Петербург не хочет быть «точкой роста» для России
Правительство города подвело экономические итоги прошлого года
Правительство города подвело экономические итоги прошлого года
По итогам 2013 года экономика северной столицы допустила спад в ряде критически важных отраслей: обрабатывающая промышленность потеряла 1,6 процента объёмов, пищевая – 1,9 процента, производство нефтепродуктов рухнуло на 27 процентов. И даже вечная палочка-выручалочка – строительство – подвело, упав в объёмах на 2,9 процента. Тем не менее на вчерашнем заседании городского правительства, где глава комитета по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга Анатолий Котов отчитывался об итогах года, царило мажорное настроение. Ведь, несмотря на отмеченные спады, связанные, по мнению председателя комитета, с проблемами еврозоны и Китая, рост ВРП (валового регионального продукта) достиг неплохого по нынешним депрессивным временам уровня в 3,2 процента (рост ВВП России – 1,3 процента за год). То есть экономика мегаполиса, несмотря на имеющиеся минусы, может, оказывается, работать в плюс.
Да, при всём своём наследственном научном и промышленном потенциале Петербург является сейчас в первую очередь торгово-логистическим центром благодаря крупнейшему в стране морскому порту и дорогам, соединяющим его с Финляндией и странами Балтии. Объём транспортных услуг вырос за год на 4,7 процента, а оборот оптовой торговли – на 12 процентов. Обилие фирм, занимающихся хранением, поставками, продажами товаров, увеличивает потребность в офисной, складской и прочей недвижимости, поэтому по графе «Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг» рост составил рекордные 13,8 процента. Бурная, почти столичная жизнь Петербурга обеспечивает также спрос в розничной торговле и сфере платных услуг. Всё это именуется красивым термином «постиндустриальная экономика».
Впрочем, пятимиллионный город (статистика утверждает, что на 1 января нас было 5 миллионов 132 тысячи человек) не может жить только на перепродажах, надобно что-то и своё делать. Выручает нас мировой автопром, успешно производящий свои машины в Петербурге, производители бытовой техники (тоже в основном импортные), растёт производство металлов (спасибо «Ижорским заводам» и «Северстали»), некоторых видов оборудования. Спад в пищевой промышленности – тоже отчасти успех, потому что связан с модой на здоровый образ жизни, – за год уменьшилось производство пива (сразу на 16 процентов), табака и крепкого алкоголя.
Тем не менее доля промышленности в ВРП Петербурга каждый год снижается. Отчасти это связано с тем, что многие городские предприятия переехали в область – освобождение Петербурга от заводов было официальной целью трёх прошлых губернаторов. Растут и «невозвратные потери». Так, обанкрочен один из лучших в своей отрасли заводов – «Севкабель». На месте его цехов на Васильевском острове будет жильё. Ликвидирован Петербургский трамвайно-механический завод, который больше 80 лет строил трамваи для города и страны. Развалилась вся лёгкая промышленность. На месте снесённых заводов, как правило, строится жильё – это до недавнего времени был самый рентабельный вид бизнеса, обеспечивавший, в отличие от промпроизводства, 100 и больше процентов прибыли. Поэтому жилищными проектами в городе на Неве занимались и вузы – такие как Горный институт, и оборонные корпорации – знаменитый «Уралвагонзавод», и банки, и вообще все, у кого есть деньги. Строительный бум продолжается, но теперь он во многом переместился на территорию Ленинградской области, где и земля, и подключение к коммуникациям в несколько раз дешевле, чем в мегаполисе. Соответственно, и цены на квартиры процентов на 25–40 ниже, чем в городе. Правда, дорогами не занимаются власти ни области, ни города, ни сами строители, так что «транспортные» потери времени трудоспособного населения принимают катастрофические размеры.
В этом году рост ВРП Петербурга может снизиться до одного процента – такой прогноз дал вице-губернатор Сергей Вязалов. Пессимизм объясняется влиянием на Петербург внешних факторов – ожидаемым снижением ожидаемых темпов роста в стране и в мире. На то, чтобы стать локомотивом и «точкой роста» российской экономики, Петербург не претендует.