Дама искала багаж…
Корреспондент «НВ» выяснил, что делать пассажирам, если их чемодан потерялся или застрял в дороге
Корреспондент «НВ» выяснил, что делать пассажирам, если их чемодан потерялся или застрял в дороге
Через несколько дней почти официально начнётся новый отпускной сезон – по традиции россияне отправляются в путешествия с апреля по октябрь. Согласно последним опросам, петербуржцы не намерены отказываться от отдыха на заграничных курортах, даже несмотря на стремительно дорожающие доллар и евро. Ожидается, что в ближайшие месяцы до 3 миллионов горожан (и это ещё очень осторожная цифра) поедут за границу. А это значит, что кому-то из них предстоит столкнуться с не очень приятной, но распространённой проблемой – когда пассажир прилетает в нужное место вовремя, а его багаж либо задерживается, либо улетает в другом направлении. Что делать в таких случаях и как решить вопрос с наименьшими потерями нервной энергии?
Для начала нужно уяснить, что аэропорт в 99,9 процента случаев к задержкам багажа отношения не имеет. Бывает, конечно, что из-за сбоя в системе сортировки чемоданы и сумки массово отправляют на другой конец света (так, например, произошло во время запуска нового терминала лондонского Хитроу, когда 20 тысяч человек остались на время без багажа), но это случаи исключительные. В основном задержка происходит по вине авиакомпаний, поэтому устраивать истерики в зале прилёта или выдачи багажа нет никакого смысла.
– Если чемодан не прилетел, не стоит нервничать, он обязательно отыщется, – рассказала корреспонденту «НВ» руководитель отдела розыска багажа ООО «Воздушные ворота северной столицы» (компания-оператор Пулково) Екатерина Герасименко. – Сразу же ищите стойку «Утерянный или повреждённый багаж» и обратитесь к оператору. Он предложит заполнить специальную форму, в которой указывается, откуда человек летел, описание чемодана, его цвет и так далее.
Стойку, к которой нужно подойти в такой ситуации, пропустить невозможно. В Терминале-1 петербургского аэропорта она находится рядом с выходом из багажного зала. В других аэропортах служба Lost and Found (принятое международное название таких структур) может располагаться в глубине терминалов, но в любом случае путь к ней обязательно укажут яркие стрелки, так что ориентируйтесь по ним.
В Пулково в такой службе трудятся 80 человек. В их задачу входит не только сбор информации о неприлетевших вещах, но и в некотором роде психологическая помощь. Иногда оставшиеся без багажа люди ведут себя весьма неадекватно. Кстати, растерявшимся в такой ситуации пассажирам покажут специальный буклет, в котором представлены всевозможные варианты сумок, тележек, колясок и даже палаток и переносок для животных. Частенько граждане не могут в трудной ситуации сосредоточиться и описать свой багаж, поэтому с радостью тыкают пальцем в похожую картинку. Учитывая, что в среднем в месяц в службу обращаются примерно 2000 человек (и далеко не все из них понимают русский, английский или немецкий языки), такие буклеты помогают серьёзно сэкономить время поисков.
– Если багажная бирка на месте, то вещи быстро отыщутся в режиме онлайн, – продолжает Екатерина Герасименко. – Из другого аэропорта, где застряли сумки, оперативно придёт ответ, и мы тут же расскажем пассажиру, каким рейсом прилетит его багаж. Но иногда случается, что бирки отклеиваются, и тогда розыск может занять больше времени. В этом случае ориентируемся по дополнительным опознавательным признакам: цвет, размер, особые приметы и так далее.
Чтобы упростить жизнь себе и тем, кто будет разыскивать ваш чемодан, не поленитесь прикрепить к своей сумке визитку с информацией: имя, фамилия, адрес (домашний и электронной почты) и телефон. В случае заграничного путешествия лучше сделать это латиницей, как в загранпаспорте. К слову, на внешней стороне современных чемоданов есть даже специально предназначенный для таких визиток карман. Благодаря этой информации ваши вещи легко идентифицируют в любом аэропорту планеты и направят в нужную точку. По словам Екатерины Герасименко, иностранные туристы часто используют в качестве опознавательных знаков разноцветные верёвочки с узелками.
– Большинство забытых и утерянных вещей в Пулково находятся и доставляются пассажирам в первые три дня, – рассказала руководитель отдела розыска багажа. – Полностью же они считаются утраченными, если багаж не могут отыскать за 21 день. Тогда пассажир просто обращается в авиакомпанию с требованием возместить ущерб. Если речь идёт о международном рейсе, то в этом случае сумма вычисляется исходя из правил Варшавской конвенции – 20 долларов за килограмм багажа. В Европе действуют другие правила, там люди получают от перевозчиков гораздо большие деньги в качестве возмещения. Но в России их пока не приняли, хотя разговоры об этом ходят не первый год.
Российские правила имеют ещё одну очень важную и не слишком удобную для граждан особенность. Если ваш багаж потеряли за границей, для его ввоза на российскую территорию потребуется заполнить отдельную таможенную декларацию. Как объяснила Екатерина Герасименко, это требование федерального законодательства. В декларации указываются предметы, которые находятся в чемодане, и их ориентировочная стоимость. К счастью, перечислять всё, указывая, сколько пар трусов и носков в сумке, не нужно – их можно объединить под общим термином «одежда».
К слову, те же самые процедуры придётся пройти и гражданам, которые возвращаются в Петербург по земле, долетев, например, до Риги, Таллина или Хельсинки. В любом пункте пропуска через границу необходимо сообщить о задерживающемся багаже и заполнить такую же декларацию. Иначе за каждый килограмм привезённого багажа придётся заплатить минимум 4 евро.
– Приезжать в аэропорт после того, как багаж доставят, не нужно, – говорит Екатерина Герасименко. – Представитель нашей службы свяжется с пассажиром и договорится об удобном времени доставки. По Петербургу и ближайшим окрестностям чемоданы развозят на машинах.
Владимир Афанасьев
цена вопроса
Покупай раньше, плати меньше?В конце прошлого месяца глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев раскритиковал действующую систему, по которой авиаперевозчики не желают снижать стоимость билетов и предпочитают совершать рейсы с незаполненным салоном. По мнению Артемьева, это негативно сказывается на общем рынке перевозок и вынуждает россиян пользоваться услугами зарубежных компаний. Однако эксперты уверены, что инициатива главы ФАС добиться снижения цен на билеты за несколько дней перед полётом не имеет перспектив.
– Вот операционные данные Росавиации за январь и февраль этого года: заполняемость кресел на рейсах российских перевозчиков за этот период составила почти 76 процентов, – сообщил корреспонденту «НВ» главный редактор портала «Авиапорт», один из лучших отечественных экспертов в области авиации Олег Пантелеев. – То есть в большинстве случаев речь идёт о том, что заняты как минимум три четверти салона. Так что говорить о полупустых самолётах как минимум некорректно.
По словам Олега Пантелеева, перед принятием любого решения о государственном вмешательстве в ценообразование на рынке авиаперевозок чиновники должны чётко представлять себе алгоритм работы авиакомпаний. А он таков, что коммерческое предприятие, которым перевозчик является в первую очередь, главной задачей ставит получение прибыли. В любом противном случае авиакомпания оказывается финансово несостоятельной и в конечном итоге прекращает существование.
Формируя линейку тарифов, перевозчик думает прежде всего о получении прибыли. Это только кажется, что нет никакой разницы в том, продаёт ли он 4 билета по 3000 рублей или 3 билета по 4000. Второй вариант для авиакомпании предпочтительнее, потому что в этом случае не придётся дополнительно тратиться на питание, обслуживание, да и каждые лишние 100 килограммов веса влияют на расход топлива, за которое тоже надо платить.
– Если господа из ФАС считают, что перевозчики обязаны продавать билеты по принципу «чем ближе к вылету, тем дешевле», то они должны предложить им другой адекватный механизм возмещения убытков, – продолжает Олег Пантелеев. – Есть и второй вариант, на который стоило бы обратить внимание. Речь о том, чтобы разрешить авиакомпаниям взвинчивать цены за неделю-полторы до полёта, а за два-три месяца до рейса обязать их продавать билеты с минимальной наценкой. Ведь логично, что наибольший спрос на перелёты как раз у тех пассажиров, которым нужно воспользоваться услугами перевозчика в ближайшее время. И такие люди готовы заплатить за быструю доставку в нужную точку большие деньги. Те же, кто заранее спланировал своё путешествие, смогут платить меньше. В итоге авиакомпания всё равно не останется внакладе и сможет минимизировать потери и выйти в поле рентабельности.
Никита Рубцов