Парковки в центре. Плата за промедление
Когда в центре Петербурга заработает система платных парковок и почему она до сих пор не введена?
Платные парковки не только решат проблему дефицита собственно парковочных мест, но и избавят центр Петербурга от пробок
На днях, выступая перед депутатами городского парламента, вице-губернатор Марат Оганесян заявил, что в центре Петербурга необходимо вводить систему платных парковок.
– Мы наблюдаем серьёзное увеличение количества автомобилей в городе, – отметил вице-губернатор. – Убеждён: если не примем ряд экстренных мер, нас ждут тяжёлые последствия. И безусловно, нам не уйти и от платной парковки в центре. Если мы не сделаем этого до 2016 года, нас ждут серьёзные проблемы.
Вскоре чиновники комитета по развитию транспортной инфраструктуры рассказали, что внедрение системы платных парковок планируется начать именно в 2016 году. Но – только с небольшого района в Коломне. В виде, так сказать, эксперимента.
Тем временем система платных парковок в центральных районах мегаполисов успешно действует по всему миру, включая Москву. А в Петербурге её внедрение должно было начаться ещё в 2013 году. Но воз, по сути, и ныне там…
Экспертное сообщество давно сошлось в научно обоснованном заключении: транспортная инфраструктура Петербурга едва ли не безнадёжно отстаёт от требований времени. Попросту говоря: центр города забит автомобилями, и перспективы безрадостные: машин будет становиться всё больше.
Что делать? Строить новые дороги? Но это будет только стимулировать дальнейший рост автомобилизации и никак не решит проблему пробок. Выход – и это поняли во всём мире – только один: дестимулировать использование личного автотранспорта, особенно в центре города. А для этого параллельно с развитием сети общественного транспорта необходимы, увы, ограничительные меры.
Самая радикальная из них – создание пешеходных зон за счёт уменьшения площади проезжей части. По такому пути уже несколько десятилетий идёт Копенгаген, запретная для автомобилей зона появилась в Риме, пешеходных улиц становится всё больше по всей Европе и даже в Москве.
Вторая распространённая мера (самый яркий пример – Лондон) – введение платы за въезд в центральную часть города. Внедрение этой системы в Петербурге стоило бы копейки благодаря тому, что в нашем стоящем на островах городе очень мало пунктов въезда/выезда в центр. Однако, для того чтобы воплотить такой проект в жизнь, необходим федеральный закон, позволяющий городам устанавливать плату за въезд в центр.
И, наконец, самое распространённое решение – платные парковки в центре. В Петербурге о них говорят давно. Ещё летом 2011 года были внесены поправки в региональное законодательство, которые наделяют правительство города полномочиями по взиманию платы за стоянку на улично-дорожной сети. А в 2012 году город профинансировал комплексное научное исследование, посвящённое тому, где может быть введена платная парковка в Петербурге и какой должна быть плата. Предполагалось, что уже в 2013 году на основе полученных данных заработает пилотная зона платной парковки.
Но вскоре в Смольном подсчитали, что создание 65 тысяч парковочных мест в центральных районах обойдётся бюджету примерно в 5 миллиардов рублей, – и программа застопорилась.
И вот на днях стало известно, что Смольный уже в этом году намерен заключить со Всемирным банком кредитное соглашение о софинансировании проекта по созданию в центре Петербурга платных парковочных зон. Стоимость проекта оценивается уже в 2 миллиарда рублей (половину, как сообщают в Смольном, выделит Всемирный банк, половину – федеральный бюджет). Но ведь речь идёт всего о нескольких кварталах (участок, ограниченный Невой, Фонтанкой, Лермонтовским проспектом, улицей Декабристов, набережной Крюкова канала и площадью Труда).
Почему же внедрение платной парковки стоит так дорого?
Во-первых, помимо парковочных зон нынешний проект включает в себя установку различных систем фото- и видеонаблюдения за нарушениями ПДД на перекрёстках, мониторинга транспортных потоков… А предыдущая разработанная концепция (та, которая стоит 5 миллиардов) подразумевала систему, очень схожую с одной из самых передовых систем платных парковок, которая реализована в Сан-Франциско. Там каждое парковочное место оборудовано датчиками, которые определяют наличие припаркованного автомобиля. Любой желающий может узнать о наличии свободных мест на сайте системы или через мобильное приложение. Датчики позволяют гибко отслеживать востребованность той или иной микрозоны для формирования гибкого плана тарификации в реальном времени. Цена должна быть такой, чтобы на улице всегда было 5–10 процентов свободных мест.
Скептики полагают: в нашем городе не могут организовать даже систему видеонаблюдения за дорогами, у нас провалился проект системы «умных светофоров», и поэтому внедрение дорогой, а главное, очень сложной системы – утопия.
Конечно, можно просто нарисовать разметку, установить механические паркоматы, как в Америке 1940-х годов, и поставить на каждую улицу по жандарму, который будет проверять квитанции под лобовым стеклом автомобилей, и таким образом сэкономить на стоимости проекта.
Но сторонники «умной» системы настаивают: главное её достоинство в возможности удалённого отслеживания текущей ситуации во всей зоне платной парковки, что позволяет на начальном этапе оценить и установить фиксированную тарифную сетку для разных категорий улиц, а в будущем гибко регулировать стоимость парковки в зависимости от текущего спроса на той или иной улице. Водители же получают возможность заранее обладать информацией не только о пробках на дорогах, но и о свободных местах и тарифах в зоне платной парковки, что позволит выбрать наилучший маршрут и избежать потери времени на поиск места для парковки.
…Так или иначе разговоров вокруг необходимости введения платных парковок в центре пока куда больше, чем дела. Идут споры о том, какая именно система должна быть внедрена, о том, когда и где должны появиться платные парковки… А время идёт – и машин в Петербурге становится всё больше.
Словом, мы идём по пути Москвы. Там тоже долго спорили (сопротивление части автомобильного сообщества в этом вопросе неизбежно), а в конце концов – когда центр столицы просто встал в пробках – приняли политическое, можно сказать, решение: немедленно вводить и планомерно расширять зону платной парковки, параллельно увеличивая пешеходные площади центра. Недовольных поначалу было много. Но в итоге подавляющее большинство москвичей сегодня согласны: все технические проблемы решены, на улицах центра стало просторнее, а проблема, как припарковаться, исчезла.
Видимо, и властям Петербурга, который пока заметно уступает Москве в уровне автомобилизации, придётся пройти этот путь: дождаться, когда транспортная обстановка в центре станет совершенно невыносимой, и только потом проявить политическую волю.
Но проявить эту волю рано или поздно придётся. Или вы думаете, что автомобилисты Европы тремя руками голосовали за платные парковки?..
Так что весь вопрос в том, когда Петербург осознает необходимость введения платных парковок: рано или поздно. Чем позже, тем это будет сложнее для города и болезненнее для автомобилистов.
кстати
Без платных парковок «Невский бульвар» невозможенНапомним, что введение системы платных парковок в центре города – неотъемлемая часть проекта «Невский бульвар», который поддержала наша газета, чиновники комитета по транспорту и многие известные петербуржцы. Речь идёт об идее реконструировать часть Невского проспекта (рабочий вариант – от Мойки до Фонтанки или до Садовой): широкая пешеходная зона в центре, узкие тротуары и по две полосы движения (предположительно, для общественного транспорта и местных жителей) по краям. Задача проекта – избавить центр города от пробок, перенаправив транспортные потоки, улучшить атмосферу исторического центра, вернуть Невскому величие и простор. Начать реконструкцию предлагается в 2016 году, когда на полную мощь заработает ЗСД и, как предполагалось, будет внедрена система платных парковок в центре.
Система платных парковок уже введена в центре Москвы Самая передовая система платных парковок внедрена в Сан-Франциско
мифы о платных парковках
Миф № 1Когда говорят о платных парковках, то часто можно услышать следующий «контраргумент»: мол, а где вы собираетесь строить эти парковки? В центре города, дескать, и так нет места! Это обывательское заблуждение охотно подпитывают и представители разного рода автомобильных сообществ.
Так, один из лидеров комитета по защите прав автомобилистов в ходе дискуссии в прямом эфире «Радио Балтика» заявил:
– Сейчас я не езжу в некоторые районы центра, потому что там негде парковаться. А если там будет платная парковка, то поеду. То есть введение платных парковок только увеличит количество машин в центре!
Что это? Наивное непонимание или заведомое стремление ввести аудиторию в заблуждение?..
Дело в том, что под введением платных парковок подразумевается, конечно же, не появление новых парковочных мест (неких «парковок»), а введение платы за использование уже существующих (вкупе с ужесточением контроля за нарушениями правил парковки), в некоторых же случаях – и элементарный запрет на парковку там, где сейчас она разрешена.
Миф № 2Второй миф о платных парковках заключается в том, что эта система направлена на пополнение бюджета (мол, хотят с народа деньги содрать!). На самом же деле цель совершенно иная: решение транспортных проблем, избавление города от пробок. Плата же является лишь формой имущественного ценза, позволяющего регулировать число перемещающихся и стоящих на центральных улицах автомобилей. Иными словами, цель – сделать так, чтобы в центр города на личном автотранспорте ездили те, кому это действительно необходимо. При этом полученные за счёт вводимых мер средства могут быть направлены на развитие общественного транспорта, обустройство перехватывающих парковок и другие направления улучшения качества транспортной инфраструктуры города.
по пунктам
Какую пользу принесут платные парковки• Сокращение маятниковой миграции, то есть ежедневных поездок на автомобилях в центр города на весь день (поездки на работу, учёбу), за счёт повышения стоимости поездки.
• Разгрузка улиц, ведущих к центру города.
• Равномерное распределение припаркованных автомобилей.
• Сокращение «блуждающего трафика» (в поисках места для парковки).
• Автомобилист всегда будет знать, что за определённую сумму он гарантированно быстро найдёт место для парковки, причём сможет выбрать наиболее подходящую по тарифу территорию заранее, ещё до начала пути.
• Улучшение городской среды благодаря исчезновению из центра «лишних» автомобилей.
• Улучшение качества воздуха на центральных улицах, страдающих от недостатка зелени.
• Повышение пунктуальности работы наземного общественного транспорта в центре города.
тем временем…
• В Вашингтоне действует платная парковка в дневное время по будням, причём оставить машину разрешается не более чем на два часа.
• В Париже, который разбит на три тарифные зоны, действует дневная платная парковка, на большинстве парковок запрещается оставлять машину дольше чем на два часа (местные жители имеют право на льготный абонемент).
• В Перми введён режим парковки, который предусматривает нахождение автомобиля на парковочном месте не более 120 минут, при превышении этого времени на автомобилиста накладывается штраф за нарушение.