Будем раскачивать поезд?
Были времена, когда тяжело было комментировать победы «Зенита». Они одерживались словно под копирку, на автомате, и, сами понимаете, восхвалять долго одно и то же утомительно. Сейчас другая крайность. Какой-то День сурка. Мы засыпаем в прошлом году, просыпаемся в этом – а ничего не меняется
Были времена, когда тяжело было комментировать победы «Зенита». Они одерживались словно под копирку, на автомате, и, сами понимаете, восхвалять долго одно и то же утомительно. Сейчас другая крайность. Какой-то День сурка. Мы засыпаем в прошлом году, просыпаемся в этом – а ничего не меняется. Как проигрывали в Лиге чемпионов, пропуская за матч четыре гола, так и проигрываем. Как играем серо, без огонька и просвета в чемпионате России, так и играем. Что, скажете, матч с «Уралом», сыгранный 6 декабря на «Петровском», сильно отличается от того, что «Зенит» провёл в воскресенье с «Томью»? Только счётом. Тогда «Зенит» выиграл не без труда 2:1, а сейчас разошлись миром 0:0. И вот эта победа над «Уралом» – единственная за последние одиннадцать матчей, сыгранных командой Лучано Спаллетти в различных турнирах. Вдумайтесь в эту статистику. Какие тут ещё нужны оправдания и объяснения? Какие краски, чтобы мазать жуткую картину?
Мы видим, что старой команды уже нет, а новая ещё не построена. Команды умирают и возрождаются по-разному. Тут важен фактор времени и наследия. Анатолий Бышовец, скажем, в середине 1990-х пропустил через «Зенит» много разных игроков, в том числе привезённых с Украины, прежде чем перед нашими взорами предстал боеспособный коллектив. На это ушёл почти год. А скажем, Властимил Петржела, попав в критическую для себя ситуацию в 2003-м (серия поражений, в том числе от московского «Динамо» 1:7), быстро вывернулся из неё, благодаря тому что под рукой была группа молодых перспективных игроков – Аршавин, Кержаков, Денисов, Быстров. Они вместе с Малафеевым и Радимовым определяли лицо «Зенита» долгое время. Именно в такую, почти готовую команду пришёл летом 2006-го Дик Адвокаат, который дополнил её новыми игроками (Тимощук, Зырянов, Домингес, Погребняк, Файзулин, Широков), и в результате «Зенит» добился триумфальных результатов, выиграв чемпионат и Кубок УЕФА. Анатолий Давыдов, сменивший Адвокаата после, кстати, матча с «Томью» летом 2009-го, тоже работал не на развалинах и «успел» дотащить «Зенит» до третьего места. Спаллетти, опиравшийся на тех же российских игроков, дал команде новый импульс, правильно использовал её лучшие качества, построив игру на скорости, которая тогда у зенитовцев ещё была, и вырвал свой кусок славы в виде двух чемпионских титулов и пары кубков.
Сейчас Денисов – в «Динамо», Быстров – в «Анжи», Широков – в «Краснодаре», Аршавин травмирован. Я не говорю, что без этих игроков невозможен «Зенит», но нужна какая-то новая идея. Только времени на её реализацию нет. До конца чемпионата – десять туров. И в этом плане можно понять ход Спаллетти, который отказался от игроков, «подпиравших» основной состав (Ходжаниязов, Могилевец, Соловьёв) и способных внести в игру свежую струю. На финишном отрезке решил сделать ставку на самых надёжных, мастеровитых, а молодые пусть играют, набираются опыта в других клубах. Но эти футболисты, выбранные Спаллетти, должны сейчас выдать максимум, добиться результата. А они «Томь», занимающую 13-е место, обыграть не могут. И тренер говорит о переменах.
Всё это напоминает бородатый советский анекдот про брежневский застой: раскачивайте поезд – делайте вид, что мы едем.