Парковки в центре. Плата за промедление

Когда в центре Петербурга заработает система платных парковок и почему она до сих пор не введена?

Когда в центре Петербурга заработает система платных парковок и почему она до сих пор не введена?

Платные парковки не только решат проблему дефицита собственно парковочных мест, но и избавят центр Петербурга от пробок

На днях, выступая перед депутатами городского парламента, вице-губернатор Марат Оганесян заявил, что в центре Петербурга необходимо вводить систему платных парковок.

– Мы наблюдаем серьёзное увеличение количества автомобилей в городе, – отметил вице-губернатор. – Убеждён: если не примем ряд экстренных мер, нас ждут тяжёлые последствия. И безусловно, нам не уйти и от платной парковки в центре. Если мы не сделаем этого до 2016 года, нас ждут серьёзные проблемы.

Вскоре чиновники комитета по развитию транспортной инфраструктуры рассказали, что внедрение системы платных парковок планируется начать именно в 2016 году. Но – только с небольшого района в Коломне. В виде, так сказать, эксперимента.

Тем временем система платных парковок в центральных районах мегаполисов успешно действует по всему миру, включая Москву. А в Петербурге её внедрение должно было начаться ещё в 2013 году. Но воз, по сути, и ныне там…

Экспертное сообщество давно сошлось в научно обоснованном заключении: транспортная инфраструктура Петербурга едва ли не безнадёжно отстаёт от требований времени. Попросту говоря: центр города забит автомобилями, и перспективы безрадостные: машин будет становиться всё больше.

Что делать? Строить новые дороги? Но это будет только стимулировать дальнейший рост автомобилизации и никак не решит проблему пробок. Выход – и это поняли во всём мире – только один: дестимулировать использование личного автотранспорта, особенно в центре города. А для этого параллельно с развитием сети общественного транспорта необходимы, увы, ограничительные меры.

Самая радикальная из них – создание пешеходных зон за счёт уменьшения площади проезжей части. По такому пути уже несколько десятилетий идёт Копенгаген, запретная для автомобилей зона появилась в Риме, пешеходных улиц становится всё больше по всей Европе и даже в Москве.

Вторая распространённая мера (самый яркий пример – Лондон) – введение платы за въезд в центральную часть города. Внедрение этой системы в Петербурге стоило бы копейки благодаря тому, что в нашем стоящем на островах городе очень мало пунктов въезда/выезда в центр. Однако, для того чтобы воплотить такой проект в жизнь, необходим федеральный закон, позволяющий городам устанавливать плату за въезд в центр.

И, наконец, самое распространённое решение – платные парковки в центре. В Петербурге о них говорят давно. Ещё летом 2011 года были внесены поправки в региональное законодательство, которые наделяют правительство города полномочиями по взиманию платы за стоянку на улично-дорожной сети. А в 2012 году город профинансировал комплексное научное исследование, посвящённое тому, где может быть введена платная парковка в Петербурге и какой должна быть плата. Предполагалось, что уже в 2013 году на основе полученных данных заработает пилотная зона платной парковки.

Но вскоре в Смольном подсчитали, что создание 65 тысяч парковочных мест в центральных районах обойдётся бюджету примерно в 5 миллиардов рублей, – и программа застопорилась.

И вот на днях стало известно, что Смольный уже в этом году намерен заключить со Всемирным банком кредитное соглашение о софинансировании проекта по созданию в центре Петербурга платных парковочных зон. Стоимость проекта оценивается уже в 2 миллиарда рублей (половину, как сообщают в Смольном, выделит Всемирный банк, половину – федеральный бюджет). Но ведь речь идёт всего о нескольких кварталах (участок, ограниченный Невой, Фонтанкой, Лермонтовским проспектом, улицей Декабристов, набережной Крюкова канала и площадью Труда).

Почему же внедрение платной парковки стоит так дорого?

Во-первых, помимо парковочных зон нынешний проект включает в себя установку различных систем фото- и видеонаблюдения за нарушениями ПДД на перекрёстках, мониторинга транспортных потоков… А предыдущая разработанная концепция (та, которая стоит 5 миллиардов) подразумевала систему, очень схожую с одной из самых передовых систем платных парковок, которая реализована в Сан-Франциско. Там каждое парковочное место оборудовано датчиками, которые определяют наличие припаркованного автомобиля. Любой желающий может узнать о наличии свободных мест на сайте системы или через мобильное приложение. Датчики позволяют гибко отслеживать востребованность той или иной микрозоны для формирования гибкого плана тарификации в реальном времени. Цена должна быть такой, чтобы на улице всегда было 5–10 процентов свободных мест.

Скептики полагают: в нашем городе не могут организовать даже систему видеонаблюдения за дорогами, у нас провалился проект системы «умных светофоров», и поэтому внедрение дорогой, а главное, очень сложной системы – утопия.

Конечно, можно просто нарисовать разметку, установить механические паркоматы, как в Америке 1940-х годов, и поставить на каждую улицу по жандарму, который будет проверять квитанции под лобовым стеклом автомобилей, и таким образом сэкономить на стоимости проекта.

Но сторонники «умной» системы настаивают: главное её достоинство в возможности удалённого отслеживания текущей ситуации во всей зоне платной парковки, что позволяет на начальном этапе оценить и установить фиксированную тарифную сетку для разных категорий улиц, а в будущем гибко регулировать стоимость парковки в зависимости от текущего спроса на той или иной улице. Водители же получают возможность заранее обладать информацией не только о пробках на дорогах, но и о свободных местах и тарифах в зоне платной парковки, что позволит выбрать наилучший маршрут и избежать потери времени на поиск места для парковки.

…Так или иначе разговоров вокруг необходимости введения платных парковок в центре пока куда больше, чем дела. Идут споры о том, какая именно система должна быть внедрена, о том, когда и где должны появиться платные парковки… А время идёт – и машин в Петербурге становится всё больше.

Словом, мы идём по пути Москвы. Там тоже долго спорили (сопротивление части автомобильного сообщества в этом вопросе неизбежно), а в конце концов – когда центр столицы просто встал в пробках – приняли политическое, можно сказать, решение: немедленно вводить и планомерно расширять зону платной парковки, параллельно увеличивая пешеходные площади центра. Недовольных поначалу было много. Но в итоге подавляющее большинство москвичей сегодня согласны: все технические проблемы решены, на улицах центра стало просторнее, а проблема, как припарковаться, исчезла.

Видимо, и властям Петербурга, который пока заметно уступает Москве в уровне автомобилизации, придётся пройти этот путь: дождаться, когда транспортная обстановка в центре станет совершенно невыносимой, и только потом проявить политическую волю.

Но проявить эту волю рано или поздно придётся. Или вы думаете, что автомобилисты Европы тремя руками голосовали за платные парковки?..

Так что весь вопрос в том, когда Петербург осознает необходимость введения платных парковок: рано или поздно. Чем позже, тем это будет сложнее для города и болезненнее для автомобилистов.

 

кстати

Без платных парковок «Невский бульвар» невозможен

Напомним, что введение системы платных парковок в центре города – неотъемлемая часть проекта «Невский бульвар», который поддержала наша газета, чиновники комитета по транспорту и многие известные петербуржцы. Речь идёт об идее реконструировать часть Невского проспекта (рабочий вариант – от Мойки до Фонтанки или до Садовой): широкая пешеходная зона в центре, узкие тротуары и по две полосы движения (предположительно, для общественного транспорта и местных жителей) по краям. Задача проекта – избавить центр города от пробок, перенаправив транспортные потоки, улучшить атмосферу исторического центра, вернуть Невскому величие и простор. Начать реконструкцию предлагается в 2016 году, когда на полную мощь заработает ЗСД и, как предполагалось, будет внедрена система платных парковок в центре.

Система платных парковок уже введена в центре Москвы Самая передовая система платных парковок внедрена в Сан-Франциско

мифы о платных парковках

Миф № 1

Когда говорят о платных парковках, то часто можно услышать следующий «контраргумент»: мол, а где вы собираетесь строить эти парковки? В центре города, дескать, и так нет места! Это обывательское заблуждение охотно подпитывают и представители разного рода автомобильных сообществ.

Так, один из лидеров комитета по защите прав автомобилистов в ходе дискуссии в прямом эфире «Радио Балтика» заявил:

– Сейчас я не езжу в некоторые районы центра, потому что там негде парковаться. А если там будет платная парковка, то поеду. То есть введение платных парковок только увеличит количество машин в центре!

Что это? Наивное непонимание или заведомое стремление ввести аудиторию в заблуждение?..

Дело в том, что под введением платных парковок подразумевается, конечно же, не появление новых парковочных мест (неких «парковок»), а введение платы за использование уже существующих (вкупе с ужесточением контроля за нарушениями правил парковки), в некоторых же случаях – и элементарный запрет на парковку там, где сейчас она разрешена.

Миф № 2

Второй миф о платных парковках заключается в том, что эта система направлена на пополнение бюджета (мол, хотят с народа деньги содрать!). На самом же деле цель совершенно иная: решение транспортных проблем, избавление города от пробок. Плата же является лишь формой имущественного ценза, позволяющего регулировать число перемещающихся и стоящих на центральных улицах автомобилей. Иными словами, цель – сделать так, чтобы в центр города на личном автотранспорте ездили те, кому это действительно необходимо. При этом полученные за счёт вводимых мер средства могут быть направлены на развитие общественного транспорта, обустройство перехватывающих парковок и другие направления улучшения качества транспортной инфраструктуры города.

 

по пунктам

Какую пользу принесут платные парковки

• Сокращение маятниковой миграции, то есть ежедневных поездок на автомобилях в центр города на весь день (поездки на работу, учёбу), за счёт повышения стоимости поездки.

• Разгрузка улиц, ведущих к центру города.

• Равномерное распределение припаркованных автомобилей.

• Сокращение «блуждающего трафика» (в поисках места для парковки).

• Автомобилист всегда будет знать, что за определённую сумму он гарантированно быстро найдёт место для парковки, причём сможет выбрать наиболее подходящую по тарифу территорию заранее, ещё до начала пути.

• Улучшение городской среды благодаря исчезновению из центра «лишних» автомобилей.

• Улучшение качества воздуха на центральных улицах, страдающих от недостатка зелени.

• Повышение пунктуальности работы наземного общественного транспорта в центре города.

 

тем временем…

• В Вашингтоне действует платная парковка в дневное время по будням, причём оставить машину разрешается не более чем на два часа.

• В Париже, который разбит на три тарифные зоны, действует дневная платная парковка, на большинстве парковок запрещается оставлять машину дольше чем на два часа (местные жители имеют право на льготный абонемент).

• В Перми введён режим парковки, который предусматривает нахождение автомобиля на парковочном месте не более 120 минут, при превышении этого времени на автомобилиста накладывается штраф за нарушение.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.