Пластиковому времени – пластиковые копии…

На днях музей-заповедник «Петергоф» объявил о грядущей реставрации скульптур каскада «Золотая гора», после которой часть произведений искусства будет заменена копиями

На днях музей-заповедник «Петергоф» объявил о грядущей реставрации скульптур каскада «Золотая гора», после которой часть произведений искусства будет заменена копиями.

Что ж – не впервой… Напомним, не так давно Русский музей подробно объяснял горожанам на примере скульптур Летнего сада, что сохранять их в условиях нашей суровой северной природы и ещё более суровой экологии становится всё тяжелее. Скульптуры (почти все) были заменены копиями, оригиналы отправились под крышу музея. Теперь за их «здоровьем» следят специалисты и скульптурам ничто не угрожает. Вот только в Летнем саду без них стало как-то грустно, и в голову лезут мысли о том, что наше время и наше поколение, пачкающее дворцы граффити, бьющее статуи и безоглядно засоряющее планету, недостойно шедевров прошлого. Вот они и ушли от нас, в испуге не желая видеть свершившихся перемен. Пластиковому времени – пластиковые шедевры…

Тем не менее при всём осознании необходимости сохранения скульптур для истории, почему-то сердце сжимается от мысли, что в ближайшее время будут заменены и статуи в Петергофе. Ведь одно дело – прогуливаться по парку, затаив дыхание от одной мысли, что ты окружён произведениями искусства, впитавшими в себя время. И совсем другое – ходить среди копий.

Да, это чисто психологический момент: визуально, если изготовители копий постараются, разница может быть и незаметной. Но разве не этот самый гений места влечёт туристов со всех стран к сотням достопримечательностей? Взять, например, ту же Святую лестницу в Риме: разве создавала бы она такую магическую атмосферу, если бы не вера людей в то, что именно по ней когда-то прошёл Иисус Христос, оставив за собой капли крови?

Всё же места, подобные Летнему саду и Нижнему парку Петергофа, тем и уникальны, что они – открытые музеи. Именно это в них и завораживает, делает уникальными, неповторимыми и вызывает желание возвращаться вновь и вновь. Как просоленные разрушающиеся и тонущие здания Венеции не заменить опрятными копиями, как старые нереставрированные испанские соборы, манящие именно своим пышным умиранием… Не получится ли так, что, сохраняя составляющие, мы потеряем целое как феномен?

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.