитале и повторял в бреду имена Али и Хусейн. Решив, что он обращается к почитаемым шиитами имамам, суннитские моджахеды отрезали ему голову и радостно трясли ею перед камерой. Однако через несколько часов выяснилось, что они убили Мухаммада Фариса, полевого командира суннитской группировки «Ахрар Аш-Шам»…

Это было бы смешно, не будь это страшно. Думаю, нет интернет-пользователя, не видевшего жуткие кадры, как озверевшая толпа терзает бывшего лидера Ливии Каддафи. А люди с нервами покрепче помнят омерзительные видео казни пленных русских солдат в Чечне или заложников в Ираке. Но самое страшное, что эти кадры, которые вообще нельзя показывать, вполне доступны детям и подросткам. Складывается впечатление, что этим кровавым сетевым шоу нас готовят к реальным войнам и смутам.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.