Под этим не подписываемся!

Руководители петербургских изданий намерены бороться за возращение субсидий на подписку, чтобы газеты и журналы остались доступными для горожан

 

Руководители петербургских изданий намерены бороться за возращение субсидий на подписку, чтобы газеты и журналы остались доступными для горожан

С 1 апреля за радость обнаружить в почтовом ящике свежую газету придётся доплатить – Министерство связи и массовых коммуникаций РФ потребовало от «Почты России» повысить тарифы на подписку до 25 процентов. Дело в том, что правительство отказалось компенсировать доставку периодических изданий, и теперь покрывать эти расходы будут сами читатели.

Чиновники рассчитали: в среднем для потребителя стоимость подписки на еженедельную газету подорожает на 30–50 рублей в месяц, на ежедневную – 80–150 рублей, а для небольших региональных изданий – на 20–30 рублей в месяц.

Как пояснил заместитель директора по коммерции петербургского филиала ФГУП «Почта России» Олег Машковский, подписка и без того убыточное направление деятельности почты.

– В прошлом году на доставку подписных изданий мы потратили более 9 миллиардов рублей, – говорит представитель ведомства. – При этом доходы от подписки составили всего 3 миллиарда. 3 миллиарда компенсировало государство. Итог – минус 3 миллиарда. Эти убытки мы, как правило, компенсируем за счёт других направлений деятельности. Теперь они станут ещё больше. Не исключено, что выравнивать разницу придётся за счёт сокращения зарплат наших сотрудников.

По словам Олега Машковского, повышение цен неоднородно: оно будет зависеть от региона (чем дальше регион, тем меньше подорожание), а также от тиража, веса, периодичности и статуса издания. Меньше всего пострадают федеральные и региональные издания, тираж которых превышает 220 тысяч и 15,5 тысячи соответственно. Кроме того, вводятся дополнительные скидки для читателей: если они будут готовы забирать газету из почтового отделения, а не ждать доставки на дом, любимая газета обойдётся в среднем на 40 процентов дешевле. Однако, как бы там ни было, в первую очередь нововведения ударят именно по тем людям, которые привыкли рассчитывать на подписку как на единственный способ получать прессу.

– Доставкой в отдалённые регионы сегодня готова заниматься только «Почта России», – подчёркивает Олег Машковский. – Больше никому это не нужно, поскольку заработать на этом невозможно.

Возмущённые издатели ещё в феврале отправили письма в адрес правительства. Ответом стало совещание в Минкомсвязи с участием заинтересованных сторон, но все острые вопросы так и остались без ответа. Между тем результаты принятых решений пугают масштабами. По мнению большинства представителей отрасли, самый страшный из возможных сценариев – уничтожение рынка подписки, по которой сегодня распространяются 36 процентов тиражей газет и журналов, в том числе почти все научные, образовательные, литературно-художественные и социальные издания, а также районные и городские газеты. В ситуации, когда для подписчиков (большинство из которых – пенсионеры) чувствительным стало бы повышение цен даже на рубль в месяц, многократный рост почтовых тарифов может обернуться общероссийской информационной катастрофой. При этом, как замечает депутат Законодательного собрания Марина Шишкина, никаких веских аргументов, почему и зачем нужно урезать государственную поддержку «Почты России» в таком важном сегменте, как доставка периодических изданий, никто так и не привёл.

– Исключительные права доставки подписных изданий должны быть оставлены за одной «Почтой России», – считает парламентарий. – Сокращать расходы здесь просто недопустимо. Однако проблема не только в этом, она – в отношении к отрасли в целом. Вспомнить хотя бы кампанию по закрытию газетных киосков, инициированную чиновниками. В прошлом году в Петербурге убивали розницу, теперь вот взялись за подписку. Хотя доставка газет была всегда, даже в войну они доходили в срок! На мой взгляд, отрасль должна сопротивляться, иначе ситуацию не поменять.

 

Главная трудность, по словам Марины Шишкиной, заключается в том, что «Почта России» – структура федеральная, и городские субсидии на неё не распространяются. Однако найти законодательные механизмы профинансировать услугу доставки, опираясь на бюджет города, всё-таки можно – было бы желание или, точнее, политическая воля. Правда, для этого к дискуссии должны подключиться сами чиновники. 

 

Исключительные права доставки подписных изданий должны быть оставлены за одной «Почтой России». Сокращать расходы здесь просто недопустимо. Однако проблема не только в этом, она – в отношении к отрасли в целом. Вспомнить хотя бы кампанию по закрытию газетных киосков, инициированную чиновниками. В прошлом году в Петербурге убивали розницу, теперь вот взялись за подписку. 

Марина Шишкина, депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.