Все в парк!

На месте бывших трамвайных парков возводится жильё

На месте бывших трамвайных парков возводится жильё

Уже не первый год девелоперские компании Петербурга выкупают под застройку не свободные городские земли, а давно обжитые и даже застроенные участки: промзоны, садоводства и даже парки. Строительной агрессии не избежали и трамвайные парки, которые тоже безжалостно ломают ради новых ликвидных квадратных метров. По подсчётам «НВ», город лишился трёх трамвайных парков, а ещё на Московском проспекте, видимо, тоже доживает последние годы. Вспомним их, как полагается, – поимённо.

 

Трамвайный парк № 1 им. Коняшина

Эта площадка на Московском проспекте, 83, существует с октября 1907 года как Московский трамвайный парк. Он занимает большой участок напротив Новодевичьего монастыря между Московским проспектом, Малой Митрофаньевской улицей, будущей Молочной улицей и промзоной. На территории парка сохранились исторические краснокирпичные ангары, построенные в 1913–1915 годах архитектором Александром Ламагиным (сейчас это памятники).

Сегодня 1-й трампарк работает, но как долго это будет продолжаться, неизвестно. Уже не первый год власти пытаются его закрыть. Как неоднократно заявляли чиновники, это произойдёт сразу после того, как построят новый трамвайный парк – в Шушарах. Правда, пока возведение последнего даже не начиналось.

Фонд имущества Петербурга в 2012 году продал часть территории депо на Московском – северный участок, ближе к улице Красуцкого. Здесь казахстанский Meridian Capital намерен возвести жилой комплекс. Стройка пока не началась, но очевидно, что она не за горами. Сейчас растут высотки на бывшей территории «Петмола» и мясокомбината – между Московским проспектом и Молочной улицей. А скоро начнут возводить первые корпуса микрорайона на месте путевого развития Варшавского вокзала. По всей видимости, сохранение трампарка в эти наполеоновские планы попросту не вписывается.

 

Трамвайный парк № 6 им. Скороходова

Мало кто знает, что в Петроградском районе раньше было два депо. Одно ещё работает в самом сердце Петроградской стороны – на Большой Посадской, 24 (парк № 3 имени Блохина). А второго сегодня уже не существует, на его месте разместился элитный жилой квартал. Трампарк имени Скороходова занимал территорию между Барочной улицей, Карповкой, Песочной набережной и улицей Профессора Попова. Открыли его в марте 1925 года, когда закончили начатое ещё до революции строительство Крестовского трамвайного парка.

История же уничтожения парка началась в 2003 году – депо закрыли, а вагоны передали в другие парки или списали в утиль. Правда, некоторое время продолжала работать служба движения, а на территории утилизировали списанные вагоны. Так продолжалось ещё пару лет, после чего городские власти продали землю под жилищное строительство. Покупатель на участок, расположенный у берегов Карповки и Малой Невки, нашёлся сразу. Финский концерн «ЮИТ» возвёл здесь жилой комплекс, сохранив при этом памятник – жилое и административное здание сооружений второй очереди «Петроградского городского трамвая» (архитектор Александр Ламагин, находится на углу Барочной и Профессора Попова), в нём разместился бизнес-центр.

 

Трамвайный парк № 4 им. Смирнова

Раньше летящий по старым улочкам трамвай считался неотъемлемой частью жизни центра Петербурга. Многие помнят, как вагончики возили пассажиров по 2-й Советской улице и Лиговке, через Большеохтинский мост. Но в 2000-е годы чиновники стали активно сокращать трамвайные линии. Дошло дело до того, что ненужным оказался целый трамвайный парк № 4, который как раз и обслуживал упомянутые маршруты.

Парк имени Смирнова занимал полквартала недалеко от Смольного – между Дегтярным переулком, Новгородской улицей и застройкой на улице Моисеенко. Этот памятник промышленной архитектуры создан ещё в 1876 году как Рождественский коночный парк.

Парк закрыли в год 300-летия Петербурга. Затем ещё два года «четвёрка» выполняла второстепенные функции (например, там утилизировали списанные вагоны), а затем её и вовсе изолировали от общей трамвайной сети, сняв пути на Тульской улице. В 2008 году, после того как уникальный памятник сняли с охраны, корпуса снесли.

Сегодня здесь возводится административно-деловой комплекс «Невская ратуша». В прошлом году сдали первые два бизнес-центра (на Дегтярном, 11). В 2014-м планируют сдать основное здание – ратушу на Новгородской улице, в которую хотят переселить всех чиновников Смольного, комитеты которых разбросаны по центру города.

 

Трамвайный парк № 2 им. Леонова

Василеостровский трамвайный парк появился в сентябре 1907 года. Он разместился на Среднем проспекте, 77–79, – в квартале между Средним, 24-й линией, Малым проспектом и 19-й линией. Ровно век депо служило городу – в 2007 году его закрыли.

У властей и инвесторов появились грандиозные планы по «развитию» этой территории. Сперва здесь хотели строить кино- и телефабрику, которой должен был пользоваться Пятый канал (в то время он получил федеральный эфир). Затем землю отдали под Дворец искусств. Под проект последнего сняли с охраны наиболее ценную в архитектурном плане половину старинного депо. В материалах историко-культурной экспертизы отсутствие ценности обосновывалось так: мол, эта часть здания хуже просматривается со Среднего проспекта, а значит, её можно снести. К счастью, этого не произошло – со временем проект Дворца искусств заглох и о нём все позабыли.

Сегодня большая часть территории 2-го трампарка пустует, а само депо продолжает использоваться под Музей городского электротранспорта и мастерскую по ремонту ретротрамваев. На минувших выходных, например, там представили модернизированный трамвай 1970-х годов, который будет обслуживать пассажиров уже нашего века.

Возможно, скоро вернут под охрану и вторую часть депо. Но как будет использоваться территория в дальнейшем, пока не известно.

 

между тем…

Автобусные парки – туда же…

Застройщики и чиновники не щадили не только трамвайное наследство, «в опалу» попал и автобусный парк № 4. Последний располагался на Васильевском острове и занимал треугольный квартал между улицами Нахимова, Наличной и Малым проспектом. В 2005 году его закрыли, а землю передали Горному институту на некоммерческих условиях – под строительство «научно-лабораторного комплекса с факультетом повышения квалификации и общежития для студентов». Когда власти подписали все бумаги, вуз вдруг стал здесь строить элитный жилой комплекс «Васильевский квартал».

На сайте проекта (застройщиком выступает сам Горный институт) говорится, что благодаря «дифференцированному подходу» «нашими потенциальными покупателями являются солидные деловые люди, известные политики, популярные актёры». При этом руководство Горного института обещало сохранить в проекте хоть что-то социально значимое. Но, как оказалось, «общежитие для студентов» на деле обернулось апарт-отелем (тот же жилой дом, разница лишь в том, что в нём нельзя прописаться, а квартира является нежилым помещением). В корпусе же, где предполагалось открыть научно-информационный центр, тоже появятся жилые квартиры, а на первых этажах разместится торговый центр. Остаётся гадать: то ли Горный обманул городские власти, то ли с ними заранее всё было согласовано.

 

резюме

После нас хоть коллапс

Экономическая теория знаменитого Полиграфа Полиграфовича Шарикова из «Собачьего сердца» сводилась к незамысловатой формуле: всё отнять и поделить. Шариковых, считается, давно нет, но дело их живёт. Во всяком случае, в градостроительной сфере Петербурга всё делается по той же формуле: всё отнять – и застроить. А дальше – после того как прибыльные метры проданы, хоть трава не расти. Хоть потоп, хоть полный коллапс.

«Авторитетным девелоперам» и нынешним чиновникам архитектурно-строительного блока Смольного всё равно, насколько, например, возрастёт транспортная нагрузка на старые улицы Васильевского острова, Петроградки или на хронически перегруженный Московский проспект после того, как туда втиснут новые жилые «термитники». В каких поликлиниках будут лечиться жители «элитных трампарков» и откуда возьмутся школы для их детей? Где Горный институт построит общежития и новые учебные корпуса, если подаренная ему городом территория пущена на гешефты?

И, наконец, главное: где взять место под трамвайные и автобусные парки, под депо для будущих «легкорельсов» и «аэроэкспрессов», когда Петербург решит наконец заняться возрождением общественного транспорта? Трамваи на Васильевский будут из Шушар гонять? А автобусы – из Горелово? Впрочем, «полиграф-полиграфычей» – хоть давних, хоть современных – вопросы, выходящие за рамки их сиюминутных потребностей, не волнуют.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.