Не так страшны санкции, как их малюют?
«НВ» разбиралось, как США и Евросоюз могут наказать Россию за вмешательство в украинский кризис
«НВ» разбиралось, как США и Евросоюз могут наказать Россию за вмешательство в украинский кризис
Для многих жителей нашей страны, в частности старшего поколения, угрозы экономических санкций со стороны Запада, увы, не пустой звук. Те, кто вырос в советское время, помнят холодную войну и «железный занавес», помнят времена, когда большой удачей считалось купить югославский гарнитур, польскую косметику, румынскую обувь, когда выбор автомобиля сводился к выбору между «Жигулями» и «Москвичом», точнее, к выбору – в очередь на какую из этих двух марок записаться. Правда, в эти же времена практически каждая семья бесплатно получала от государства квартиру, участок земли под дачу, дети гарантированно имели место в детских садах, школах, возможность получить высшее образование и широкий выбор мест работы, но будем считать, что всё это мелочи. А вот скудного товарного выбора не забыть до сих пор. Поэтому обрисуем ситуацию с возможными экономическими санкциями Запада в отношении России – если он всё же решится их ввести. Но, забегая вперёд, скажем, что возможность таких санкций можно свести к одной известной фразе: «Кто хочет – тот не может. А кто не может – тот и не должен хотеть».
Три карты для РоссииЕсли бы ЕС и США имели реальную возможность ввести санкции – это ещё не значит, что они их уже ввели бы, но, как минимум, хотя бы перечислили их. Между тем большая часть озвученного на сегодня списка сводится к дипломатическим демаршам, которые на санкции явно не тянут. Первое «наказание» – это замораживание подготовки к встрече летом в Сочи «Большой восьмёрки» и возможное возвращение Запада к формату «Большой семёрки» – без России. Российские политики отнеслись к этой возможности без волнения. Россия потеряет разве что возможность дискуссий с западными лидерами, а вот «семёрка» утратит по сравнению с «восьмёркой» половину своего авторитета и влияния, потому что превратится в чисто западный междусобойчик.
Наказание номер два – запрет российским чиновникам, причастным, по мнению госдепартамента США, к событиям на Украине, посещать США и возможный арест их счетов в этой стране. Замах широкий, но пока американский список включает в себя, по имеющимся данным, меньше десятка фамилий, в действие он не введён, об арестах счетов ни слуху ни духу. То есть даже в США всё сводится к сотрясению воздуха. В ЕС же и такого списка пока не составили.
Третью «кару» для России предложили несколько американских сенаторов – отозвать у нас право проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году. Проблема в том, что даже весь сенат не может командовать мировым футболом и решать, где что проводить. К тому же России придётся заплатить за будущий чемпионат немаленькие деньги – и вряд ли сейчас найдётся много желающих взять эту ношу на себя.
По мелочи – приостановка сотрудничества по линии Россия – НАТО и переговоров о безвизовом режиме с ЕС. Всё это уже было после «пятидневной войны» в августе 2008 года, и всё было отменено. Потому что для НАТО очень важна возможность иметь информацию о военном (особенно ядерном) потенциале России, а возможность безвизового режима всерьёз никто пока не рассматривает – этот козырь ЕС никогда не отдаст.
Заморозка счетов и активовЭта мера была отработана на Иране, у которого США заморозили около 5 миллиардов долларов (впрочем, точных данных нет), позднее на Ливии. Санкции стали возможными в силу того, что у западных стран банковских счетов и активов в этих странах практически не было, поэтому ответных конфискаций они могли не опасаться. Ситуация с Россией иная. По данным агентства Б лумберг, западные активы в России оцениваются в 242 миллиарда долларов. Это вложения в акции российских компаний и прямые инвестиции в совместные и чисто западные предприятия – заводы, торговые сети, банки, страховые компании. Если будут заморожены счета российских компаний в странах западного блока, которые тот же Блумберг оценивает в 160 миллиардов долларов, то счёт будет в нашу пользу. Впрочем, указанными суммами он не исчерпывается. Объём кредитов, взятых российскими компаниями в западных банках, оценивается в 720 миллиардов долларов. «Заморозка» даст право этот долг не отдавать. 136 миллиардов долларов из резервов Банка России вложены в гособлигации США. Америка не может отказаться от выкупа этих бумаг, а вот Россия может их продать в любой момент. Если это сделает только Россия – бюджет США и мировая долларовая система пошатнутся. Если это сделает и Китай или же просто возникнет паника, она может рухнуть.
Рисковать этим даже не из-за Украины, а из-за какой-то её части – Крыма вряд ли имеет смысл. Поэтому сценарий заморозки активов, скорее всего, фантастика.
Ударят рублём?Чуть более реальны обычные экономические санкции. Классические санкции сводятся к тому, что их инициаторы не продают «наказанной» стороне своих товаров и не покупают её товаров. В период холодной войны это было возможно: Европа и США существовали автономно от социалистического блока и даже процветали, доказывая тем самым преимущества своего способа хозяйствования. Но сейчас не 1960–1080-е годы прошлого века, когда Запад добивался успехов за счёт неравноправной торговли со странами третьего мира – именно это и было основой его процветания. И не 1990-е – «нулевые» года конца прошлого – начала нынешнего века, когда, чтобы не потерять привычный жизненный уровень, Европа и США начали жить в долг, в счёт будущих поколений.
Сейчас же «окно возможностей» для введения экономических санкций в отношении России захлопнулось. Россия уже вошла в мировую систему разделения труда, став поставщиком углеводородов, металлов, пшеницы. Без российских деталей сейчас не может быть построен ни один американский «боинг», да и американские космические ракеты оснащаются российскими двигателями. Россия является и крупнейшим покупателем европейских товаров, в случае торговой блокады в ЕС обанкротятся тысячи предприятий. А кризис, как пожар, раз возникнув, дальше разгорается сам по себе.
Поэтому европейские лидеры ограничиваются пока только туманными намёками. Причём премьер Британии предупреждает, что его страна к санкциям вряд ли присоединится, аналогично поступает и Франция, лицо сохраняет только Германия – хотя всем известно, что именно она больше всех зависит и от поставок газа из России, и от поставок машин и оборудования в нашу страну.
В сухом остаткеТак стоило ли вообще огород городить и пытаться напугать Россию малореальными и почти самоубийственными для Запада санкциями? Ответ, наверное, в том, что никакого единого Запада не было и нет. Разделение идёт не только по странам, но и по общественным группам. Взять набивший оскомину вопрос о безвизовом режиме между Россией и ЕС – малый и средний бизнес Европы, вся сфера обслуживания, торговля были бы счастливы, если бы российские туристы могли ездить к ним без виз. Власти были бы им рады куда больше, чем евросоюзовским мигрантам из Румынии и Болгарии. Безвизовый режим поддерживают даже многие главы государств.
Против только руководство Евросоюза – еврокомиссии и европарламентарии, которые ни за что конкретно не отвечают, но добиваются соблюдения европейской дисциплины. И сейчас именно функционеры, не представляющие никакую страну, – типа пресловутой Кэтрин Эштон – требуют санкций. У Соединённых Штатов позиция двойственная. С одной стороны, им любая заваруха – хоть в Египте, хоть на Украине – на руку, потому что при любой напряжённости в мире повышается спрос на доллары. С другой – Америка уже проела своё былое лидерство в разорительных неудачных войнах, в долговой политике и сейчас сама стала уязвимой. Поэтому Барак Обама очень смел в заявлениях в адрес России, но – очень осторожен в поступках.
Мы живём в ХХI веке, веке новых политических технологий. «Горячие» войны сейчас признаны неэффективными – выгодней разлагать противника изнутри, подкупая творческие элиты, меньшинства, проплачивая политическую оппозицию, помогая становлению местных боевиков. Столь же неэффективны традиционные торговые санкции, которые бьют по обеим сторонам, но не дают нужного политического эффекта. На смену им пришла эпоха информационных войн. Когда не вводят санкции, а угрожают их введением, превращая в оружие неосведомлённость, опасения и страхи простых людей. Именно такая война ведётся против нас сейчас.
авторитетно
«Бойкоты следует использовать так, чтобы не нанести ущерб себе»Экс-канцлер ФРГ Герхард Шрёдер в выходные дал несколько интервью немецким изданиям, в которых выразил свою точку зрения по поводу событий на Украине и вокруг неё.
–Руководство Еврокомиссии не имеет ни малейшего понятия, насколько Украина расколота культурно и что с ней нельзя обращаться привычным образом. Еврокомиссия изначально совершила огромную ошибку, предложив Украине соглашение об ассоциации с ЕС по принципу «Или с нами, или с Россией». Было бы намного лучше, если бы ЕС сделал возможным принятие решений «в обоих направлениях».
– Говоря об экс-премьере Юлии Тимошенко, могу сказать только одно: никто не может знать, какие у неё материальные интересы. Сохраняется опасность, что огромная материальная помощь Украине, за которую я выступаю, снова окажется не в тех карманах.
– Я могу лишь представить себе, что движет Владимиром Путиным, – лично я с ним не разговаривал. После падения «железного занавеса» страна столкнулась с новыми реалиями, а у границ бывшего СССР произошли весьма неблагоприятные события. И теперь российский президент стремится объединить Россию, развивать её экономически, сделать её большой и сильной – на одном уровне с США.
– Российская политика в Крыму формально нарушает международное право, но я призываю не спешить с выводами. Я ведь в своё время поступил так же – мы послали наши самолёты в Сербию, и они вместе с НАТО бомбили суверенное государство без мандата Совета Безопасности ООН. Косово стало «шаблоном» для событий, происходящих ныне в Крыму. Найти решение конфликта поможет только диалог с Россией, а не спираль санкций против неё.
– Для Германии санкции против России окажутся болезненнее, чем для других стран. При этом с переговорами лучше не торопиться: вполне возможно, что Москва согласится на них лишь тогда, когда в Киеве будет выбрано новое правительство, представляющее всё население.
– Я выступаю категорически против попыток изолировать Россию – в частности, путём отказа от участия в саммите «Большой восьмёрки» в Сочи. В условиях подобного кризиса любые меры, лишающие стороны возможности для ведения дискуссии, являются ошибочными. Бойкоты следует использовать таким образом, чтобы не нанести основной ущерб себе же самому.