Дама искала багаж…

Корреспондент «НВ» выяснил, что делать пассажирам, если их чемодан потерялся или застрял в дороге

Корреспондент «НВ» выяснил, что делать пассажирам, если их чемодан потерялся или застрял в дороге

Через несколько дней почти официально начнётся новый отпускной сезон – по традиции россияне отправляются в путешествия с апреля по октябрь. Согласно последним опросам, петербуржцы не намерены отказываться от отдыха на заграничных курортах, даже несмотря на стремительно дорожающие доллар и евро. Ожидается, что в ближайшие месяцы до 3 миллионов горожан (и это ещё очень осторожная цифра) поедут за границу. А это значит, что кому-то из них предстоит столкнуться с не очень приятной, но распространённой проблемой – когда пассажир прилетает в нужное место вовремя, а его багаж либо задерживается, либо улетает в другом направлении. Что делать в таких случаях и как решить вопрос с наименьшими потерями нервной энергии?

Для начала нужно уяснить, что аэропорт в 99,9 процента случаев к задержкам багажа отношения не имеет. Бывает, конечно, что из-за сбоя в системе сортировки чемоданы и сумки массово отправляют на другой конец света (так, например, произошло во время запуска нового терминала лондонского Хитроу, когда 20 тысяч человек остались на время без багажа), но это случаи исключительные. В основном задержка происходит по вине авиакомпаний, поэтому устраивать истерики в зале прилёта или выдачи багажа нет никакого смысла.

– Если чемодан не прилетел, не стоит нервничать, он обязательно отыщется, – рассказала корреспонденту «НВ» руководитель отдела розыска багажа ООО «Воздушные ворота северной столицы» (компания-оператор Пулково) Екатерина Герасименко. – Сразу же ищите стойку «Утерянный или повреждённый багаж» и обратитесь к оператору. Он предложит заполнить специальную форму, в которой указывается, откуда человек летел, описание чемодана, его цвет и так далее.

Стойку, к которой нужно подойти в такой ситуации, пропустить невозможно. В Терминале-1 петербургского аэропорта она находится рядом с выходом из багажного зала. В других аэропортах служба Lost and Found (принятое международное название таких структур) может располагаться в глубине терминалов, но в любом случае путь к ней обязательно укажут яркие стрелки, так что ориентируйтесь по ним.

В Пулково в такой службе трудятся 80 человек. В их задачу входит не только сбор информации о неприлетевших вещах, но и в некотором роде психологическая помощь. Иногда оставшиеся без багажа люди ведут себя весьма неадекватно. Кстати, растерявшимся в такой ситуации пассажирам покажут специальный буклет, в котором представлены всевозможные варианты сумок, тележек, колясок и даже палаток и переносок для животных. Частенько граждане не могут в трудной ситуации сосредоточиться и описать свой багаж, поэтому с радостью тыкают пальцем в похожую картинку. Учитывая, что в среднем в месяц в службу обращаются примерно 2000 человек (и далеко не все из них понимают русский, английский или немецкий языки), такие буклеты помогают серьёзно сэкономить время поисков.

– Если багажная бирка на месте, то вещи быстро отыщутся в режиме онлайн, – продолжает Екатерина Герасименко. – Из другого аэропорта, где застряли сумки, оперативно придёт ответ, и мы тут же расскажем пассажиру, каким рейсом прилетит его багаж. Но иногда случается, что бирки отклеиваются, и тогда розыск может занять больше времени. В этом случае ориентируемся по дополнительным опознавательным признакам: цвет, размер, особые приметы и так далее.

Чтобы упростить жизнь себе и тем, кто будет разыскивать ваш чемодан, не поленитесь прикрепить к своей сумке визитку с информацией: имя, фамилия, адрес (домашний и электронной почты) и телефон. В случае заграничного путешествия лучше сделать это латиницей, как в загранпаспорте. К слову, на внешней стороне современных чемоданов есть даже специально предназначенный для таких визиток карман. Благодаря этой информации ваши вещи легко идентифицируют в любом аэропорту планеты и направят в нужную точку. По словам Екатерины Герасименко, иностранные туристы часто используют в качестве опознавательных знаков разноцветные верёвочки с узелками.

– Большинство забытых и утерянных вещей в Пулково находятся и доставляются пассажирам в первые три дня, – рассказала руководитель отдела розыска багажа. – Полностью же они считаются утраченными, если багаж не могут отыскать за 21 день. Тогда пассажир просто обращается в авиакомпанию с требованием возместить ущерб. Если речь идёт о международном рейсе, то в этом случае сумма вычисляется исходя из правил Варшавской конвенции – 20 долларов за килограмм багажа. В Европе действуют другие правила, там люди получают от перевозчиков гораздо большие деньги в качестве возмещения. Но в России их пока не приняли, хотя разговоры об этом ходят не первый год.

Российские правила имеют ещё одну очень важную и не слишком удобную для граждан особенность. Если ваш багаж потеряли за границей, для его ввоза на российскую территорию потребуется заполнить отдельную таможенную декларацию. Как объяснила Екатерина Герасименко, это требование федерального законодательства. В декларации указываются предметы, которые находятся в чемодане, и их ориентировочная стоимость. К счастью, перечислять всё, указывая, сколько пар трусов и носков в сумке, не нужно – их можно объединить под общим термином «одежда».

К слову, те же самые процедуры придётся пройти и гражданам, которые возвращаются в Петербург по земле, долетев, например, до Риги, Таллина или Хельсинки. В любом пункте пропуска через границу необходимо сообщить о задерживающемся багаже и заполнить такую же декларацию. Иначе за каждый килограмм привезённого багажа придётся заплатить минимум 4 евро.

– Приезжать в аэропорт после того, как багаж доставят, не нужно, – говорит Екатерина Герасименко. – Представитель нашей службы свяжется с пассажиром и договорится об удобном времени доставки. По Петербургу и ближайшим окрестностям чемоданы развозят на машинах.

Владимир Афанасьев

 

цена вопроса

Покупай раньше, плати меньше?

В конце прошлого месяца глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев раскритиковал действующую систему, по которой авиаперевозчики не желают снижать стоимость билетов и предпочитают совершать рейсы с незаполненным салоном. По мнению Артемьева, это негативно сказывается на общем рынке перевозок и вынуждает россиян пользоваться услугами зарубежных компаний. Однако эксперты уверены, что инициатива главы ФАС добиться снижения цен на билеты за несколько дней перед полётом не имеет перспектив.

– Вот операционные данные Росавиации за январь и февраль этого года: заполняемость кресел на рейсах российских перевозчиков за этот период составила почти 76 процентов, – сообщил корреспонденту «НВ» главный редактор портала «Авиапорт», один из лучших отечественных экспертов в области авиации Олег Пантелеев. – То есть в большинстве случаев речь идёт о том, что заняты как минимум три четверти салона. Так что говорить о полупустых самолётах как минимум некорректно.

По словам Олега Пантелеева, перед принятием любого решения о государственном вмешательстве в ценообразование на рынке авиаперевозок чиновники должны чётко представлять себе алгоритм работы авиакомпаний. А он таков, что коммерческое предприятие, которым перевозчик является в первую очередь, главной задачей ставит получение прибыли. В любом противном случае авиакомпания оказывается финансово несостоятельной и в конечном итоге прекращает существование.

Формируя линейку тарифов, перевозчик думает прежде всего о получении прибыли. Это только кажется, что нет никакой разницы в том, продаёт ли он 4 билета по 3000 рублей или 3 билета по 4000. Второй вариант для авиакомпании предпочтительнее, потому что в этом случае не придётся дополнительно тратиться на питание, обслуживание, да и каждые лишние 100 килограммов веса влияют на расход топлива, за которое тоже надо платить.

– Если господа из ФАС считают, что перевозчики обязаны продавать билеты по принципу «чем ближе к вылету, тем дешевле», то они должны предложить им другой адекватный механизм возмещения убытков, – продолжает Олег Пантелеев. – Есть и второй вариант, на который стоило бы обратить внимание. Речь о том, чтобы разрешить авиакомпаниям взвинчивать цены за неделю-полторы до полёта, а за два-три месяца до рейса обязать их продавать билеты с минимальной наценкой. Ведь логично, что наибольший спрос на перелёты как раз у тех пассажиров, которым нужно воспользоваться услугами перевозчика в ближайшее время. И такие люди готовы заплатить за быструю доставку в нужную точку большие деньги. Те же, кто заранее спланировал своё путешествие, смогут платить меньше. В итоге авиакомпания всё равно не останется внакладе и сможет минимизировать потери и выйти в поле рентабельности.

Никита Рубцов

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.