«Русские любят возвращаться к историческим корням»

Корреспондент «НВ» побеседовал с известным французским специалистом по ландшафтному дизайну, директором замка Амбуаз Жаном-Луи Сюро о тенденциях в «зелёном искусстве» и о том, что ждёт в этом плане Петербург

 

Корреспондент «НВ» побеседовал с известным французским специалистом по ландшафтному дизайну, директором замка Амбуаз Жаном-Луи Сюро о тенденциях в «зелёном искусстве» и о том, что ждёт в этом плане Петербург

– Месье Сюро, как вам Петербург в это время года? У нас считается, что с ноября по апрель он выглядит не очень приглядно.

– По-моему, ваш город красив в любой период. Я себя здесь чувствую прекрасно!

– Вы часто бываете в нашем городе?

– Вообще-то уже четвёртый раз! Правда, последний раз был около десяти лет назад.

– Изменился за эти годы Петербург? Что, на ваш взгляд, поменялось в ландшафтном дизайне?

– О, изменения очень хорошо заметны. Сегодня Петербург – это город ландшафтов и действительно город-музей. В последние годы были сделаны невероятные усилия, чтобы показать ваше великое архитектурное наследие во всей красе.

В России очень много отличных мастеров по созданию парков и садов, и это было всегда. Но я бы не стал разделять, например, Петербург, Париж или Вену – это всё Европа. Петербургские пейзажи и школа создания садов являются уникальным синтезом всей европейской школы.

– Несколько лет назад наш знаменитый Летний сад полностью изменил свой облик, стал классическим регулярным садом. Это вызвало у петербуржцев вопросы, многим изменения не понравились. Во Франции, например, возможно такое преображение привычного места отдыха?

– К сожалению, погулять по Летнему саду не удалось – я каждый раз приезжаю зимой. Но я видел сад вчера из окна автомобиля. Мне рассказали о его трансформации и о полемике, которую она вызвала. Для меня это не новость. Во всём мире такая полемика возникает всегда, когда мы хоть немного меняем такое понятие, как «коллективная память». Она, как правило, очень короткая. Сад, который выглядел в одном стиле век назад, за сто лет сильно меняется, и так же сильно меняется и восприятие тех, кто рядом с ним живёт. Через 100 лет наши потомки не смогут себе представить Летний сад в ином облике, чем сегодня.

Сад – это не архитектура, это живое искусство. Поэтому он развивается и меняется. Я это говорю вовсе не для того, чтобы уйти от полемики по поводу реставрации Летнего сада. Я думаю, что мастерами прежде всего двигало желание найти его настоящее лицо. Я замечаю, что в России есть тенденция поиска исторического самосознания, возвращения к отдалённым корням. Реставраторами двигало желание не приобрести что-то чужое, а найти исторический облик. Я видел реставрацию Михайловского замка, там тоже очень интересно, большие перемены. В контексте всего Петербурга реставрация Летнего сада кажется мне логичной.

– Насколько я знаю, нынешним летом вы приедете на фестиваль-выставку «Императорские сады России». Собираетесь поучаствовать в ней в качестве конкурсанта или просто для поиска новых идей?

– Я приеду как участник, представлю один из проектов. Я видел снимки с предыдущих фестивалей и был очень впечатлён! Будет очень интересно увидеть всё это вживую. Вообще, любой подобный фестиваль – это лаборатория идей. На них вы можете встретить вещи, которые вам не понравятся, другие композиции, наоборот, приведут в восторг. Но самое главное – такое мероприятие не может и не должно оставлять равнодушным, там всегда появляются эмоции. Считаю, что это как раз тот случай, когда в человеке реально пробуждается любопытство.

– В Петербурге этот фестиваль проводится уже несколько лет, стал очень популярным. Насколько он может быть интересен для европейских специалистов?

– Я уже говорил, что русские дизайнеры – это европейские дизайнеры. Страсть к зелёному пейзажу, к этой профессии сейчас развивается в Петербурге естественным путём. Это не удивительно, ведь почти всё население города живёт в городской среде. Природа отдалена от жизни, зелени жителям не хватает. Восприятие природы становится всё более индивидуальным и естественным. Поэтому у людей часто возникают творческие идеи. Ведь что такое сад? Это прикладной человеческий гений, действующий на природу. Сад – это природа, облагороженная человеком, и для города она очень важна. В этом смысле европейские дизайнеры могут не только многому научить петербуржцев, но и сами чему-то научиться.

– Экодизайн, характерный для европейских стран, актуален для Петербурга?

– Не могу сказать, что у вас он тоже будет востребован. Есть климатические условия, которые сильно влияют на работы экодизайнеров. Скажем, зелёные крыши вряд ли выдержат нормальную русскую зиму. В этом году снега было мало, и он не стал бы проблемой, но в другие зимы – уж точно.

Я думаю, что вас вскоре ждёт более активное «организованное использование природы»: специально проложенных тропинок для прогулок в ваших больших лесопарках и так далее. В Европе, кстати, такая же тенденция. Это не английский парк, где природу подделывали, чтобы она была вроде как красивее, чем натуральная, а новая тенденция, характерная прежде всего для северных архитекторов. У королевы Дании, например, свои охотничьи угодья, открытые для посещения. Можно ходить по специальным тропкам. Но в природу там не вмешиваются, а делают её приятно доступной. Надо ещё помнить о том, что мы живём в обществе потребления. Оно не экологично, очень много проблем от отходов. Поэтому нам нужно предложить не только место потребления, но и место созерцания.

– Насколько сложно руководить столь крупным и сложным объектом мирового наследия, как замок Амбуаз, и поддерживать в нём экологический баланс?

– Амбуаз каждый год привлекает около 250 тысяч туристов. Самая многочисленная группа иностранцев – это как раз русские гости. Я считаю, что Амбуаз – это комплексный музей и замок, и сад. У нас публике доступно всё, в том числе и газоны. То есть стараемся превратить его в то самое «место созерцания», о котором я уже говорил. И у нас это неплохо получается! Считаю, что и петербургские сады и парки в ближайшем будущем станут именно такими точками, где люди будут отдыхать и наслаждаться природой в гармонии с ней.

 

Что такое Амбуаз

Замок Амбуаз – один из самых известных исторических архитектурных памятников в долине Луары. У туристов он ценится прежде всего за прекрасный сквозной вид, открывающийся на долину.

Своё название замок получил по фамилии могущественного в Средние века семейства Амбуаз. Прославились они в первую очередь тем, что в один прекрасный день были обвинены в заговоре против короля (это случилось в первой половине XV века), после чего замок вместе с землями перешёл в распоряжение государственной казны.

Амбуаз был излюбленным местом Карла VIII, который пригласил для его достройки знаменитых итальянских архитекторов. Считается, что именно здесь появился первый за пределами Италии регулярный сад.

В 1515 году в соседнем с замком поместье (и соединённым с ним подземным ходом) поселился Леонардо да Винчи, который здесь заканчивал свою знаменитую Джоконду.

Доступ в Амбуаз открыт круглый год, но с апреля по август посетители могут осмотреть его с 9 до 19 часов, а в зимнее время – только до 17.30.

Наибольшей популярностью у туристов помимо парковой части ансамбля пользуются часовня Святого Гумберта, зал Барабанщиков и подземелья замка.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.