Пластиковому времени – пластиковые копии…
На днях музей-заповедник «Петергоф» объявил о грядущей реставрации скульптур каскада «Золотая гора», после которой часть произведений искусства будет заменена копиями
На днях музей-заповедник «Петергоф» объявил о грядущей реставрации скульптур каскада «Золотая гора», после которой часть произведений искусства будет заменена копиями.
Что ж – не впервой… Напомним, не так давно Русский музей подробно объяснял горожанам на примере скульптур Летнего сада, что сохранять их в условиях нашей суровой северной природы и ещё более суровой экологии становится всё тяжелее. Скульптуры (почти все) были заменены копиями, оригиналы отправились под крышу музея. Теперь за их «здоровьем» следят специалисты и скульптурам ничто не угрожает. Вот только в Летнем саду без них стало как-то грустно, и в голову лезут мысли о том, что наше время и наше поколение, пачкающее дворцы граффити, бьющее статуи и безоглядно засоряющее планету, недостойно шедевров прошлого. Вот они и ушли от нас, в испуге не желая видеть свершившихся перемен. Пластиковому времени – пластиковые шедевры…
Тем не менее при всём осознании необходимости сохранения скульптур для истории, почему-то сердце сжимается от мысли, что в ближайшее время будут заменены и статуи в Петергофе. Ведь одно дело – прогуливаться по парку, затаив дыхание от одной мысли, что ты окружён произведениями искусства, впитавшими в себя время. И совсем другое – ходить среди копий.
Да, это чисто психологический момент: визуально, если изготовители копий постараются, разница может быть и незаметной. Но разве не этот самый гений места влечёт туристов со всех стран к сотням достопримечательностей? Взять, например, ту же Святую лестницу в Риме: разве создавала бы она такую магическую атмосферу, если бы не вера людей в то, что именно по ней когда-то прошёл Иисус Христос, оставив за собой капли крови?
Всё же места, подобные Летнему саду и Нижнему парку Петергофа, тем и уникальны, что они – открытые музеи. Именно это в них и завораживает, делает уникальными, неповторимыми и вызывает желание возвращаться вновь и вновь. Как просоленные разрушающиеся и тонущие здания Венеции не заменить опрятными копиями, как старые нереставрированные испанские соборы, манящие именно своим пышным умиранием… Не получится ли так, что, сохраняя составляющие, мы потеряем целое как феномен?